Бурхануддин Маргинани. Хидоя. В 2 частях. Часть 1. Том 1-2

18.10.12 | yabgu

http//photoload.ru/data/e1/5e/e1/e15ee1e45eb701032bd14ff026d598bd.jpg


<b>Хидоя. В 2 частях. Часть 1. Том 1-2</b>
Author: Бурхануддин Маргинани
Publisher: Ташкент.,"O'zbekiston"
Publication date: 1994
ISBN: 5-640-01688-4
Number of pages: 480
Format / Quality: PDF
Size: 7.5 Mb
Language:Russian

Цитата:

«Хидоя» Бурхануддина Маргинани – уникальный юридический памятник Ислама

Акмаль Саидов
Директор Национального центра прав человека


Восток – одна из колыбелей мировой цивилизации. Известно, какое великое философско-культурное и историко-правовое наследие оставили нам народы Мавераннахра. К сожалению, обо всем этом большинство из нас знает лишь в общих чертах. Между тем даже чуть более подробное знакомство с этим огромным пластом истории, религии, культуры и права – не удовлетворение праздного любопытства, а скорее долг каждого культурного и интеллигентного человека. Без исторической, культурной, духовной памяти трудно рассчитывать на нормальное будущее. Кроме того, знакомство с этим великим наследием поможет еще раз понять, что у людей всех времен и народов есть общие человеческие ценности, что все мы – дети одной великой семьи – человечества.
Раскрыть
Ученые Мавераннахра внесли большой вклад в развитие различных исламских дисциплин, в частности фикха, написали получившие всемирную известность труды. Мировую славу в исламском мире получил один из известных мусульманских законоведов-факихов этого региона маргиланец шейх-уль-ислам Бурхануддин Маргинани, автор фундаментального труда «Аль-Хидоя фи шарх Бидоя аль-мубтади», или сокращенно «Китаб аль-Хидоя», или «Руководство по комментарию к “Началу для начинающего (обучение)”». «Хидоя» посвящена частным вопросам мусульманского права («фуру аль-фикх») и является своего рода сводом основных норм шариата.

Полное имя автора – Абу-л-Хасан Али ибн Абу-Бакр ибн Абдулжалил ал-Фергани ар-Риштани аль-Маргинани. Его называли «Бурхануддин вал милла». Слово «милла» означало, что он является знатоком мусульманского права и традиций местных народов. Слово «ар-Риштани» означало, что он родился в Риштане (Ферганская долина) на территории современного Узбекистана. Позднее он 13 лет прожил в махалле Пирсиддик города Маргилана. Первую часть своего знаменитого произведения «Хидоя» Маргинани написал здесь. Как было принято в то время, к его имени дали приставку «Маргинани», обозначавшую его родину. Основную же часть своей жизни он провел в Самарканде, и похоронен на кладбище Чокардиза в этом городе. Это кладбище получило славу «вместилища науки», ибо здесь находили упокоение выдающиеся люди того времени – ученые, юристы, улемы.

[spoiler]С юности интерес к науке подтолкнул Бурхануддина Маргинани к глубокому изучению основных наук того времени. Он изучал произведения улемов и факихов Риштана, Маргилана, Самарканда, Мавераннахра и Хорасана, был талантливым и способным учеником, еще в молодости наизусть знал Коран. Наукой о хадисах он овладевал по трудам великого мухаддиса Абу-Исы ат-Тирмизи. От изучения хадисов Маргинани постепенно перешел к фикху. Он не только внес значительный вклад в развитие ханафитской теории фикха, но и воспитал целую плеяду учеников.

Катиб Чалабий, Мухаммад Абдулхай Лакнавий, некоторые толкователи «Хидои», а также авторы «Энциклопедии Ислама» отмечают, что Бурхануддин Маргинани является автором более десяти фундаментальных научных трудов по фикху. К основным его произведениям относятся следующие:

· «Нашр аль-мазхаб» («Распространение мазхаба»);
· «Китаб аль-манасик аль-хадж» («Книга о правилах совершения хаджа»);
· «Китаб аль-фараиз» («Книга о праве наследства»);
· «Китаб ат-тажнис ва-ль-мазид» («Книга, боготворящая науку»);
· «Мухтарат аль-навазил» («Мажму-уль-навазил» – «Книга о вещах, ниспосланных Аллахом»);
· «Китаб аль-машойих» («Книга о шейхах»);
· «Мазид фи-фуру аль-ханафий» («Дополнения к ханафитской школе»);
· «Шарх аль-Джами аль-кабир Мухаммад аш-Шайбани» («Комментарий к книге аш-Шайбани «Аль-Джами аль-кабир»);
· «Бидааят аль-мубтади» («Вступление к изучению закона»);
· «Кифая аль-мунтахи» («Заключительное обучение для заканчивающих», 8-томный комментарий для «Бидааят аль-мубтади»).
· «Хидоя» (4-томный комментарий к книге «Кифая аль-мунтахи»).

Произведение «Бидааят аль-мубтади» («Вступление к изучению закона») – это теоретически глубокий труд, но несколько громоздкий и поэтому неудобный в использовании. В результате самому Бурхануддину Маргинани пришлось написать пространный комментарий в восьми томах к «Бидаая аль-мубтади» под названием «Кифая аль-мунтахи («Заключительное обучение для заканчивающих»). Этот компендиум и принес известность Маргинани как теоретику фикха. Впоследствии на основе «Кифая аль-мунтахи» был составлен еще более известный, знаменитый во всем мире «Китаб аль-Хидоя».

На Востоке существовал метод написания книг, называвшихся «Хидоя» (слово, означающее «Достоверное пособие»). Например, Абу-Али ибн Сина (Авиценна) написал «Хидою» в области медицины. Произведение Умара аль-Абхари под тем же названием посвящено философии, Мухаммада Анбори – освещает вопросы религиоведения и т. д.

В книге «Бидаая аль-мубтади» Бурхануддин Маргинани отмечал следующее: «Давно хочу написать книгу о праве, где объем был бы меньше, но сущность богаче». Сам автор впоследствии отмечал, что «Хидоя» была составлена на основе сочинений Мухаммада аш-Шайбани «Аль-Джами ас-сагир» («Малый сборник») и Абу-ль-Хусайна аль-Кудури «Мухтасар аль-Кудури» («Компендиум Кудури»). За основу взята структура «Аль-Джами ас-сагир». В «Хидое» дан комментарий основных правовых норм, изложенных в «Мухтасаре» Кудури, тем не менее его следует рассматривать как самостоятельный труд, ибо в нем круг рассматриваемых вопросов значительно шире, чем у Кудури. В отличие от последнего в «Хидое» приводятся и сравниваются правовые решения других суннитских юридических мазхабов, а в ряде случаев приводятся способы принятия решений, отличные от способов Кудури. [И Шайбани, и Кудури являются выдающимися теоретиками по ханафитскому мазхабу права после знаменитого Абу-Юсуфа (731–804 гг.) – ученика основателя ханафизма Имама аль-Азама («Величайшего Имама») Абу-Ханифы.]

«Хидоя» написана на прекрасном арабском языке и впоследствии была переведена на многие языки. Бурхануддин Маргинани при написании «Хидои» использовал опыт предыдущих факихов своего времени. Опасаясь, что объем его книг будет слишком велик, он старался быть кратким в суждениях. Автор приступил к написанию «Хидои» в 573 г. хиджры и писал ее 13 лет. Известные мусульманские факихи отдали должное Бурхануддину Маргинани, написав множество книг и статей, посвященных «Хидое» и его автору. Так, Махмуд ибн Сулайман аль-Кафави отмечал: заслуга Бурхануддина Маргинани состоит в том, что он написал объемную, но в то же время понятную книгу о ханафитской школе права. После этого отзыва «Хидоя» стала знаменитой во всем мусульманском мире и была признана главным пособием по мусульманскому праву.

В процессе работы над произведением «Хидоя» его автор изучил сотни книг и статей по фикху в поисках ответов на проблемные вопросы в различных отраслях права. Следует отметить, что в то время в мусульманском праве существовало десятки, а то и сотни точек зрения по одному и тому же юридическому вопросу. При написании «Хидои» Маргинани основывался на важнейших трудах великих деятелей Ислама и основоположников юридических мазхабов. В «Хидое» приводятся имена более 50 деятелей Ислама, название 12 сословий и родов, 55 исторических и географических названий. Кроме того, в данной книге приводятся имена более 90 знаменитых факихов, имамов, муджтахидов и других представителей фикха.

Теоретическими источниками «Хидои» Бурхануддина Маргинани являются: аяты Корана; сунна Пророка; труды основоположников мазхабов Абу-Ханифы, Мухаммада аш-Шафии, Малика ибн Анаса, Ахмада ибн Ханбала; труды учеников имама Абу-Ханифы – Абу-Юсуфа, имама Мухаммада аш-Шайбани и имама Зуфара. Кстати, Бурхануддин Маргинани в своей книге часто ссылается на труды последних трех факихов, называя их «наши ученые». Кроме того, Маргинани ссылается на мнения ученых захиритского мазхаба и школы имама Аузаи.

Огромное количество теоретических источников, использовавшихся при написании «Хидои», наглядно показывает, что Маргинани был великим ученым, обладавшим энциклопедическими знаниями в области фикха. Особое внимание следует обратить на своеобразный метод написания «Хидои». Во-первых, каждое предложение отличается краткостью и логичностью изложения, автор без необходимости не пользовался синонимами и дополнениями, стиль его изложения прост и доходчив.

Во-вторых, автор приводит мнения представителей различных мазхабов по различным проблемным юридическим вопросам и лишь потом высказывает свое мнение. Исходя из мнений великих факихов, приводя по этим вопросам свои суждения, он находит оптимальные ответы на возникающие правовые проблемы. В качестве аргументов в пользу той или иной правовой нормы Маргинани приводит высказывания сподвижников Пророка и других, более поздних авторитетных муджтахидов, в том числе выходцев из Мавераннахра. Поскольку в «Хидое» приводятся правовые решения других мазхабов (чаще всего шафиитского и маликитского), не совпадающие с решениями факихов ханафитской школы права, тем самым расширяется круг потенциальных пользователей «Хидои» представителями других юридических мазхабов.

В-третьих, «Хидоя» Маргинани охватывает все отрасли исламского права, кроме наследственного. Причиной того, что автор не включил эту тему в свою книгу, является мнение имама Абу-Ханифа о том, что наследование и все связанные с ним вопросы составляют отдельную отрасль фикха – «фараиз ильми».

В изданных вариантах «Хидоя» состоит из 4 частей, включающих в себя 57 книг, которые, в свою очередь, подразделены на главы и разделы. «Хидоя» отличается от других источников по фикху своей логической последовательностью, расположением тем и своеобразным методом изложения. Каждая книга посвящена описанию правовых норм определенной отрасли исламского права. В целом в «Хидое» охвачено 57 тем фикха, каждая из которых занимает отдельную книгу. Каждая тема, в свою очередь, разделена на главы и разделы.

Первый том состоит из пяти книг и посвящен вопросам молитвы (намаза), поста, закята и паломничества (хаджа). Этот том охватывает 47 глав и 37 разделов.

Второй том охватывает вопросы брака, молочного родства, развода, освобождения рабов, беглых рабов, находок, безвестно пропавших, вакуфных дел. Этот том состоит из 60 глав и 36 разделов.

Третий том охватывает вопросы купли-продажи, денежных проблем, заклада, свидетельств, лжесвидетельств, отказа от свидетельства, исков, признательств, примирения, патроната, принуждения, спонсорства и других (всего 14 книг). Он состоит из 36 глав и 37 разделов.

Четвертый том охватывает вопросы опеки, разделения наследства, садоводства и крестьянства, о животных, приносимых в жертву богу, о вещах противоположных шариату, об освоении целинных земель, об охоте, о преступлениях и наказаниях и многое другое (всего 16 книг). Этот том состоит из 23 глав и 38 разделов.

Историческое значение «Хидои» состоит в том, что он является самым знаменитым источником по исламскому правоведению Мавераннахра и ханафитской школы права в целом. Капитальный труд Маргинани оставил неизгладимое место в развитии мусульманской правовой культуры, а также в исламской юриспруденции. С момента появления «Хидоя» постоянно была в центре внимания юристов, ученых, историков, правителей и являлась основным источником в осуществлении судопроизводства. К «Хидое» написано множество комментариев. Например, Хаджи Халифа упоминает более 60 комментариев, составленных в разных регионах мусульманского мира. Наиболее ранние из них датируются концом XIII–XIV вв. [Самым ранним считается «Аль-Фаваид» («Пользы») Хамид-ад-дина Али б. Мухаммада ад-Дарира аль-Бухари (ум. в 1269 г.).] Комментарии к «Хидое» составлялись не только ко всему сочинению, но и к отдельным его разделам и главам. Выбор комментируемой главы или раздела диктовался, по-видимому, актуальностью той или иной проблемы в регионе, где составлялся комментарий. Традиция составления комментариев продолжалась в течение нескольких веков, наиболее поздние комментарии к «Хидое» относятся к XVII в.

Исследователи отмечают, что труд Бурхануддина Маргинани отличает «классическая ясность юридических формулировок». Эта особенность и привела к тому, что «Хидоя» постепенно стала чуть ли не единственным образцовым конституитивным началом мусульманского юридического образования, правотворчества не только в регионах традиционного ханафитского Ислама, но и во всех регионах традиционного распространения суннитского Ислама, стала явлением в мировой правовой мысли.

Маргинани дает лаконичные, но в то же время теоретически и практически убедительные определения, возможные случаи и варианты решения юридических казусов по различным вопросам: от норм обрядности, правовых и нравственных норм, правовых основ семьи и брака до вопросов государственно-правового строительства и уголовной ответственности.

Поскольку «Хидоя» Бурхануддина Маргинани и по форме, и по сущности является типичным проявлением и примером ханафитской школы права, из-за этого впоследствии многие юридические произведения были написаны схожим методом. Знаменитый исследователь из Индии Азиз Ахмад в своей книге «История исламского интеллекта в Индии» отмечал, что во времена делийских султанов Гиясиддина Туглука и его сына Мухаммада ибн Туглука (первая половина XIV века) «Хидоя» являлась эталоном в вопросах управления государством и в развитии законодательства. Такие великие произведения, как написанные в то время «Фикх-и ферузшохий» и «Фатово-и тоторхония», основываются на методах «Хидои». Этот труд оказал большое влияние и на последующие произведения, такие как «Фатово-и» Иброхимшахий, «Фатовой-и Оламгирий» и т. д.

«Хидоя» является бесценным произведением не только для мусульманского мира, но и для западных исследователей истории Ислама и фикха. Крупные востоковеды, такие как Ш. Риё, Брокельман, Флюгед, Розен, Крачковский, Семенов и другие, также постоянно цитировали «Хидою». До сегодняшнего дня этот труд остается одним из самых лучших пособий по исламскому праву.

Многие экземпляры рукописей и печатных изданий «Хидои» хранятся в библиотеках и фондах Англии, Германии, Турции, России, Франции и других стран. В рукописном фонде Института востоковедения АН Республики Узбекистан хранятся более 80 рукописных вариантов этой книги. Каждый экземпляр переписан великими хаттатами (каллиграфами, переписчиками) Мавераннахра. Кроме того, здесь же хранятся многие книги и источники по фикху, охватывающие период как до «Хидои», так и после него.

В 1776 г. по поручению генерал-губернатора Бенгалии Уорла Гастингса «Хидоя» была переведена с арабского на фарси (переводчики Гулам Яхяхан Бихари, мавлави Таджиддин Баегали, Мир Мухаммад Хусайн Иоани и мавлави Шариат Аллах Самбахи). В 1808 г. этот перевод был издан в Калькутте под названием «Хидайа хамил-и мутун аль-Бидаайа маа таржима-йи фарси». Данный переводной экземпляр также хранится в Институте востоковедения АН Республики Узбекистан.

В 1791 г. в Лондоне был издан английский перевод «Хидои», выполненный Чарльзом Гамильтоном с фарси. Этот перевод предназначался для ознакомления колониальной администрации с религией и бытом мусульман с целью более эффективного управления ими, поэтому в английское издание сочинения не вошли разделы, касающиеся ритуальных обрядов: омовения, молитвы, поста и паломничества.

В 1893 г. сочинение Бурхануддина Маргинани «Хидоя» было переведено с английского на русский язык и отпечатано в Ташкенте под названием «Комментарии мусульманского права» в 400 экземплярах, предназначавшихся для «лиц, служащих по административно-полицейскому управлению» Туркестанского края.

В 1994 г. в Ташкенте был переиздан первый том «Хидои» на русском языке (Хидая. Комментарии мусульманского права / Отв. ред., автор вступ. статьи и комм. А.Х. Саидов. – Ташкент: «Узбекистан», 1994).

В 1991 г. в Анкаре был издан турецкий перевод «Хидои». С арабского его перевел ученый-исламовед Ахмед Мейлани. В 2000 г., в канун празднования 910-летия со дня рождения (по мусульманскому летосчислению) Бурхануддина Маргинани, был издан узбекский перевод первого тома сочинения, сделанный непосредственно с арабского языка по последнему бейрутскому изданию.

«Хидоя» является бесценным вкладом в сокровищницу всемирного правового наследия. На основе этой книги развивалось целое юридическое направление, дошедшее и до нас, поскольку этот труд аккумулирует достижения исламской правовой мысли и культуры, вобрав в себя почти все передовые достижения мусульманского правового наследия своего времени.

В громадном идейном и правовом наследии Бурхануддина Маргинани можно выделить следующие главные направления:
· изучение правовых основ социально-экономических отношений;
· юридические основы соотношения различных видов собственности, особенно государственной и частной, а также финансовой деятельности;
· правовые основы преступления и наказания как социальных и правовых явлений;
· теория и практика гражданского права;
· технология, система, структура судов и процессуальных вопросов.

Хотя Бурхануддин Маргинани создал свой труд применительно к условиям Мавераннахра и во многих вопросах фикха часто ссылался на Абу-Юсуфа, Шайбани, Кудури и других представителей ханафитского мазхаба, «Хидоя» была известна не только в Мавераннахре, но и на всем мусульманском Востоке. Вплоть до упразднения мусульманских казиятских судов «Хидоя» была настольной книгой для всех факихов, широко использовалась в обучении и судебной практике, поскольку в ней наряду с высказываниями и заключениями автора по вопросам фикха излагаются точки зрения всех имамов ханафитской школы права, а также представителей других юридических мазхабов Ислама по этим же вопросам.

Помимо всего прочего, «Хидоя» Маргинани содержит ценный материал по истории мавераннахрской школы фикха, о реальном бытовании шариата в этом регионе. Изучение проблем мусульманского права на материале «Хидои» имеет историко-познавательное значение для понимания, распространения и функционирования шариата не только в Мавераннахре, но и в других регионах мусульманского мира. Так, в учебных заведениях Республики Узбекистан эта книга используется в качестве хрестоматии при изучении исламского права, истории государства и права. А в таких странах, как Индия, Египет, Афганистан, она используется в качестве учебного пособия для студентов высших духовных учебных заведений.

Имя великого представителя мавераннахрской школы фикха Бурхануддина Маргинани находится в одном ряду с такими великими авторитетами Ислама, как имамы аль-Бухари и ат-Тирмизи, Матуриди и Насафи, Махмуд Замахшари и Наджмуддин Кубро, Ходжа Ахмад Ясави и Бахаутдин Накшбанди, Ходжа Абдухалик Гиждувани и Ходжа Ахрори-вали. Маргинани – признанный ученый не только в мусульманском, но и во всем мире. Он внес огромный вклад в духовно-правовое развитие человечества и создал своеобразную школу в исламском правоведении. Он заслужил большое уважение не только среди улемов, но и простого народа. Именно поэтому его нетленное правовое наследие, в частности «Хидоя», вот уже более восьми веков признается одним из самых авторитетных юридических памятников Ислама.
<div align="center">
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
</div>

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2075
Рейтинг:
  • 4