История персидской и таджикской литературы
<b>История персидской и таджикской литературы</b>
Author: Рипка Ян
Publisher: M.,Прогресс
Publication date: 1970
Number of pages: 445
Format / Quality: PDF
Size: 17,28 Mb
Language: Russian
Цитата:
Предлагаемая вниманию советского читателя книга представляет собой сокращенный перевод значительной части последнего издания коллективного труда чехословацких ученых: «Dejiny perske а tadzicke literatury» («История персидской и таджикской литературы», Прага, 1963). С целью сохранения внутреннего единства книги сокращение при переводе коснулось преимущественно целых разделов. В данном издании освещается собственно персидская и таджикская художественная литература и не включены разделы о фольклоре, научной литературе, персидской литературе в Индии и еврейско-персидской литературе. В результате русский читатель получает книгу для чтения, в которой с учетом последнего слова науки излагается история двух тесно взаимосвязанных иранских литератур — персидской и таджикской, начиная с их истоков и вплоть до XIX века. Часть справочно-библиографического материала, содержащегося в чешском издании, и некоторые дополнительные данные приводятся в примечаниях к книге.Оглавление
Предисловие И. Брагинский . 3
Отакар Клима. История авестийской, древнеперсидскои и среднеперсидской литературы . . . 13РаскрытьI. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОЧНОГО ИРАНА . . 13
A. Начальный период иранской культуры 13.
Б. Первые государства 14.
B. Заратуштра 15.
Г. Авеста 18. 1. Гаты 18. 2. Ясна, Виспрат 19. 3. Яшты 19. 4. Видевдат 21. 5. Малые тексты 25. 6. Традиция о происхождении Авесты 25. 7. Зарождение иранской филологии Значение Авесты 27
II. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ МИДЯН И ПЕРСОВ . . . . 28
A. Мидяне и персы 28.
Б. Ахемениды. Характер их власти, языки державы 29.
B. Ахеменидские надписи 31.
Г. Следы утраченной письменности 35.
Д. Изучение древнеперсидского языка в Европе 35
III СРЕДНЕИРАНСКИЙ ПЕРИОД. . . . . . . . . 36
A. Аршакиды 36. 1. Александр Великий, Селевкиды, Парфяне 36. 2. Литературное творчество в парфянский период 37. 3. Старейшие среднеиранские памятники 39. 4. Среднеиранские диалекты 41.5. Надписи Аршакидского периода 42. 6. Монеты досасанидского периода 43.
Б. Сасаниды 44. 1. Надписи 44. 2. Эпиграфические памятники других категорий. Печати, геммы, монеты, документы 47.
B. Книжная среднеперсидская литература 48. 1. Пехлевийская литература 48. 2. Среднеперсидские переводы Авесты (Занд) 50.
Г. Религиозная пехлевийская литература 51. 1. Религиозные тексты 51. 2. Андарзы, дидактическая, апокалиптическая и эсхатологическая литература 53.
3. Сборники традиционных преданий и полемические сочинения 56.
Д. Литература светского содержания 62. 1. Историческая беллетристика 63. 2. Наставления о делах государственных 64. 3. Юридические сочинения. Папирусы 67. 4. Фраханги 68. 5. Поэзия в среднеперсидский период. Лирика и музыка 69. 6. Иноземные влияния в среднеперсидской литературе 74. 7. Персидское влияние на другие литературы 75. 8. Литература в последнем столетии Сасанидского периода 76. 9. Памятники сектантов и иноверцев. Зурванизм. Христианство 82. 10. Среднеиранские рукописи 84. Е. Центральноазиатские находки 85. 1. Манихейские памятники 85. 2. Согдийская письменность 88. 3. Остатки хорезмийской литературы 89. 4. Сакская литература 90.
IV. ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К НОВОПЕРСИДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ . .
(проникновение ислама и арабского языка и становление новоперсидского)
Ян Рипка. История новоперсидской литературы (от возникновения до начала XX века)
I. ВВЕДЕНИЕ
A. Новоперсидский язык (дари, фарси) 94. 1. Арабизация новоперсидского языка 96. 2. Диалекты в отношении
к новоперсидской литературе 97. 3. Алфавит 98.
Б. Поэзия и ее формы 100. 1. Внешняя форма 100.
а. Основные понятия 100. б. Метрика 101. в. Рифма и поэтические виды 102. (1) Лирические виды
103. (2) Содержание лирических видов 107.
(3) Эпические и дидактические формы 108. г. Педантизм в отношении формы. Уместность системы 109. д. Тахаллус, махлас ПО. 2. Внутренняя поэтическая форма ПО. а. Стилистические украшения, засилие риторики 111. б. Предпосылки поэзии 112. в. Поэтические центры и периодизация 113.
B. Проза 114. 1. Понятие новоперсидской литературы 116. 2. Поэтические стили в трактовке М. Бахара, С. Нафиси 117. 3. Историко-политическая основа литературного развития 121. А. Домонгольская эпоха 121. Б. Эпоха от монгольского вторжения вплоть до «Возвращения» во второй половине XVIII века 122. В. XIX век 122. 4. Периодизация прозы в связи с изменением стилей, предлагаемая Мухаммадом Бахаром 123. 5. Периодизация по Зарре 124. 6. Источники, на которых основывается изучение истории новоперсидской литературы 125.
II. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД НОВОПЕРСИДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А. Арабское завоевание 126. 1. Сохранение старой культуры, пути ее развития 129. 2. Существование среднеперсидской поэзии 132. 3. Первые новоперсидские стихи, непрерывность между среднеперсид-
ским и новоперсидским стихом 134.
Б. Поэты периода господства Тахиридов и Саффаридов 136.
В. Персидские авторы в арабской литературе (750—850) 137.
III. САМАНИДЫ (СЕРЕДИНА IX — КОНЕЦ X В.) . .
А. Литература в эпоху Саманидов 139. 1. Связи иранцев с арабской поэзией. Существенные черты самого раннего периода новоперсидской поэзии 140.
2. Некоторые имена 141. 3. Рудаки (Дакики), Ки-
саи 142. 4. Провинциальные поэты при дворах Ал-и Мухтаджа в Чаганийяне, Зияридов и Бундов 143.
5. Общая характеристика первого периода 145.
Б. Самые ранние памятники 147. Самые ранние прозаические сочинения и стихи — Ибн Сина и ал-Бируни 147.
В Иранская эпическая традиция 149.
Г. Дакики 151.
Д. Фирдоуси 153.
Е. Эпические циклы, группирующиеся вокруг «Шахнаме» 163.
Ж. Арабоязычные персидские авторы (850—1000) 167.
IV. ГАЗНИЙСКИЙ ПЕРИОД (XI в.)
A. Султан Махмуд Газнийский 167.
Б. Отношение Махмуда к культуре 168.
B. Панегиристы Махмуда и его наследников. Унсури
и его школа: Асджади, Фаррухи, Манучихри 169.
Г. Романтический эпос (Айюки и Фахриддин Асад Гургани) 173.
Д. Ибн Сина (Авиценна), его значение и влияние 176.
V. СЕЛЬДЖУКИДСКИЙ ПЕРИОД (XI—XII вв.) .
А Развитие панегирической поэзии при султане Санд-
жаре и в период упадка Сельджукидов 179.
Б. Насир-и Хосров 180.
В. Омар Хайям 186.
Г. Панегиристы 190. 1. Катран (Азербайджан) 190.
2. Муиззи и Азраки (при дворе Сельджукидов) 191.
3. Масуд-и Саад-и Салман, Хасан Газнави и Абу-л-Фарадж Руни (Газнийская Индия) 193. 4. Адиб Сабир, Анвари и Махсати (при дворе Сельджукидов)
194. 5. Ам'ак (Бухара) 197. 6. Рашид Ватват (Хорезм) 197.
Д. Азербайджанская школа 198.
Е. Эпик Низами и его подражатели Амир Хосров и Мактаби 209.
Ж- Исфаханская школа. Джамалиддин Исфахани, Камалиддин Исмаил 212.
3. Сатирик Сузани 214.
VI. ПРОЗА СЕЛЬДЖУКИДСКОГО ПЕРИОДА (XI—XII вв.) 214
A. Наука, поучения и беллетристика 214.
Б. Беллетристика 216.
B. Иранцы, пишущие по-арабски (XI—XII вв.) 219.
VII. СУФИЗМ . 219
A. Возникновение и развитие суфизма; его идеология 219.
Б. Группы и школы; ритуал 224.
B. Суфийская символика 225.
Г. Положительные и отрицательные стороны суфизма 226.
Д. Поэты четверостиший 227. Абу-Саид б. Аби-л-Хайр — (Баба Кухи) — Баба Тахир Урьян — Ансари — Баба Афзал 227.
Е. Великие суфии: Санаи — Аттар — Моулави 229.
VIII. МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ . . . . . . . . 236
A. Саади 240. Подъем газели 240.
Б. Современники Саади 244. Имами —Хамгар —Хумам; теоретики суфизма: Баба Афзал, Хусейни Са-
дат, Махмуд Шабистари; дидактики: Аухади из Марага и Аухади из Кирмана; экстатик Ираки 244.
B. Низари 246.
Г., Индоперсидская литература. Амир Хосров, Наджмиддин Хасан Санджари 248.
Д. Панегиристы при мелких дворах. Ходжу — Ибн-и Ямин — Салман Саваджи 250.
Е. Лирик Камол Худжанди и его друг, позднее «личный враг», мистик Магриби 253.
Ж- Хафиз 254. Кульминация газели 254.
3. Окружение в Ширазе 264. Сатирики: Убайд-и Зака-
ни, Бусхак (позднейший), Кари. Последователи Ха-
физа в Средней Азии: Насир, Исмат 264.
IX. ТИМУР И ЕГО ПРЕЕМНИКИ . 267
A. Культурная и литературная жизнь при Тимуре 267.
Б. Лирика и эпика при Тимуридах 270.
B. Джами 272.
Г. За пределами Герата. Баба Фигани и его влияние. Лисани 274.
X. СЕФЕВИДЫ . . . . . . . . . . . . . . 275
A. Литература этого периода 276. 1. Индийский стиль 278. 2. Классицисты 280.
Б. Сефевидские поэты 280. Замири и возможное отражение в его творчестве османской словесности
(«Шахрангиз»); Мухташам, автор пасквилей Хайрати, Урфи и др.; Шифаи и его группа 280.
B. Дальнейшее развитие индийской манеры. Зухури. Талиб, Калим и др.; эпик Зулали 284. Г. Саиб, Шаукат, Бедиль 285.
XI БЕСПОКОЙНОЕ XVIII СТОЛЕТИЕ. НАДИР-ШАХ, КАРИМ-ХАН, АКА МУХАММАД
А. Шираз, политический центр во второй половине XVIII века; «Возвращение» («Базгашт») в Исфахане 287.
Б. Хазин 290.
В Шихаб 290.
XII. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И БЛИЗКАЯ Ей ПРОЗА XII—XVIII ВЕКОВ . . .
A. Две стилевые тенденции: эксцентричность и более простая манера 291.
Б. Хусейн Ваиз; произведения по этике 292.
B. Вассаф (XIV в.) и его подражатель Махди-хан (XVIII в.) 293. 1, Индийский очерк; инша («письмовники, образцы писем»), тазкире и т, п. 295.
2. Беллетристика 296.
XIII XIX ВЕК. ХАРАКТЕРИСТИКА XIX ВЕКА . . . .
А. Объединение Персии при Каджарах, консервация старых отношений, вмешательство великих держав 297.
Б Эпигонское «Возвращение» с тенденцией к простоте 300.
В. 1800—1830. 301. Панегиристы при дворе Фатхалишаха: Сахаб, Саба, Нашат, Миджмар 301.
Г. 1830—1850 304. 1. Панегиристы: Каани, Висал, Фуруги 304. 2. Реакция против общественного разложения Сатирик Ягма 309. 3. Первый реформатор прозы Каем Макам. Дневники Насериддина и их значение 311.
Д. Вторая половина XIX века 312. Эпоха Насерйддина-шаха, последнего деспота; реформы 312. 1. Книгопечатание 313. 2. Газеты и журналы 313. 3. Дарул-фунун и его первый директор Резакули-хан Хедаят 315. 4. Развитие научной прозы, переводы из западных литератур 317. 5. Популяризаторские тенденции и русофильская реакция против западничества. Талибов 318. 6. Хади Сабзавари — единственный персидский философ XIX века 319. 7. Классицизм в поэзии и веяния новой эпохи: Сипихр, Хума, Суруш, Шейбани, Шуриде, Адиб Нишапури
Иржи Бечка. Таджикская литература с XVI до начала XX века
A. Отделение Ирана от Средней Азии 325.
Б. Общая характеристика таджикской литературы с XVI до начала XX века 327.
B. XVI век 330. 1. Политический и экономический обзор 330. 2. Литература 333. а) «Сабки хинди»
(«индийский стиль» 336. б) Бинои 337. в) Хилоли 340. г) Восифи 342. д) Мушфики 344.
F. XVII век 346, 1. Исторический обзор 346. 2. Литература 347. а) Поэзия городских ремесленников 349. б) Сайидо 350.
Д. .От XVIII века до завоевания Средней Азии царской
Россией 353. 1. Исторический обзор 353. 2. Литература 354. Бедиль и бедилизм 355.
Е. Присоединение к России (вторая половина XIX века).
359. 1. Исторический обзор 359. 2. Литература 362. а) Дониш 365. б) Савдо 368. в) Шохин 369
КОММЕНТАРИИ . 371
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 418
<div align="center">
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: