Исторический очерк о буддизме и исламе в Западном Туркестане
Александр Берзин
Исторический очерк о буддизме и исламе в Западном Туркестане
Парфия и Бактрия
В прошлом буддизм встречался на территории всех пяти бывших советских
центрально-азиатских республик, составляющих Западный Туркестан: в
Туркмении, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и Казахстане. Сначала, в I
веке до н.э., буддизм проник из Гандхары (Пакистан) и Афганистана в царства
Парфия [1] и Бактрия. В наши дни территорию бывшего царства Парфия занимают
Туркмения и северо-восточный Иран, а территорию бывшего царства Бактрия
[2] - Узбекистан, Таджикистан и северный Афганистан.
Согдиана
В Согдиану [3], территорию которой в наши дни занимают центральный
Узбекистан и северо-западный Таджикистан, буддизм попал в основном из
Бактрии. Китайский паломник Сюан Цзан (HsГjan-tsang), живший в VI веке,
сообщил о том, что в столице Согдианы, Самарканде, есть два больших
буддийских монастыря.
Западный Тюркский каганат
В VII веке, когда тюркский народ из Монголии завоевал большую часть
Центральной Азии, буддизм распространился из Согдианы и Кашгара/Хотана,
располагавшихся в южной части Восточного Туркестана, в долину реки Талас в
южном Казахстане и в долину реки Чу в северной части Киргизии. Эти регионы
составляли часть Западного Тюркского каганата [4]. В VIII веке, когда
Восточный Туркестан находился под управлением Тибета, тибетцы оккупировали
также и восточную Киргизию и принесли с собой ранний тибетский буддизм. [5]
Несмотря на то что ислам пришел в южную часть этих центрально-азиатских
республик в IX и X столетиях, а в северную часть - в XI, буддизм не исчез на
севере полностью. Ислам здесь всегда был слаб, смешан с шаманизмом и даже с
буддизмом. Основной формой ислама, распространенной на этой территории,
всегда был суфизм - недогматичная школа, уделяющая особое внимание
медитации, в которой сообщество в высшей степени преданных практикующих
живет рядом с мастером.
Раскрыть
Юрты-монастыри джунгаров [6] Восточного Туркестана, следовавших
традиции гелуг тибетского буддизма и от которых в начале XVII века
откололись калмыки, встречались на протяжении периода c XVI века до середины
XVIII века на востоке Казахстана в районе Семиречья к востоку и к югу от
озера Балхаш, а с середины XVII и до середины XVIII веков - в Киргизии, в
окрестностях озера Иссык-Куль. Юрты-монастыри калмыков встречались во многих
районах Казахстана вдоль маршрута передвижения калмыков через страну к
Волге.
Кроме того в восточном Казахстане, в районах, прилегающих к озеру
Балхаш, джунгары построили каменные монастыри [7]. Эти монастыри традиции
гелуг [8] простояли до середины XIX века, когда Казахстан был завоеван
Россией. Не ясно, были ли некоторые из этих монастырей построены джунгарами
до того, как в середине XVIII века джунгары потерпели поражение от манчжуров
и эти монастыри уцелели после разгрома, или же они были построены
джунгарскими беженцами, сбежавшими в Казахстан после разрушительной войны и
включения Восточного Туркестана в состав империи манчжурской династии Цин
(Китай). Некоторые из них также могли быть построены калмыками, вернувшимися
с Волги в Восточный Туркестан в конце XVIII столетия и поселившимися в
Казахстане. Это очень запутанный вопрос, поскольку в России и джунгаров, и
калмыков общепринято называть "калмыками".
Культурные заимствования между буддизмом и исламом
В регионе встречается множество свидетельств культурных заимствований
между буддизмом и исламом. Например, казахские суфии не только верят в
перерождение, но определяют перерождения суфийских мастеров прошлого, как
тибетские и монгольские буддисты определяют перерождения своих учителей.
Суфии строят мавзолеи в качестве гробниц для своих учителей, обходят их и
зажигают масляные лампы. Это напоминает буддийскую практику обхождения
вокруг ступ усопших мастеров. Суфийская медитация включает повторение
исламского эквивалента мантр, часто сопровождающееся дыхательной практикой,
а также визуализацией Пророка и духовных мастеров.
[1] Руины двух парфийских будийских ступ были найдены в Туркмении в
Мерве (современный Мары) и в окрестностях Ашхабада. Кроме того в
окрестностях Ашхабада были обнаружены буддийские пещеры.
[2] Руины бактрийских буддийских монастырей были обнаружены вблизи
Термеза, а именно в Кара-тепе, Фаяз-тепе и Дальверзин-тепе. Руины ступы были
обнаружены в Зурмале, а буддийская стена с муралами - в Балалык-тепе. Все
эти поселения находятся на юге Узбекистана, в Cурхандарьинской области.
Руины буддийских монастырей были найдены во время раскопок на юге
Таджикистана - в Аджина-тепе.
[3] Буддийские руины, относящиеся к согдийской культуре, были
обнаружены в Узбекистане недалеко от Самарканда, в Еркургане, а также в
Таджикистане, в Пенджикенте. Кроме того относящиеся к согдийской культуре
руины были обнаружены на востоке Узбекистана - в Ферганской долине при
раскопках Кувы. Упомянутые выше руины, найденные на месте большинства
бактрийских археологических раскопок, также распространяются и на согдийский
период.
[4] Находки были сделаны в долине реки Талас в Сайраме недалеко от
Чимкента, а также в Джамбульской области - в Тектурмасе и Баласагуне. Кроме
того археологи надеются найти буддийские руины в окрестностях Джамбула
(современный Тараз) - в Кос-Тобе. Буддийские руины были обнаружены вдоль
реки Чу в Кызыл-Узени - северное побережье озера Иссык-Куль вблизи
современного Чолпон-Аты, а также в Ак-Бешиме недалеко от Токмака и вдоль
Красной речки - притока реки Чу.
[5] В районе озера Иссык-Куль было найдено несколько "мани-камней": под
водой - недалеко от Пржевальска (современный Каракол), вдоль южного
побережья - в ущелье Тамга, а также на расположенных к югу от озера
перевалах Джууку и Барскаун и расположенном к северу от озера перевале
Иссык-Ата.
[6] Мани-камни, относящиеся к тому периоду, находили в Тамглай-Тасе в
Семиречье, во многих местах ведения археологических раскопок в окрестностях
Алма-Аты и в ущелье Заука на южном побережье озера Иссык-Куль.
[7] В Казахстане руины каменных джунгарских буддийских монастырей были
найдены в Алмалыке, а именно вдоль реки Или - к востоку от озера Балхаш
недалеко от казахско-китайской границы, а также в Кызыл-Кенте рядом с
Джезказганом (современный Жезказган), вдоль реки Сарысу к востоку от озера
Балхаш. Вдоль реки Иртыш, к северу от озера Балхаш, рядом с русско-казахской
границей, в Семипалатинске был большой буддийский монастырь, а руины другого
были обнаружены в Аблайкете вблизи Усть-Каменогорска. К востоку от Алма-Аты,
вдоль северного склона гор Зайлийского Алатау, отделяющих Казахстан от озера
Иссык-Куль, буддийские монастыри располагались на протяжении всего пути к
современной границе с Китаем, о чем свидетельствуют руины, найденные в
Талгаре вблизи Алма-Аты и в Сумбе, на окраине Нарынкольского района.
[8] Последний из них, деревянный монастырь, был построен в Медео,
вблизи Алма-Аты в начале XIX столетия.
Оглавление
- Исторический очерк о буддизме и исламе в Западном Туркестане
- Парфия и Бактрия
- Согдиана
- Западный Тюркский каганат
- Джунгары
- Культурные заимствования между буддизмом и исламом
Хорошие советы девушкам.
Это интересно!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: