Махтымкули - Magtymguly - Махтумкули - DVDRip - 1968
Махтымкули - Magtymguly - МахтумкулиDirektor:Алты Карлиев
Publisher: Туркменфильм - 1968
Format / Quality: DVDRip/wmv
Size: 694 Mb
Language:Turkmen
Screenshots
Цитата:
Magtymguly Pyragy (Persian: مخدومقلی فراغی Makhdumqoli Faraghi; Turkmen: Magtymguly Pyragy) (1733–1783) was a Turkmen spiritual leader and philosophical poet who made significant efforts to secure independence and autonomy for his people in the 18th century.
Pyragy was born in the Hajygowşan village near Kümmethowuz city in the Iranian province of Golestan. He received his early education in the Persian and Arabic languages from his father Döwletmämmet Azady (Persian: دولتمحمد آزادی), a leading scholar at that time. He went on to study and write poetry, developing a realistic style of writing about 18th century Turkmen that proved very popular and ultimately led to him becoming one of the most cherished Turkmen poets of all time. He was also a devout Sufist who was said to have travelled throughout all the lands comprising modern Turkmenistan, teaching and praying for the salvation of his people. Pyragy is buried in Aktokaý village in north-eastern Iran. The Iranian government has inaugurated a mausoleum on his grave.
He promoted the idea of keeping the Turkmen way sacred, as well as maintaining the unity and integrity of the Turkmen nation. During his lifetime, his efforts had minimal success overcoming the existing tribal loyalties and rivalries.
Цитата:
Актеры: Хоммат Муллык, Фоад (Фуад) Алиев, Ата Аловов, Союн Амангельдыев, Гюльджан Довулетмурадова, Ива Какабаева, Мухаммед Черкезов
«Поэт и философ, учитель, душа народа — таким сохранился в памяти туркмен стихотворец и мыслитель Махтумкули Фраги, живший и слагавший стихи в XVIII веке. Имя его стоит в ряду всемирно известных поэтических имен — Восток чтит его наравне с азербайджанцем Низами, узбеком Алишером Навои и величайшим из поэтов Азии Фирдоуси.
Туркменские кинематографисты поставили фильм о славном сыне своего народа. Бережно, по крупицам, собирали они то немногое, что известно о самом Махтумкули по дошедшим до нашего времени документам и историческим свидетельствам. Но главным в драматической киноповести «Махтумкули» стали не личные беды и радости, не дела и стихи трудно жившего поэта, а небывалая по трагизму история жизни самого народа, от которой неотделима судьба певца его горя и невзгод, судьба Махтумкули, выразителя надежд и чаяний народа, ...На экране — хивинское медресе, школа, в которой учился молодой туркменский поэт. Великолепна архитектура древних азиатских зодчих, привычны, как сама жизнь, приметы быта мусульман: мечеть, восточный базар, обращения к Аллаху... Отсюда, из Хивы, возвращается на родину Махтумкули. Время учебы позади: «Прощай, Науки дом, прекрасный Ширгази» — как печальный рефрен звучат стихи поэта. Впереди — родина и ее нескончаемые беды, ее горе и ее кровь.
Туркмения — не самостоятельна: на ее землю и на ее скот, на дома и посевы, да и на самих туркмен смотрят как на свою законную добычу могущественные ханы хивинские, эмиры бухарские и шах Ирана. Народ разорен, народу тяжело — ведь, помимо чужеземных властителей, надо насытить своих собственных феодалов и баев, которые так же жадны и так же мало снисходят к их бедам. Махтумкули мог жить в роскоши и довольстве, вести жизнь полную неги и беззаботности: для этого надо только стать покорным поэтом и придворным «великого шаха Ирана». Персидский двор ценит поэтов, шах собирает их — как украшения своей короны. Нищий поэт Махтумкули, по прозванию Фраги, отказался от высокой чести и разделил горестную судьбу своего народа.
На экране — бесконечные грабительские набеги, уносящие то немногое достояние, которое еще принадлежит туркменам. В огне пожарищ, зажженных врагом, гибнут дома; люди, оставшись без крова, покидают землю, где прошла их жизнь, где они надеялись вырастить и воспитать своих детей. Набеги и насилия, похищение и продажа женщин и детей — бесконечной чередой проходят беды. Горе обступает туркмен со всех сторон — и, кажется, неоткуда ждать народу помощи и спасения. Казалось бы, в повествовании о неизбывных и непрекращающихся народных бедствиях нет и не может быть места шутке, озорству, простой улыбке. Но постановщик фильма народный артист Алты Карлиев знает и любит свой народ, верит в его душевную стойкость, в неисчерпаемость его жизненных сил. Наверно, поэтому фильм «Махтумкули» не рождает отчаяния и оцепенения в сердцах людей, следящих за событиями на экране. Мы видим перед собой народ, не желающий и не умеющий покориться враждебной силе даже тогда, когда сопротивление, казалось бы, немыслимо. Среди всех своих несчастий народ туркменский не теряет вкуса к песне и стиху, к состязанию ашугов и спортивным играм...
«Спутник кинозрителя», май 1969 года
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: