Дахи: новый взгляд на судьбу кочевого народа.
Дахи: новый взгляд на судьбу кочевого народа.
Author: Нурумбаев А.А.
Publisher: Turkiston Kutubxonasi
Publication date: 2011
Format / Quality: TXT
Language: Russian
Дахи: новый взгляд на судьбу кочевого народа.
Введение.
Загадочный народ дахов. В исторической литературе этому народу уделено с одной стороны много внимания, а с другой - не так уж и много. Основное внимание в исследованиях о дахах занимают, как правило, археологические материалы. История же этого народа, особенно, когда имя дахов сходит со страниц исторических источников, совершенно не рассматривается. На первый взгляд, кажется, что об этом народе известно всё: когда появился, какую роль сыграл в истории, когда исчез со страниц письменных источников. Но это только на первый взгляд. Если же «капнуть» глубже, то становится понятным, что мы очень мало знаем о народе дахов. Например, из каких этнических компонентов состоит этот народ, сохранились ли потомки этого народа? Многие могут ответить, что основу народа дахов составили племена саков, входящие в круг скотоводческих восточноиранских племён. Да, такова «официальная» точка зрения на происхождение дахского народа, да и не только дахского. Сам автор этих строк придерживался её до тех пор, пока не открылись новые факты, противоречащие этой точке зрения. По правде говоря, историей народа дахов занимались, в основном, европейские и русские учёные (многие из них даже очень известные и уважаемые автором этих строк). Они считали, что во многих регионах Азии первоначально жили только индоевропейцы, а другие, неиндоевропейские народы пришли на свои современные территории значительно позже, ассимилировав при этом, местное индоевропейское население. Однако нельзя винить их в этом, т.к. они смотрели на историю неиндоевропейских (тюркских и финно-угорских) народов глазами европейцев. Например, изучая древние, еще непознанные языки, индоевропейские ученые без оснований относили их также к индоевропейской семье. Так, например, тохарам — насельникам Центральной и Средней Азии в I в. до н.э. и в начале нашей эры немецкие ученые искусственно приписали иранский язык. Скифам, сарматам, алано¬асам, кушанам, согдийцам, хорезмийцам, парфянам также без достаточных оснований навязали иранский язык. Да, так было, пока на свет не появилось поколение местных тюркских и финно-угорских учёных (О.Сулейменов, С.Атаниязов, Д.Айтмурадов, М.Закиев и др.), которые взглянули на историю народов Центральной и Средней Азии совсем «неевропейскими» глазами. И оказалось, что народы, населявшие этот регион в I тыс. до н.э. и в первые века н.э. вполне могли изъясняться посредством тюркской речи.Таким образом, мы можем рассмотреть историю народа дахов с неиндоевропейской точки зрения. Начнём с самого начала, т.е. с того момента, когда зародился и начал складываться этот народ.
Этнический состав и история дахов. Одно из самых ранних упоминаний о скотоводческом народе дахов/даев встре¬чается в Авесте. В 13 Яште (Фравардин Яшт, 143-144), названы Airya, Tura, Sairima, Daha и другие народы. После имя «даха» упоминается в надписи Ксеркса о «дэвах». Позже Страбон даёт более точные сведения о дахах. Он помещает дахов севернее массагетов , «выше Меотиды». За Сырдарьей они были известны со¬временникам Александра Македонского. Античные авторы помещают их на землях, принадлежавших, как писал ранее Геродот, массагетам. Все это говорит о том, что дахи (даи) первоначально занимали область севернее массагетов, либо входили в конфедерацию последних.
Исторические источники зафиксировали, что даи делились на несколько родоплеменных групп — апарнов (парнов), ксанфиев и писсуров. В 238 г. до н.э. одно из племен даев, парны (парфяне), возглавленное родом Аршакидов, создало в Иране новую империю, сменившую наследников Алексан¬дра. А на севере, в степях Западного Казахстана и Приуралья, дахо-массагетская экспансия Ш-го в. до н.э., по¬вторив события полутысячелетней давности, заставила уйти в Причерноморскую Скифию племена сарматов, потомков савроматов Геродота, близких сакам по языку, образу жиз¬ни и культуре. Ещё одна группа дахов приняла участие в образовании Кушанского государства. Так среди племён, участвовавших в образовании этого государства, наряду с асиями, пасианами и сакарауками, названы и тохары/даха+ры. Вероятнее всего, что дахары—это часть тех дахов, которые остались на своих исконных землях (в нижнем и среднем течении Сырдарьи). Примечательно, что название государства кушанов/кусанов перекликается с названием дахского племени ксан+фиев/кусан+би(й). Видимо, род ксанфиев (кусанбиев) подчинил себе изнутри дахский союз племён и, объединившись с юэчжами и саками, сокрушил Греко-Бактрию. На развалинах павшего государства ксанфии/кусанбии создали своё, назвав его Ксан/Кусан, в честь своего династийного рода.
В связи с вышесказанным, думаю, не лишним будет заострить внимание на этническом имени кушан. Вот что пишет об этнониме кушан татарский языковед Закиев М.З.: «В местах своего обитания кушаны оставили следы этнонима кушан в различных формах: кусан, касан, казан, кошан, кашан и т.д. Слово кусан состоит из частей ку ‘белый, светлый’, сан от сoн, т.е. сюнь/hун/хунн, в целом означает «белые hуны/сюны». По результатам исследований А.Н.Бернштама, кушаны назывались по-другому усунями, а усуны — общепризнанные тюркские племена асов и сюнов: ас+сюн>асунь>усунь. По мнению А.Н.Бернштама, и тохары составляли неотъемлемую часть кушанов [Бернштам А.Н., 1947, 41—47]. Тохары/дагары/догарма — также признанные тюрки. Лишь немецкими исследователями тохарам искусственно навязан иранский язык [Краузе В., 1959, 41, 44].». Далее языковед замечает, что кушаны (кусаны) в I в. до н.э. в Средней Азии создали сильное государство, центром которого сначала было Аральское Поморье, где раньше был расположен центр Хорезма-Кангхи. В процессе своего развития Кушанское царство занимает территорию Греко-бактрийского царства. С.П.Толстов о роли Хорезма в создании и расширении Кушанской империи пишет: «Кочевые племена политической периферии Кангхи-Хорезма — массагеты, сакараваки, апасиаки Аральского Поморья, тохары Нижней Сыр-Дарьи разрушают Греко-бактрийское царство и кладут основание новому Бактрийскому царству юечжи-кушанов, в I—II вв. н.э. превращающемуся в могучую среднеазиатско-индийскую империю, включающую в свой состав и древнюю Кангху» [Толстов С.П., 1948, 342]. Здесь необходимо обратить внимание на то, что, по мнению историков, Кушанская империя, начиная с Приаралья, расширилась почему-то в одну сторону — в сторону Индии. Это мнение, по-видимому, не соответствует действительности. На самом деле Кушанская империя, по традиции и древнего Хорезма, и Парды (парфян), естественно, обращала внимание и на северо-запад, хотя бы в те регионы Прикамья, где распространили свою гегемонию и хорезмийцы, и парды. И действительно, в Прикамье мы находим следы кушанов в названиях населенных пунктов и водных объектов. На правом берегу Нижней Камы и в Среднем Поволжье кушаны (кашань/касаны) построили города Кошан, Казан, здесь же мы наблюдаем и гидронимы Кошан и Касансу/Казансу.
Таким образом, Кушанская империя распространила свою гегемонию и в Волго-Камье, естественно, местные кушаны (кашаны/казаны) были одними из предков и компонентов булгар.(Закиев М.З.).
Если верить выводам Закиева М.З., то получается, что в дахский союз племён входили хунны. Это не должно нас удивлять, т.к. доподлинно известно, что хунны доходили до Приаралья ещё в середине 1тысячелетия до н.э. В исторической науке отмечено, что хунны свою первую империю создали в VIII-VII вв. до н.э. Империя простиралась на пространстве от Кореи до Аральского озера, от Сибирских степей, Тянь-Шаньских гор до Тибетских пастбищ и до Северного Китая. Вполне возможно, что какая-то часть хуннов откололась от основной части своих сородичей и вошла в состав народа дахов, сохранив при этом своё этническое имя.
Дахское племя ксанфи/ксанды можно также сопоставить с сарматским племенем кас. Сарматы-касы в исторических источниках фигурируют под именами каспи(и) и каски. То, что дахи-касанды приняли участие в формирование сарматов не должно удивлять нас, т.к. доподлинно известно, что народ дахов принял непосредственное участие в формировании сарматского этноса. Известный специалист по истории народа сарматов К.Ф.Смирнов по этому поводу отмечает: «… я во многом разделяю и предполагаю, что из дахо-массагетской среды кочевников вышли сарматы—аорсы, создавшие обширное племенное объединение от Танаиса до западных и северных степей областей Прикаспия». Гипотеза о дахо-массагето-сакском происхождении большинства сарматских объединений, вторгшихся в Северное Причерноморье, не нова. Еще М. И. Ростовцев писал, что сарматы — это саки, обитавшие у Аральского моря и между Аралом и Каспием, которые стали вторгаться в «Скифскую империю» в конце IV—III в. до н. э. Саков он отождествлял с массагетами и дахами. С. П. Толстов включил савроматов, имея в виду их восточное подразделение, т. е. северокаспийско — приуральское, в дахо-массагетский комплекс племен, считая савроматов северо-западной ветвью этого комплекса. Гипотезу об отождествлении ранних кочевников Южного Приуралья — носителей прохоровской культуры — с дахами попытался обосновать Ю. М. Десятчиков.
Таким образом, мы имеем полное право считать, что дахи-касанды приняли участие в этногенезе народа сарматов. Впоследствии имя дахского племени касандов ляжет в основу названий тюркских народов касар/хазар и касогов.
В связи с вышеизложенным этноним касанды, где –ан и –ды – словообразующие аффиксы, можно прочесть как «род, племя кас».
Заострив внимание на одном из дахских этнонимов, думаю, будет правильным остановиться и на двух оставшихся, а именно, на этнонимах апарны (парны) и писсуры. Относительно слова апарны/парны, можно сказать следующее. В основе этнонима апарны/парны лежит тюркское слово пар(бар) «есть, достаток, богатство» плюс аффиксы –н - и –ы-. Аффикс –н- указывает на собирательность-множественность, а аффикс –ы- указывает на при¬надлежность группы к определенному месту, предводителю или этносу, упоминаемому в названии. В целом, этноним апарны/парны можно расшифровывать как «люди, имеющие богатство». Дахский этноним апарны/парны в дальнейшем ляжет в основу названия государства Пар+фия.
Не меньший интерес представляет из себя третий дахский этноним- писсуры. Слово можно разложить на три части: пи, су, ры. Пи—фонетический вариант древнетюркского этнонима би(бий), т.е. бай со значением «богатый, хозяин, господин»; су—досл. «вода»; р—аффикс присоединяется к двусложным корням или основам, окан¬чивающимся на гласные; ы—аффикс, который указывает на при¬надлежность группы к определенному месту, предводителю или этносу, упоминаемому в названии. Стало быть, писсуры—досл. «хозяин, господин воды» или «люди, владеющие водным источником». Возможна также связь этнонима писсур с др.-тюрк. словом сюр/сур, которое переводится как мощь, сила.(С.Кондыбай). Первый же компонент этнонима пис—фонетический вариант тюркского слова бис/бес/бяш с семантикой «пять». Стало быть писсур/бессур—досл. «пятеро сильных», «пять сильных, могучих племени» или «союз пяти могучих племён». Сравните для примера: тюркское слово сюр/сур входит в состав таких этнонимов как сир+ак (название сарматского племени), сиур+гур (название булгарского племени).
Все три дахских этнонима имеют под собой тюркские корни. Это даёт нам право утверждать, что народ дахов в основе своей был тюркоязычным. Да и сам этноним дах(и) имеет под собой явно тюркский корень даг/таг / тау/тав «гора, лесистая гора, дерево»,т.е. дах(и)—досл. «люди гор».
Вышеизложенный материал говорит нам о том, что дахи в ходе своей истории участвовали в создании трёх государств: Парфия, Яньцай (позже переименовалось в Аланья—об этом чуть позже—Н.А.) и Кушания.
Касаясь вопроса этногенеза дахов, надо иметь также в виду, что в древнегреческих источниках дахи выступали также под именем массагетов. К данному выводу пришёл известный тюрколог Кляшторный С.Г., который обратил внимание на то, что имя массагетов совершенно не упоминается в ахеменидских надписях. Тюрколог пишет: «Наиболее загадочным казалось отсутствие упоминаний о массагетах, главных врагах персов со времен Кира. Ведь узбойско-хорезмийский регион, где Кир сражался с массагетами, вошел в состав Персидской державы; для персидского сатрапа, управлявшего Хорезмом и Приаральем, был построен великолепный дворец (ныне развалины Калалы-гыр, раскопанные Хорезмской экспедицией СП. Толстова в 50-х годах) [Ставиский, 1971,сЛ57]. Было выдвинуто логичное предположение, что массагеты эллинских авторов в персидских надписях упомянуты под другим именем. Та¬кого рода гипотезу первым выдвинул А. Херман, ныне под¬держанный Б.А. Литвинским: «массагеты античных источ¬ников идентичны сакам-тиграхауда ... Мы принимаем их идентификацию с массагетами и помещаем в западную часть Средней Азии» [Литвинский, 1972,0.172 173 ]. Такая локализация саков-тиграхауда очень расходится, однако, с показаниями надписей Дария и делает маловероятным их отождествление с массагетами.
Если массагеты действительно фигурируют в ахеменидских надписях, то более всего на отождествление с ними мог бы претендовать могучий племенной союз дахов (даев). Упомянутые еще Авестой среди племен, которые, по выра¬жению Дария, «не чтили Ахура Мазду», дахи помещены в Персепольской надписи Ксеркса в перечне самых крупных стран и народов, подвластных этому грозному завоевателю. Коренные земли дахов в IV в. до н.э. находились «за Танаисом», т.е. Сыр-Дарьей, и «по Танаису» [Арриан, 111,28 ], а также в Приаралье [Страбон, Х1,9]. Среди союзников Дария III Кадомана (336-331 гг.) в его проигранной войне с Александром названы и дахи. В битве при Гавгамелах, открывшей Александру путь на восток, дахи, вместе с бактрийской конницей, противостояли лучшей части македон¬ской армии — коннице «друзей», личного окружения Алек¬сандра. Характерная черта вооружения сражающихся да¬хов, необычная в то время, отмечена Аррианом: «сами ски¬фы (дахи) и лошади их были тщательно защищены броней» [Арриан, 111,13]. Эти «даи с Танаиса» сражались с маке¬донцами и после гибели Дария, но затем они стали союз¬никами Александра в его походе на Индию. Отряд дахов назван «конными лучниками» [Арриан, V,12]. Следует обратить внимание на важную деталь вооруже¬ния дахов — броню, защищавшую всадников и их коней. Такого рода двойной доспех столетием раньше Геродот от¬мечает только у массагетов: «лошадям на грудь они одева¬ют медные панцири» [Геродот, 1,215]. Появление катафрактариев — конных воинов в тяжелых пластинчатых до¬спехах и на защищенных броней конях, отмечено не только письменными источниками, но и документировано археоло¬гическими находками в стране дахов и массагетов… В трех далеких по времени и независимых друг от друга сочинениях — Авесте, надписи Ксеркса, труде Арриана — племена дахов обозначены одним и тем же именем — их самоназванием. Иначе следовало бы предположить сущест¬вование общего для трех названных сочинений источника, что нереально.». Кляшторный также отмечает, что массагеты — общее древнее имя приаральских племен, имеющих общую генеалогическую традицию, и возможно, обший эпоним, т.е. общего предка, чаще всего мифического, по имени которого и назван на¬род. Древнее эпонимическое имя массагетов сохранилось в иранской ономастике и зафиксировано письменно — одного из полководцев Ксеркса звали «Массагес, сын Оариза» [Ге¬родот, VII,71 ]. Неизвестно, кто был подлинным героем-эпо¬нимом массагетсхих племен, но он носил то же самое имя.
Дахи — военное ядро сырдарьинских и приаральских племен, чье имя было единственно значимым в том пол¬итическом аспекте, который проявился в надписи Ксеркса. Именно поэтому нельзя исключить корректность сведений Бepoca, назвавшего врагов Кира дахами.
В III в. до н.э. имя дахов (даев) полностью вытесняет более древнее общее имя — массагетов. Этот процесс тогда завершился даже в Прикаспии, где со времен Геродота эллинские историки любое «скифское» племя считали
мас¬сагетами.
Со слов Кляшторного можно уяснить, что массагеты, вероятнее всего, это одно из дахских племён, которое попало на страницы древнегреческих летописей. Однако и сейчас некоторые современные исследователи предполагают, что в III в. до н.э. дахи, продвинувшись с Сыр-Дарьи в Прикаскийские степи, вытеснили с их земель массагетов. Но достоверно ответить на вопрос, куда делись и где поя¬вились «вытесненные» массаггеты, невозможно. Массагеты окончательно стали дахами. Закончилась трехвековая исто¬рия деградации их названия.
Теперь остановимся на роли дахов в создании государства Яньцай , которое позже переименовалось в Аланья. Выше было отмечено, что на севере, в степях Западного Казахстана и Приуралья, дахо-массагетская экспансия Ш-го в. до н.э., по¬вторив события полутысячелетней давности, заставила уйти в Причерноморскую Скифию племена сарматов, потомков савроматов Геродота, близких сакам по языку, образу жиз¬ни и культуре. Заняв земли сарматов, дахи стали во главе сарматского союза племён, т.к. не все сарматы продвинулись в Причерноморье. Большая часть осталась на своих исконных землях. В это самое время Сарматия стала именоваться Яньцай , ещё позже—Аланья. И дахи стояли во главе этих государственных образований. Аланы были прямыми потомками дахов, т.к. вышли из дахо-массагетского круга племён. Прямая генетическая связь алан с дахами и массагетами нашла своё отражение на страницах письменных источников. Так А.Марцелин отмечал, что дахи « были предками алан». В другом месте он пишет, что гунны дошли «до земли аланов, древних массагетов». Описывая народ аланов, А.Марцелин также замечает, что имя их «происходит от названия гор». Здесь уместно будет вспомнить, что этноним дах/дай имеет значение «люди гор», «горцы».
Выяснив дахо-массагетское происхождение аланов, немного остановимся на истории этого народа. Первые сведения об аланах падают на 2-1 вв. до н. э. Так в «Истории младшей династии Хань» (25-221 гг.) сообщается: «Владение Яньцай переименовалось в Аланья, состоит в зависимости от Кангюя». Сразу стоит заметить, что территория владения Аланья находилась в междуречье Урала и Волги. (Толстов С.П., Вайнберг Б.). Параллельно с китайскими источниками, сведения об аланах встречаются и в греко-римских источниках. Так, например, этноним «аланы» появляется в работах Сенеки и Лукана; Сенека (ум. в 65 г. Н. э.) – упоминает их как врагов империи на Дунае; Лукан (39-65 гг.) - как обитателей Кавказа. Переход части аланских племён на запад от Волги был вызван экспансией кангюйских (кангарских) племён на запад. В результате аланские племена распространили своё влияние вплоть до р. Дунай. Восточная граница расселения аланов доходила до северных берегов Аральского моря. В течение нескольких столетий (2-ая пол.1-4вв.) имя алан, которое, как сообщает Аммиан Марцелин, приняли все евразийские номады «за свои обычаи, дикий образ жизни и одинаковое вооружение» (История,31,2,17), не сходит со страниц произведений античных писателей.
Тюркский период истории дахов. Дальнейшая история дахов связана с наследниками государств Парфия, Кушания и Аланья. Так наследниками парфянского государства являются огузы (ак+асы), позже-туркмены, эфталиты - наследники кушанского государства, хазары и булгары стали преемниками аланской государственности. Часть алан, удалившаяся в горы Северного Кавказа, дала жизнь государству Северокавказской Алании, наследниками которого являются современные осетины, карачаевцы и балкарцы.
Имя дахов сохранилось в языке народов, которые являются их потомками. В среде огузов этническое имя дах сохранилось в качестве эпонима Таг-хан—имя пятого сына легендарного Огуз-хана, а также в названии огузского племени тюгер/тогар. Укрепленной ставкой одного из предводителей огузов служил город Дахлан. В составе кыпчаков письменные источники фиксируют племя таг.
Название дахского племени ксанфы/ксанды сохранилось в форме касан/казан—название одного из булгарских племён. Наследниками дахов-ксанфиев являются и эфталиты, которых мировая историческая наука по-другому называет белыми хуннами (hунами). Вспомним, что этноним ксанфы/ксанды имеет такую же семантику. В IV-VI вв. н.э. в Средней Азии, Афганистане, Северо-Западной Индии, Восточном Туркестане они имели свое государство.
В Индии часть эфталитов ассимилируется среди местного народа, другая часть сохраняет свою тюркоязычность.
В русской и западноевропейской исторической науке эфталитов, несмотря на то, что они белые hуны, считают ираноязычными.
Тюркологи относят эфталитов к тюркоязычным народам, но некоторые при этом добавляют, что когда-то ираноязычные эфталиты приняли тюркский язык. По нашему мнению, эфталиты, как и хорасмии, кушаны, парды (парфяне), усуни, согды с самого начала были тюркоязычными. Тюркоязычность эфталитов (по-тюркски: абдал, абдаллы, hаптал) признана в турецкой и венгерской тюркологии [Сефероглу, Мударрисоглу, 1986, 29; Расонье Л., 1993, 73].(Закиев М.З.).
Впоследствии эфталиты были покорены тюрками. В составе тюрков эфталиты фигурировали под этническим именем халач/калач/алач. Ряд учёных считает халаджей осколком среднеазиатских эфталитов. Халаджи являлись одним из главных племён тюргешей. В 651 г. племя тюргеш-халач (ttirgis-halac; кит. туциши-хэлоши) числилось четвертым в составе пяти племен левого (восточного) крыла Западнотюркского каганата [Лю Сюй, гл. 194б, с. 1446, л. 5а; Оуян Сю, гл. 215б, с. 1506, л. 5б; Chavannes, 1903, с. 34, 60]. (Зуев Ю.А.). Часть эфталитов в результате военных походов тюрков оказалась на западе. Так среди булгар, согласно сирийским источникам, известно было племя абдал. (Баскаков Н.А.).
Дахи-касанды, как было отмечено выше, передали своё имя, правда, в несколько изменённом виде тюркским народам хазар и касогов. Оба этих народа образовались на прежних землях сармат и аланов. В этногенезе же сармат и аланов большую роль сыграли дахские племена.
Роль дахов в сложении народов юэчжи и алан. В данной работе было подмечено, что дахи сыграли основополагающую роль в образовании народа алан. Было также подмечено, что слова дах и алан имеют общую семантику «люди гор», «горцы». Однако в науке существует мнение, что параллельным названием народа алан было также имя ас или асы. Автор этих строк также придерживается этого мнения, но с маленьким замечанием. Асы являлись одним из аланских племён.
История этнонима ас связана в первую очередь с народом юэчжи китайских хроник. Китайская транскрипция юэчжи (
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: