Эмир Тимур и Карабах - 2007

30.04.09 | Xurshid

http//photoload.ru/data/d3/b8/cf/d3b8cf8b9c797942fe68565e4ed2d8c3.jpg

Эмир Тимур и Карабах - 2007
Author: Др. Играр Гюл
Publisher: "IRS-Наследие" - № 28-29, 2007
Language:Russian


ЭМИР ТИМУР И КАРАБАХ

Др. Играр Гюл


В художественном оформлении сочинения "Зафарнамэ" (“Книга побед”), созданного историком и поэтом тимуридской эпохи Шараф ад-дином Али Йезди (XV век), привлекает внимание миниатюра "Выезд Тимура на священную войну с неверными Карабаха". На ней изображен торжественный выезд гурхана из городских ворот. Под их аркой виден мулла, читающий благословение отъезжающим. Миниатюра представляет Тимура как защитника ислама и борца за веру, что вменялось в обязанность каждому доблестному и правоверному правителю.

Как известно, Йезди жил при дворе Шахруха (1405-1447), сына и преемника великого "завоевателя мира" гурхана Тимура (1370-1405), известного на Западе как Тамерлан, создавшего обширную империю, в состав которой входили Центральная Азия и Иран, и его сына султана Ибрахима. Отметим, что первым официальным историком эмира Тимура следует полагать Гияс ад-дина Али, создавшего свое сочинение между 1399-1403 гг. Другой историк - Низам ад дин Абд ал-Васи Шами, родом из пригорода Тебриза, жил в Багдаде, и после взятия которого Тимуром поступил на службу к могущественному правителю, написав, по его повелению, первую "Зафарнамэ", охватывающую период до конца 1404 года. Это сочинение стало важной основой для трудов таких известных историков, как Хафиз Абру, Абд ар-Раззак Самарканди и Шараф ад-дин Али Йезди.

Наиболее известной и полной версией "Зафарнамэ" стал труд Шараф ад-дина Йезди, который утверждает, что она была составлена самим султаном Ибрахимом при помощи секретарей и передана ему для литературно-художественной и научной обработки в Ширазе около 1425 года. Источниками же для этого послужили труд "Зафарнамэ" Низам ад-дина Шами (XV век) и ряд составленных им же других сочинений.

Миниатюры из богато украшенного парадного списка "Зафарнамэ" Шараф ад-дина Йезди неоднократно публиковались, а в последние годы оригинальная хроника была представлена на ряде выставок. Были изданы ее переводы на ряд языков, в том числе роскошные факсимильные публикации. Популяризация труда Шараф ад-дина Йезди и продажа его новых изданий осуществлялась и в сети Интернет.

Эмир Тимур считал себя "защитником и обновителем веры" в ряду таких великих своих предшественников - арабских, сельджукских и монгольских правителей, - как Омар ибн Абдулазиз, Мамун ибн Харун ар-Рашид, Муктадир Аббасид, Иззуддаула Дейлемит, султан Санджар, Газан-хан, Улджайту-хан, султан Мухаммад Худабанд. Взяв их в качестве примера, Тимур в своих "Уложениях" декларировал стремление к построению идеального государства - империи с унифицированными законами и институтами, обеспечивающими стабильность и прогресс. Как и любой идеал, в реальности подобная политико-правовая система оказалась нежизнеспособной. В контексте же ситуации в небольшой административной единице, каковой являлся Карабах, проблема заключалась в том, что в условиях феодальных усобиц, межрелигиозных и межобщинных столкновений и ослабления центральной власти небольшое вассальное владение "неверных" - меликство - превратилось в очаг сепаратизма, напряженности и дестабилизации государства. Но Тимур с присущей ему решительностью разрешил эту проблему. Кстати, по рекомендации со стороны ширваншаха Ибрагима Дербенди (1382-1417). Заметим, что, удачно заключив союз с могущественным Тимуром, этот ширваншах сделал и перспективный выбор, обеспечив усиление Ширвана и обезопасив себя от Золотой Орды, набегов с Северного Кавказа, нападений Кара Юсуфа Кара-Койунлу (1389-1420). В свою очередь, и Кара Юсуф, и османский султан Баязид (1389-1403) и его вассал крымский хан Хаджи Гирей при решении военных задач использовали "неверных", заключали с ними союзы, принимали на службу, давали убежище. Так, после "зачистки" Карабаха и ряда других территорий "неверные" находили убежище у османских султанов и крымских ханов. Однако Тимур в своей политике был более последователен. Стремясь создать прочное и унифицированное исламское государство, он не жертвовал своими базовыми принципами ради кратковременных тактических успехов. История показывает, что успешное урегулирование межэтнических, межконфессиональных и межобщинных конфликтов возможно лишь в условиях империй, цементируемых мессианскими идеями и обладающих долговременной волей, решимостью, ресурсами, которые существенно превалируют над местническими интересами. Однако в столкновении сил хаоса и порядка, консолидации и дезинтеграции центральное место занимают выработка единой константы, императива, абсолюта, способных устоять перед энтропией человеческого фактора.

В условиях идеальной империи интересы локальных элит подчинены метрополии, тем самым облегчается преодоление межсословных, межкастовых барьеров на основе открытой конкуренции, то есть соревновательности, укрепляется единообразный правопорядок и доминирует примат большого общего над частным, в том числе в контексте самоидентификации. При этом маргинальные группы подлежат дезинтеграции, личностные же свободы гарантируются лишь в тех объемах и пределах, в каковых они не противоречат прагматическим общим интересам. Евангельское "возлюби ближнего аки самого себя" предполагает дефиницию данного ближнего по функциональным, а не биолого-генетическим признакам.

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 3372
Рейтинг:
  • 5