Эстетические основы искусства Тимуридов - На материалах миниатюрной живописи
Эстетические основы искусства Тимуридов - На материалах миниатюрной живописиAuthor: Дубовой Александр
Publisher: Журнал "Общественные науки в Узбекистане",№ 8-9
Publication date: 1979
Format / Quality: Pdf
Size: 4 Mb
Language:Russian
Мусульманское искусство – явление грандиозное и блистательное. Но и загадочно это искусство, причём вовсе не только для европейцев и людей прочих культур.
«Религиозная запраграммированность мусульманского искусства определила его выживание в различных политических и культурных условиях, – пишет известный знаток восточной культуры, директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский. – Эта духовная программа выражена не явственно, она не в сюжете, а в художественных особенностях».
Каковы эти особенности?
Мусульманское искусство — термин одновременно и простой, и сложный. Под ним обычно подразумевают искусство народов, исповедующих ислам. Правомерность такого сугубо религиозного выделения художественного явления нередко вызывала и вызывает возражения со стороны исследователей и публицистов. Одним более симпатичен светский подход к культуре, другие увлечены идеями непрерывности "национальных" культур, определяемой единством территории или языковой семьи.
Всё это правильно. Однако все мы отлично понимаем, о чём идёт речь, когда говорим "искусство ислама", а уж тем более — "искусство мусульманских народов". Это общее знание отражает тот факт, что в искусстве мусульманских народов, при всём блистательном многообразии его проявлений, есть достаточно легко узнаваемые общие черты.
Черты эти чётко отличают искусство мусульманского периода от искусства тех же народов в доисламское время. Они же проводят довольно ясную границу между одновременным творчеством на территориях, где господствуют разные религии. Само собой разумеется, что всё это весьма относительно. Доисламские корни и связи мусульманского искусства в древних культурах Ирана, Средней Азии, Египта, Китая, Индии и так далее хорошо известны и любовно изучаются исследователями. Однако эти традиции не продолжаются напрямую. Они претерпевают значительные изменения, многие из которых восходят к исламской политике и исламской идеологии. Они сливаются друг с другом, создавая нечто новое, определяемое универсальным и синтетическим характером именно исламского общества, для которого все мусульмане составляют единую нацию — умму.
Конечно же, в искусстве мусульманских народов и их немусульманских соседей есть много общего, рождённого и сходством окружающей среды, и общим наследием. Однако и тут единство видно, когда в одном мире появляются черты, характерные для другого.
Характерные черты эти существуют реально, их легко узнать и перечислить — абстрактность, орнаментальность, неизобразительность. Их детали можно свести в единую схему, которой подходит образное название — язык мусульманского искусства. И большая часть этих особенностей прямо или косвенно связана с идеологической основой культуры или культур мусульманских народов — религией ислама. Связь двойная — ислам определил появление некоторых черт (абстрактность), и в свою очередь, многие характерные признаки этого искусства служат ненавязчивой и часто неявной пропагандой основ мусульманского понимания мира.
Ничто не показывает так ярко специфику мусульманского искусства, как сравнение его с доисламским наследием Сирии, Египта, Ирана. При явной зависимости от источника через довольно короткий срок появился совершенно особый художественный язык. Загадкой кажется то, откуда он взялся. Мусульманское завоевание принесло широкому миру особое культурное наследие арабов, но его явно было недостаточно для коренных изменений и того многообразного синтеза, который произошёл. Единственным ответом на эту загадку является пока лишь признание роли духа и миропонимания религии ислама, которая, как и в других областях жизни, стремительно создала для себя эстетическую форму выражения и убеждения.
* * *
Мусульманское искусство достигло высшего развития при Тимуридах — тюркской династии, расцветшей в конце XIV — начале XV веков в Средней Азии. Великий Тимур (Тамерлан, 1336—1405), завоевавший полмира, уничтоживший Золотую Орду и пленивший могущественного османского султана Баязида, привёз в свою столицу Самарканд ремесленников и художников со всего света. При нём и его преемниках возникли изумительные архитектурные памятники, быть может, высшие достижения в художественном использовании цвета в архитектуре. Соборная мечеть в Самарканде (Биби-Ханым), Тимуридская родовая гробница Гур-и Мир, удивительная аллея мавзолеев — Шахи-Зинда, площадь Регистан в Самарканде, мавзолей Ахмада Ясеви в Туркестане — высшие шедевры мировой архитектуры и художественного вкуса.
Книжная миниатюра при Тимуридах тоже достигла особых вершин. Её главными центрами стали Герат, Тебриз, Шираз. В придворной мастерской принца Байсонкура были созданы шедевры миниатюрной живописи — рукописи "Калила и Димна", "Шахнаме" (1429). В тимуридское время засверкали имена великих художников Ага-Мирака, Бехзада. В книжной миниатюре этой эпохи уже сложились многие характерные черты великой персидской миниатюры: яркость и пестрота цвета, интеллектуальная абстракция как основа творчества, сочетание большого интереса к бытовым сценам с глубокой мистической метафоричностью и символичностью всех изображений.
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: