Э. С. Вульфсон. Как живут сарты
Как живут сарты
Author: Вульфсон Э. С.
Publisher: Издание книгоиздательницы Панафидиной
Publication date: 1908
Number of pages: 122
Format / Quality: DjVu/JPG
Size: 16.4 Mb
Language: Russian
Цитата:Сарты
Сарты (узб. sartlar) — общее именование малых оседлых племён, населявших Среднюю Азию в XIX веке. Согласно, БСЭ сарты — оседлая часть узбеков и равнинных таджиков. До Октябрьской революции 1917 название "сарт" по отношению к оседлым узбекам и отчасти равнинным таджикам употребляли преимущественно полукочевая часть узбеков и казахи.
Материал из Википедии — свободной энциклопедииСостав сартов
В XIX веке сартами в совкупности называли этнические образования, именовавших самих себя по названию местности, где они проживали. Крупнейшими из них были ташкентцы, кокандцы, хивинцы, наманганцы, хорезмийцы и так далее, а также таджики некогда населявшие территорию бывшего Кокандского ханства.
Впервые название сарт встречается в источниках XI века, в которых это слово означало торговец. Предполагают, что само слово происходит от санскритского со значением торговец. Видимо большее распространение этого термина произошло после походов Чингис-хана, так как в официальных монгольских хрониках государство Хорезмшахов называлось страной сартаулов. Хотя на самом деле, в местных источниках государства Хорезмшахов это название вообще не встречается. Вместо него используются такие этнические названия как канглы, тюрк, ягма, карлук, туркмен и т.д. В XIX веке название сарт использовалось кочевыми племенами для обозначения оседлого населения Средней Азии, независимо от происхождения. Жители сами себя иденфицировали по названию местности, где они проживали. Крупнейшими из них были ташкентцы, кокандцы, Наманганцы, Хорезмийцы и так далее, а также таджики некогда населявшие территорию бывшего Кокандского ханства.
По мнению известного казахского этнолога, доктора исторических наук Н.Э.Масанова, название сарт использовалось в разных контекстах, например, если "ваши родители казахи, но вы живете в городе Испиджабе, вы - сарт".
Объединение разнородных племён под именем «сартов» было вызвано необходимостью разделения некоторых кочевых киргизов, казахов, и каракалпаков и населения, ведущего оседлый образ жизни и безплеменной аффилиации. Туркмены для обозначения оседлого населения безплеменной аффилиации, использовали название тат. Сам термин "сарт" сложно интерпритировать в этническом смысле. В Кокандском ханстве, судя по письменным источникам, темрин "сарт" или "сартия" использовался в значении "оседлый, городской житель" как протиповопоставление термину "кочевник". . То же значение вкладывали в понятие "сарты" русские исследователи середины XIX века. Так, Л.Н. Соболев писал:
Сарт не есть особое племя, как то пытались многие доказать. Сартом называется безразлично и узбек и таджик, живущие в городе и занимающиеся торговлей. Это род мещанства, сословие, но не племя. . Л.Ф. Костенко отмечал, что слово "Сарт" означает:
названия рода жизни, занятий, в переводе оно значит человек, занимающейся торговлею, горожанин, мещанин
На территории Бухарского эмирата, т.е. в Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областей и южном Таджикистане название сарт для обозначения населения в XVIII - начале XX века не использовалось.Язык сартов
Сартов иногда разделяют на тюркоязычных сартов и персоязычных сартов. При этом не нельзя ставить знак равенства между персоязычными сартами и таджиками ввиду их разного происхождения. Так, иногда персоязычными сартами становились представители малых народностей преимущественно тюркского происхождения, длительно проживавших в населённых пунктах, где доминировал таджикский этнос и позаимствоваших их язык. Аналогично этому, нельзя в то же время называть всех тюркоязычных сартов тюрками по происхождению, так как нередки были и процессы обратной ассимиляции, когда представители таджикского этноса, длительно проживающие в населённых пунктах, где доминировали тюркоязычные оседлые племена, позаимствовали их язык.
Согласно Советской исторической энциклопедии для сартов было характерно: "окающий" и "йокающий" говоры . Сарты согласно энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорили на особом тюркском наречии, известном под именем сарт-тили. По мнению Лерха, наречие "сарт" ближе всего к чагатайскому литературному языку, а в отдельных пунктах приближается к народному наречию узбеков и киргиз.
Сарты говорили на особом сартском языке (так называемый сарт тили). Его можно считать продолжением или разновидностью чагатайского языка. Также Н.Ф. Ситняковский писал, что язык сартов Ферганы "чисто" узбекский (узбек-тили). По мнению казахского переводчика, востоковеда и тюрколога Серали Лапина, жившего в конце XIX — начале ХХ века, «нет особого народа сарт, отличного от узбеков, и нет особого сартовского языка, отличного от узбекского».
При проведении первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. при распределении населения по родному языку и уездам Российской Империи сарты учитывались раздельно от узбеков, каракалпаков, киргизов, кашгарцев и кипчаков.
Стоит отметить, что перепись в среднеазиатских владениях далеко не точна и не полна и содержит ряд существенных недостатков. Так к примеру, среди языков региона наряду с узбекским выделяется язык "сартский", что явно неверно и несоответсвовало действительности. В.И.Бушков и Л.С. Толстова пишут, что сартами при переписи 1897 назывались: 1) узбеки без родовых делений — потомки узбеков, потерявшие свое родо-племенное название и родо-племенную структуру и сильно смешенные с древним ираноязычным автохтонным населением. 2) некоторые группы городских таджиков. Также, они указывают, что под узбеками в переписи понимались узбеки с родоплеменными делениями и в значительной мере полукочевых по образу своей жизни.Интересные факты
- Создатели чагатайской литературы Алишер Навои и Бабур в своих письменных работах отмечали существование народности сарт наряду с другими народами, населяющими среднеазиатский регион, но сами не относили себя к этому этносу. Хотя, стоит отметить, в те времена под сартами понимались исключительно иранцы.
- В казахских генеалогиях о перипетиях политической борьбы династий и ханов 15-16 веков, когда казахские воины решили отвергнуть сартов и перейти на сторону узбекского вождя, произнесли слова, позже ставшие поговоркой: "Ozbek – oz agam, sart – sadagam" "Узбеки – наши братья, а сарт – моё подаяние (мой жертвенник)"
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: