Горелик М.В. Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах 15-19 вв.

Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах XV-XIX вв.
Author: Горелик М.В.
Publisher: Москва
Number of pages: 18
Format / Quality: PDF
Size: 4,1 Mb
Language: Russian
Цитата:
Тот факт, что мусульманская миниатюра является первоклассным и при правильном подходе достоверным источником по материальной культуре, в том числе и по истории костюма, уже давно отмечен многими исследователями. Миниатюры успешно использовались для освещения некоторых моментов истории костюма Ирана, Индии, Турции, в меньшей степени — Средней Азии1.
Задачей данной статьи является систематическое описание элементов мужского костюма, отраженного в миниатюрах Хорасана и Мавераннахра XV—XIX вв. Исследование основано на изучении хорасанских миниатюр Гератской школы конца XV—начала XVI в. и мавераннахрской миниатюры в основном Бухарской школы XVI—XVII вв. В меньшей мере удалось использовать памятники XVIII—XIX вв. Миниатюры изучались как в подлинниках — по рукописям из собраний Москвы и Ленинграда2, так и по публикациям3.
При изучении среднеазиатского костюма по миниатюрам конца XV в, нельзя обойтись без привлечения гератских образцов этого искусства, так как в то время Герат был культурным центром всего Среднего Востока. Его моды становились модами Бухары, Самарканда, Ташкента, Андижана, Лабула и Тебриза. Традиция костюма, каким он отлажен на миниатюре по крайней мере, со второй половины XIV в., была единой для всего Среднего и частично Ближнего Востока — от Месопотамии и Азербайджана до Семиречья и Восточного Туркестана. В основе этой общей традиции лежали, с одной стороны, местные элементы одежды, воспринявшиенекоторые черты тюркского костюма, с другой — ирано-месопотамские и монгольские черты костюма, в котором мы предполагаем китайские или китаизирующие элементы. Сложению данной общности наряду с определяющим значением давних и длительных культурных связей способствовало и то, что Тимур объединил в единое государство большие территории Ближнего и Среднего Востока. С его распадом эта единая традиция продолжала развиваться по общему пути. Основными ее центрами в XV в. можно считать, с одной стороны, Герат, с другой — Тебриз; каждый из них имел локальные различия. К сожалению, мавераннахрская миниатюра до XVI в. нам практически неизвестна4, но, учитывая роль Герата XV—начала XVI в. в культурной жизни всего региона, использование для нашей темы гератских памятников можно считать закономерным: они могут дать представление об одежде всей Средней Азии.
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:
