Концепция «ана-л-Хакк» ал-Халладжа и ее отражение в последующей суфийской традиции

26.10.10 | Admin

http//photoload.ru/data/d4/b2/a9/d4b2a9fc5d74362fab7efacfd3c096.jpg


<b>Концепция «ана-л-Хакк» ал-Халладжа и ее отражение в последующей суфийской традиции</b>
Author: П.В. Башарин
Publisher: www.paxislamica.ru
Publication date: 2009
Number of pages: 21
Format / Quality: PDF/DOC
Size: 0,6 Mb
Language: Russian

Цитата:
Отражение концепции "ана-л-Хакк" ал-Халладжа в последующей суфийской традиции / П. В. Башарин// Иран: культурно-историческая традиция и динамика развития: материалы междунар. конф., 14-15 февр. 2006 г. / РГГУ, Культур. представительство при Посольстве Ислам. Респ. Иран в Москве; редкол.: И.В. Карапетянц (отв. ред.) и др.]. - М.: РГГУ, 2006. - [Кн. 1]. - С. 106-105.

Самое знаменитое изречение ал-Хусайна б. Мансура ал-Халладжа (244/858-309/922) - «Я есть Истинный (an&#226;-l-Haqq)» - во все времена вызывало множество толкований и являлось основанием для многочисленных обвинений в адрес суфия. Согласно преданию, он произнес его, явившись к ал-Джунайду после возвращения из Мекки. В ответ тот воскликнул в гневе: «Нет, ал-Халладж! Ты существуешь только с помощью Истинного! Каков же тот кусок дерева, который завтра обагрится твоей кровью!» По другому преданию, он произнес эту фразу в ответ на вопрос аш-Шибли в мечети ал-Ман-сура при большом скоплении народа [al-Ba&#289;d&#257;d&#299;, 1977, p. 247; al-An&#351;&#257;r&#299;, 1341/1962, p. 317; ad-Dahab&#299;, 1413/1993, p. 330; al-Qazw&#299;n&#299;, 1848, S. 111; al-Hall&#257;j, 1913, p. 174; Massignon, 1922, 1, p. 61].

Другая популярная в суфийских кругах история гласит, что эту фразу -«апй-1-Haqq» - ал-Халладж произнес, постучавшись однажды в дверь к ал-Джунайду в ответ на вопрос: «Кто это?» [al-An&#351;&#257;r&#299;, 1341/1962, p. 317; Mas-signon, 1, 1922, p. 61].

За редким исключением, большинство историков и факихов, упоминая о данном высказывании ал-Халладжа, подвергали его критике. В упрек ему ставили то, что он придерживается учения о воплощении (hul&#363;l) Божественной природы (l&#257;hui) в человеческой (n&#226;s&#251;t) и единении с Богом (ittih&#226;d) [Ibn an-Nad&#299;m, 1398/1978, p. 269; al-Ba&#289;d&#257;d&#299;, 1977, p. 249; Ibn аl-At&#299;r, 1415/1996, p. 4; Ibn Taymiyya, [s.a], p. 311; Ibn Taymiyya, 1406/1986, p. 379-380; IbnTay-miyya, 1414/1993, p. 304]. Типичная формулировка приведена у Ибн ал-Аси-"ра: «Он говорил о том, что часть божественности воплотилась в нем, и в нем помещается господство (гиЪйЫууа) [Ibn аl-At&#299;r, 1415/1996, p. 4; ср. цитату в: Ibn Hallik&#257;n, 1968, p. 141].

О воплощении и единении как о главном положении халладжийской доктрины говорили и симпатизирующие ал-Халладжу мыслители, в том числе и сами суфии (например, Абу Хамид ал-Газали) [al-&#288;azz&#257;l&#299;, [s.a], p. 109– 110].

Термины «воплощение» (hul&#251;l от арабского глагола holla - ‘поселяться’, ‘вселяться’) и «единение» (ittih&#226;d) использовали несториане для перевода греческих терминов evo&#305;xr|o&#305;&#231; и evcoo&#305;&#231; (‘заселение’, ‘вселение’) и были взяты на вооружение первыми мусульманскими доксографами [Erd-mann, 1938, S. 112; Ernst, 1985, p. 101; Ritter, 1955, S. 449]. Они подвергли христианские рассуждения анализу и нашли положения о воплощении одной субстанции в другой, единении и смешении, абсурдными. Этот взгляд, укорененный в доксографии, берет начало с мутакаллимов, которые отрицали возможность смешения Божественного - вечного и человеческого - тварного как нелогичное и следовательно абсурдное [Massignon, 1922, 2, p. 527]1.

Аш‘ариты признавали воплощение, поскольку полагали, что дух способен растворить тело, как в случае ангелов и демонов. Но это, однако, не мешало им отвергать воплощение Божественного в человеческом [Massignon, 1999, p. 570b].

На мусульманской почве термин «воплощение» приобрел несколько значений. Он употребляется как:

• грамматический термин;

• термин мусульманского права;

• в фалсафе - как присутствие акциденции в субстанции, теле или абстракции, части в целом (Ибн Сина), духа в теле (ал-Фараби), информация (озарение), сообщаемая пассивному разуму от активного и телу от души. Термин использовался в таком контексте уже переводчиками греческих философских трактатов;

• в суфизме этот термин впервые встречается у ал-Мухасиби как вмешательство божественной благодати в человеческую природу (hul&#251;l al-fawa'id) [Massignon, 1954, p. 39, 253; Massignon, 1999, p. 570b];
<div align="center">
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!

Password: turklib</div>

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2574
Рейтинг:
  • 5