Р.Коллингвуд. Идея истории.

05.04.13 | yabgu

http//photoload.ru/data/25/80/c1/2580c16380338cccbf3f9fa7891136d9.jpg


Идея истории. Автобиография
Author: Р.Коллингвуд
Translated-Comment & Перевод и комментарии: Ю. А. Асеев
Publisher: Москва:"Наука"
Publication date: 1980
Number of pages: 486
Format / Quality: PDF
Size: 7,9 Mb
Language:Russian

Цитата:
Существующая ныне история зародилась почти четыре тысячи лет назад в Западной Азии и Европе. Как это произошло? Каковы стадии формирования того, что мы называем историей? В чем суть исторического познания, чему оно служит? На эти и другие вопросы предлагает свои ответы крупнейший британский философ, историк и археолог Робин Джордж Коллингвуд (1889-1943) в знаменитом исследовании «Идея истории» (The Idea of History).

Коллингвуд обосновывает свою философскую позицию тем, что, в отличие от естествознания, описывающего в форме законов природы внешнюю сторону событий, историк всегда имеет дело с человеческим действием, для адекватного понимания которого необходимо понять мысль исторического деятеля, совершившего данное действие. «Исторический процесс сам по себе есть процесс мысли, и он существует лишь в той мере, в какой сознание, участвующее в нём, осознаёт себя его частью». Содержание I-IV-й частей работы посвящено историографии философского осмысления истории. Причём, помимо классических трудов историков и философов прошлого, автор подробно разбирает в IV-й части взгляды на философию истории современных ему мыслителей Англии, Германии, Франции и Италии. В V-й части - «Эпилегомены» – он предлагает собственное исследование проблем исторической науки (роли воображения и доказательства, предмета истории, истории и свободы, применимости понятия прогресса к истории).

Согласно концепции Коллингвуда, опиравшегося на идеи Гегеля, истина не открывается сразу и целиком, а вырабатывается постепенно, созревает во времени и развивается, так что противоположность истины и заблуждения становится относительной. Новое воззрение не отбрасывает старое, как негодный хлам, а сохраняет в старом все жизнеспособное, продолжая тем самым его бытие в ином контексте и в изменившихся условиях. То, что отживает и отбрасывается в ходе исторического развития, составляет заблуждение прошлого, а то, что сохраняется в настоящем, образует его (прошлого) истину. Но и сегодняшняя истина подвластна общему закону развития, ей тоже суждено претерпеть в будущем беспощадную ревизию, многое утратить и возродиться в сильно изменённом, чтоб не сказать неузнаваемом, виде. Философия призвана резюмировать ход исторического процесса, систематизировать и объединять ранее обнаружившиеся точки зрения во все более богатую и гармоническую картину мира. Специфика истории по Коллингвуду заключается в парадоксальном слиянии свойств искусства и науки, образующем «нечто третье» - историческое сознание как особую «самодовлеющую, самоопределющуюся и самообосновывающую форму мысли».

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раскрыть
§ 1. Философия истории
§ 2. Природа истории, ее предмет, метод и значение
Часть I. ГРЕКО-РИМСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
§ 1. Теократическая история и миф
§ 2. Создание научной истории Геродотом
§ 3. Антиисторическая тенденция греческой мысли
§ 4. Греческое учение о предмете и значении истории
§ 5. Греческий исторический метод и его границы
§ 6. Геродот и Фукидид
§ 7. Эллинистический период
§ 8. Полибий
§ 9. Ливий и Тацит
§ 10. Характер греко-римской историографии: 1. Гуманизм
§ 11. Характер греко-римской историографии: 2. Субстанциальность
Часть II. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА
§ 1. Воздействие христианских идей
§ 2. Характерные черты христианской историографии
§ 3. Средневековая историография
§ 4. Историки Возрождения
§ 5. Декарт
§ 6. Картезианская историография
§ 7. Антикартезианство: 1. Вико
§ 8. Антикартезианство: 2. Локк, Беркли, Юм
§ 9. Просвещение
§ 10. Наука о человеческой природе
Часть III. НА ПОРОГЕ НАУЧНОЙ ИСТОРИИ
§ 1. Романтизм
§ 2. Гердер
§ 3. Кант
§ 4. Шиллер
§ 5. Фихте
§ 6. Шеллинг
§ 7. Гегель
§ 8. Гегель и Маркс
§ 9. Позитивизм
Часть IV. НАУЧНАЯ ИСТОРИЯ
§1. Англия
I. БРЭДЛИ
II. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ БРЭДЛИ
III. ИСТОРИОГРАФИЯ КОНЦА XIX ВЕКА
IV. БЬЮPИ
V. ОУКШОТТ
VI. ТОЙНБИ
§ 2. Германия
I. ВИНДЕЛЬБАНД
II. РИККЕРТ
III. 3ИММЕЛЬ
IV. ДИЛЬТЕЙ
V. МЕЙЕР
VI. ШПЕНГЛЕР
§ 3. Франция
I. СПИРИТУАЛИЗМ РАВЕССОНА
II. ИДЕАЛИЗМ ЛАШЕЛЬЕ
III. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ БЕРГСОНА
IV. СОВРЕМЕННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
§ 4. Италия
I. ОЧЕРК КРОЧЕ 1893 г.
II. ВТОРАЯ ФОРМУЛИРОВКА КРОЧЕ: «ЛОГИКА»
III. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ
IV. ИСТОРИЯ И ПРИРОДА
V. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ КРОЧЕ: АВТОНОМИЯ ИСТОРИИ
Часть V. ЭПИЛЕГОМЕНЫ [ ДОПОЛНЕНИЯ, ДОБАВЛЕНИЯ ]
§ 1. Человеческая природа и человеческая история
I. НАУКА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ
II. ОБЛАСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
III. ИСТОРИЯ КАК ПОЗНАНИЕ ДУХА
IV. ВЫВОДЫ
§ 2. Историческое воображение
§ 3. Доказательство в исторической науке
ВВЕДЕНИЕ
I. ИСТОРИЯ КАК ЗНАНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ВЫВОДАХ
II. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ВЫВОДА
III. СВИДЕТЕЛЬСТВО
IV. НОЖНИЦЫ И КЛЕЙ
V. ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫВОД
VI. КЛАССИФИКАЦИЯ
VII. КТО УБИЛ ДЖОНА ДОУ?
VIII. ВОПРОС
IX. УТВЕРЖДЕНИЕ И ОСНОВАНИЕ
X. ВОПРОС И ОСНОВАНИЕ
§ 4. История как воспроизведение прошлого опыта
§ 5. Предмет истории
§ 6. История и свобода
§ 7. Прогресс как продукт исторического мышления
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2489
Рейтинг:
  • 5