Бади аз-Заман ал-Хамадани : Макамы

04.11.13 | yabgu

http//photoload.ru/data/c7/1a/93/c71a933a408fc7e8361c91adb99622.jpg


<b>Макамы</b>
Author: Бади аз-Заман ал-Хамадани
Translator: А.А.Долининa, 3.М.Ауэзовa
Ppreface and notes: А.А.Долининa
Publisher: Петербургское Востоковедение
Publication date: 1999
ISBN: 5-85803-128-5
Number of pages: 240
Format / Quality: PDF/FB2/RTF
Size: 11,8 Mb
Language: Russian

Цитата:
Макама (букв.: «место стоянки») — старинное арабское слово; оно встречается уже в древней (доисламской) поэзии, обозначая место собрания племени, само собрание или людей, в этом собрании присутствующих1; именно эти значения зафиксированы в средневековых арабских словарях2. На бедуинских стоянках обычно велись беседы, и рассказы о стычках между племенами и о подвигах знаменитых героев скрашивали долгие ночевки у костра.
Обычай вечерней беседы сохранился и у той части населения, которая, с распространением ислама и арабскими завоеваниями, переходила к оседлости. Разумеется, тематика бесед постепенно расширялась, особенно с выходом арабов на мировую историческую арену и соприкосновением их с культурными достижениями других народов.
В средневековых арабских хрониках и антологиях мы уже не раз встречаем термин «макама» в применении к беседам, которые вели халифы со своими приближенными3; а поскольку их участники были, как правило, людьми весьма образованными, то беседы состояли не только в рассказывании друг другу занимательных историй, но и в дискуссиях на богословские, моральные и филологические темы4. Знания, остроумие, находчивость были в большой чести при дворе, и люди неимущие, но образованные могли благодаря этим качествам снискать себе пропитание и у «повелителя правоверных», и у подражавших ему мелких феодальных владык. При этом дар слова, владение изящным стилем ценились особо.
Искусством строить речь арабы гордились с древнейших времен, а в эпоху расцвета арабской средневековой культуры (VIII—XII вв.), тяготевшей, не без влияния эллинистической философии, к рационалистическим принципам, это искусство приобретает особое значение. Именно речь, по мнению арабских средневековых философов, будучи выражением разума, в первую очередь способствует формированию человеческого общества на рациональных основах. Это представление оказало свое воздействие не только на ораторское искусство, но и на арабскую книжную литературу, стиль которой, оттачиваясь веками, становился все более изысканным, подчинялся требованиям гармоничной организации фразы, соответствующего выбора слов для высоких и низких жанров, насыщался тропами и разнообразными эвфоническими украшениями.
В прозе высокого стиля особое распространение получил новый жанр, названный давно известным словом — «макама». Впервые термин «макама» для обозначения определенного жанра письменной литературы был применен Абу-л-Фадлем Ахмадом ибн ал-Хусейном ал-Хамадани (969—1008), получившим прозвище Бади' аз-Заман (Чудо времени). Было это в эпоху «высшего расцвета арабской культуры» (по оценке И.Ю.Крачковского5), датируемую приблизительно двумя веками (середина IX—середина XI), когда появилось множество значительных трудов в самых разнообразных отраслях знаний, а арабская художественная литература, обогатившая свои исконные традиции эстетическими ценностями завоеванных народов и ближайших к халифату соседей, достигла блестящих успехов.

В книге впервые на русском языке публикуется полный текст макам ал-Хамадани, причем переводчики пытались, насколько возможно, передать особенности ритмического и образного строя арабской украшенной прозы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раскрыть
Бади' аз-Заман ал-Хамадани МАКАМЫ
А.А.Долинина БАДИ' АЗ-ЗАМАН АЛ-ХАМАДАНИ И ЕГО МАКАМЫ
СТИХОТВОРЧЕСКАЯ МАКАМА (первая)
ФИНИКОВАЯ МАКАМА (вторая)
БАЛХСКАЯ МАКАМА (третья)
СИДЖИСТАНСКАЯ МАКАМА (четвертая)
КУФИЙСКАЯ МАКАМА (пятая)
ЛЬВИНАЯ МАКАМА (шестая)
ГАЙЛАНСКАЯ МАКАМА (седьмая)
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ МАКАМА (восьмая)
ДЖУРДЖАНСКАЯ МАКАМА (девятая)
ИСФАХАНСКАЯ МАКАМА (десятая)
АХВАЗСКАЯ МАКАМА (одиннадцатая)
БАГДАДСКАЯ МАКАМА (двенадцатая)
БАСРИЙСКАЯ МАКАМА (тринадцатая)
ФАЗАРИЙСКАЯ МАКАМА (четырнадцатая)
ДЖАХИЗОВСКАЯ МАКАМА (пятнадцатая)
СЛЕПЦОВСКАЯ МАКАМА (шестнадцатая)
БУХАРСКАЯ МАКАМА (семнадцатая)
КАЗВИНСКАЯ МАКАМА (восемнадцатая)
САСАНСКАЯ МАКАМА (девятнадцатая)
ОБЕЗЬЯНЬЯ МАКАМА (двадцатая)
МОСУЛЬСКАЯ МАКАМА (двадцать первая)
МАДИРСКАЯ МАКАМА (двадцать вторая)
АМУЛЕТНАЯ МАКАМА (двадцать третья)
МАРИСТАНСКАЯ МАКАМА (двадцать четвертая)
ГОЛОДНАЯ МАКАМА (двадцать пятая)
ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ МАКАМА. (двадцать шестая)
АСВАДСКАЯ МАКАМА (двадцать седьмая)
ИРАКСКАЯ МАКАМА (двадцать восьмая)
ХАМДАНИДСКАЯ МАКАМА (двадцать девятая)
РУСАФСКАЯ МАКАМА (тридцатая)
ВЕРЕТЕННАЯ МАКАМА (тридцать первая)
ШИРАЗСКАЯ МАКАМА (тридцать вторая)
ХУЛЬВАНСКАЯ МАКАМА (тридцать третья)
ЖИРНАЯ МАКАМА (тридцать четвертая)
ИБЛИССКАЯ МАКАМА (тридцать пятая)
АРМЯНСКАЯ МАКАМА (тридцать шестая)
ЗВЕЗДОЧЕТСКАЯ МАКАМА (тридцать седьмая)
ХАЛАФСКАЯ МАКАМА (тридцать восьмая)
НИШАПУРСКАЯ МАКАМА (тридцать девятая)
НАУЧНАЯ МАКАМА (сороковая)
ЗАВЕЩАТЕЛЬНАЯ МАКАМА (сорок первая)
САЙМАРИЙСКАЯ МАКАМА (сорок вторая)
ДИНАРСКАЯ МАКАМА (сорок третья)
ПОЭТИЧЕСКАЯ МАКАМА (сорок четвертая)
ЦАРСКАЯ МАКАМА (сорок пятая)
ЖЕЛТАЯ МАКАМА (сорок шестая)
САРИЙСКАЯ МАКАМА (сорок седьмая)
ТАМИМСКАЯ МАКАМА (сорок восьмая)
ВИННАЯ МАКАМА (сорок девятая)
СОКРОВИЩНАЯ МАКАМА (пятидесятая)
БИШРИЙСКАЯ МАКАМА. (пятьдесят первая)
<div align="center">
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!

Password: turklib</div>

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2519
Рейтинг:
  • 0