Анри Карбен.История исламской философии
История исламской философии
Author: Анри Карбен
Translator: А. Кузнецов
Publication date: 1998
Number of pages: 360
Format / Quality: PDF/DOC
Size: 7 Mb
Language: Russian
Цитата:Отрывок из предисловие
1.Прежде всего, мы говорим об "исламской философии", а не об "арабской философии" (термин, превалирующий в исследованиях, начиная со Средних Веков). Пророк Ислама был, конечно же, арабом из Аравии; литературный арабский является языком коранического Откровения, литургическим языком молитвы, языком философской терминологии, использовавшейся как арабами, так и не арабами. В то же время смысл определений эволюционировал на протяжении столетий. В наше время термин "арабский" как в повседневном, так и в официальном употреблении относится к этническому, национальному и политическому концепту, с которым не совпадают ни религиозный концепт "Ислама", ни границы его ойкумены. Арабские и арабизированные народы в настоящее время составляют меньшинство в исламской умме. Вселенский смысл слова "Ислам" не может быть ограничен национальными или этническими профанными рамками. Это очевидно каждому, кто жил в неарабской мусульманской стране.
2.На Западе весьма распространено утверждение о том, что в Коране нет ничего ни мистического, ни философского, и что философы и мистики ничем ему не обязаны. Вопрос, однако, заключается не в том, что люди Запада находят или не находят в Коране, а в том, что в нем нашли мусульмане.
Исламская философия представляет собой прежде всего творение мыслителей, принадлежащих к религиозной общности, характеризующейся кораническим выражением Ахль аль-Китаб : люди, наследующие священную Книгу, т.е. люди, религия которых основана на книге, "ниспосланной с Неба", Книге, открытой пророком и преподанной через этого пророка. Определение "люди Книги" является общим для евреев, христиан и мусульман (зороастрийцы благодаря Авесте также заслуживают этой привилегии; тем, кого называют "Сабеи Харрана"1 повезло меньше).
Общей для всех этих религий является проблема, заданная объединяющим их религиозным феноменом: феноменом священной Книги, регулирующей жизнь в этом мире и ведущей за его пределы. Первой и последней задачей является понимание подлинного смысла этой Книги. Однако модус такого понимания обусловлен модусом бытия того, кто понимает; соответственно внутреннее состояние верующего обусловлено его способом понимания. Данная ситуация является ситуацией герменевтической, т.е. ситуацией, в которой верующий, открывший подлинный смысл, одновременно начинает подлинную жизнь. Эта подлинность смысла, совпадающая с подлинностью бытия, реальность смысла и подлинность реальности воплощаются в одном из ключевых терминов исламской философии: слове хакикат.
Термин хакикат несет помимо других функций значение подлинного смысла божественных Откровений, т.е. смысла, являющегося сущностным и духовным. Исходя из этого, можно сказать, что феномен "Священной Книги" заключает в себе собственную антропологию, исходит из духовно детерминированной культуры и одновременно
стимулирует и ориентирует эту культуру к определенному типу философии. Есть нечто общее в проблемах поиска подлинного смысла в Христианстве и в Исламе, в герменевтике Библии и герменевтике Корана. Но есть также и глубокие различия. Сходства и различия будут рассмотрены в рамках этой книги.СОДЕРЖАНИЕ
РаскрытьПредисловие
Источники философского мышления в Исламе
Духовное толкование Корана
Переводы
Шиизм и пророческая философия
Предварительные наблюдения
Двенадцатиричный шиизм
Периоды и источники.
Эзотеризм
Профетология
Имамология
Гносеология
Священная история и метаистория
Скрытый Имам и эсхатология
Фатимидский исмаилизм
Диалектика тавхида
Драма в Небе и рождение времени
Циклическое время: священная история и иерархия
Имамология и эсхатология
Реформированный исмаилизм Аламута
Периоды и источники
Концепция Имама
Имамология и философия воскресения
Исмаилизм и суфизм
Натурфилософия и науки о природе
Герметизм
Джабир ибн Хайан и алхимия
Энциклопедия "Ихван ас-Сафа"
Разес (Рази), врач и философ
Философия языка
Бируни
Эллинизированные философы
Авиценна и авиценнизм
Абу Хамид Газали и критика философии
Суфизм
Предварительные замечания
Абу Язид Бастами
Джунейд
Хаким Термизи
Халладж
Ахмад Газали и "чистая любовь"
Сухраварди и философия света
Возрождение мудрости древней Персии
Восток Светочей (Ишрак)
Иерархия миров
Западное изгнание
"Ишракийун"
Богословы калама
Фахраддин Рази
Иджи
Тафтазани и Гургани
Энциклопедисты
Закария Казвини
Метафизика суфизма
Предисловие
Рузбехан Бакли Ширази
Аттар из Нишапура
Омар Сухраварди
Ибн Араби и его школа
Джалаледдин Руми и Мевлевийа
Махмуд Шабестари и Шамсуддин Лахиджи
Абдул-Карим Гили
Нигматулла Вали Кермани
Хуруфиты и Бекташи
Джами
Хуссейн Кашфи
Наджмеддин Кубра и его школа
Семнани и Али Хамадани
Нур Али-Шах и обновление суфизма в конце XVIII в.
Захабиты
Шиитская мысль
Насираддин Туси и шиитский "Калам"
Исмаилиты
Последователи ишраки
Шиизм и алхимия: Джалдаки
Интеграция идей Ибн Араби в шиитскую метафизику
Садруддин Даштаки и Ширазская школа
Мир Дамад и Исфаханская школа
Мир Фендерески и его ученики
Мулла Садра и его ученики
Раджаб Али Табризи и его ученики
Кази Саид Куми
От Исфаханской школы к Тегеранской
Шейх Ахмад Ахсаи и шайхитская школа в Кермане
Джафар Кашфи
Школы Хорасана
Хади Сабзавари и Сабзаварская школа
Мешхедская школа
Перспектива
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: