Крестом как мечом - Отрывок из дневников миссионера - Статья: "О татарских мечетях в России" - 1867
Author: Евфимий Малов
Публикация Марселя Ахметзянова/"Гасырлар авазы"
Source:http://tatarica.narod.ru/www.archive.gov.tatarstan.ru
Language:Russian
Евфимий МАЛОВ
КРЕСТОМ КАК МЕЧОМ
(отрывок из дневников миссионера)
29 янв. 1917 г. Я был у муллы Абдуллы Насреддиновича Амирханова в Казани — в Адмиралтейской Слободе. Мне крайне нужна была книга Толкование Корана Ибн Аббаса. Я был со своим сыном Сергеем.
10 мая 1917 г. Мулла (Абдулла Насреддинович Амирханов) явился ко мне в 5 часов вечера. Мы говорили с ним немало о направлении, которое идет теперь у нас, в России. Все народности стараются не о том, что нравственно и религиозно соединиться, а всеми мерами стремятся к тому, что каждой народности быть автономной или самостоятельной, ни от кого не зависимой, иметь свое управление, пользоваться своим народным языком и т. п. Казанские мухаммедане писали даже в газетах местных, что они желают, чтобы солдаты-мухаммедане были выделены в русском войске от других народностей (?!). Словом: Финляндцы, Поляки, Латыши, Татары, Киргизы, Башкиры, Калмыки и прочие, и прочие — все желают отделиться или разделиться друг с другом, а между тем все устраивают постоянные собрания, разные митинги, даже съезды, произносят длинные ораторские речи об объединении всех (!!). Да, высказывал я мулле, что давно бы нам всем быть поближе друг к другу: у всех у нас один Господь Бог, Верховный Владыка всех и Отец, у всех у нас, по плоти, один праотец, Адам.
Татары называют русских неверными (кяфыр) или свиньей (дунтыз), а русские, в свою очередь, называют татар каким-нибудь унизительным прозванием. Вот и следует нам всем оставить подобную, ко благу не ведущую борьбу и согласиться жить помирнее. И при разговоре о религии стараться о том же мире и близости друг с другом.
В казанской газете «Камско-Волжская Речь», от 17-го июня 1917 г. (стр. 3), сказано о назначении А. Галиева: «Временным правительством утвержден в должности Оренбургского Муфтия, Имам 5-ой соборной мечети в Казани, Алимжан Галеев».
3 июля 1917 г. Деревянную церковь в Апазове будто бы сожгли отпадшие в мухаммеданство крещеные татары. После этого началась постройка церкви каменной, но за неимением средств постройка остановилась.
Отпадение крещеных татар в селе Апазове из христианства в мухаммеданство продолжается, и отступники становятся дерзкими, и так как их в селе большинство, то они стараются распоряжаться делами общины. Так, у нас в селе существует базар. Он бывает на площади около церкви. Поэтому, так как площадь базарная считалась до сего времени церковною площадью, то торгующие на базаре за свои места должны были платить в церковь пошлину. Площадь обыкновенно сдавалась в аренду (например, и в 1917 г. была сдана мухаммеданину) за 500 р. Арендатор — мухаммеданин, которого осаждают отступники от христианства и просят, чтобы он не платил аренду русскому духовенству, а чтобы он аренду отдавал им—отступникам. За июнь, несмотря на заключенный годовой контракт, арендатор-мухаммеданин денег арендных русскому духовенству не уплатил. Отступники от христианства в мухаммеданство, чтобы иметь на церковную площадь некоторого рода право, и следовательно, и на получение аренды, решили построить недалеко от церкви, на церковной площади мечеть. Отступники начинают вслух поговаривать, что русское духовенство убирало свои дома подальше от церкви, так как место это требуется скоро для духовенства мухаммеданского, для муллы. Тогда и вся площадь не будет называться церковною, а будет считаться мечетною, и. аренду за базарную площадь будут получать отступники от христианской веры и их мулла.
Мечеть уже строится в 13 саженях от церкви. Священник Ишкинов, когда узнал о намерении отступников строить мечеть в таком близком расстоянии от православной церкви, обращался к уездному комиссару и просил его формально воспретить эту незаконную постройку. Но Апазовские отступники говорили, узнавши об этом: мы теперь свободны; Романовых законов мы не признаем. Хотим строить мечеть, и выстроим! Уездный комиссар дозволил им не мечеть строить, а только еще заготовлять для нее материалы! Священник Ишкинов не знает, что же остается ему делать после всех таких распоряжений.
Во всех газетах в настоящее время (20 июля 1917 г. я это замечаю или говорю) пишут и рассуждают о тех бедствиях, которые остались у нас в России после старого режима, бывшего Государя Императора Николая Второго, и о тех благах, коих ожидать должны все от революции, которая свергла Царя и провозгласила свободу, братство и равенство.
Для оправдания свободы, установители революции прежде всего выпустили политических преступников, а с ними убежали и очень многие преступники других категорий.
Те же установители очень рано, т. е. в первые же дни революции, объявили, что все граждане свободны и не могут быть стесняемы кем бы то ни было за свои религиозные убеждения. Атак как прежде обращало внимание на религиозное состояние народа правительство, то после революции народ стал чувствовать себя свободным и в этом, т. е. в религиозном отношении. А так как в России большинство православных христиан, то многие народы из меньшинства стали домогаться выделиться от русского народа в особые (?) государственные единицы. Правда, к выделению из России некоторые ее части стремились и прежде революции, но теперь революция (вместе с войной, объявленной, три года тому назад, против России Германией и Австрией) помогла им в этом выделении от России еще больше. Так, от России отделились 1) Финляндия, 2) Малороссия, или Украина, 3) Польша. В настоящее время о том же замышляют, надобно думать, и мусульмане. Они начали устроять съезды, но не какие-либо частные в областях или же в губерниях, где они проживают, а съезды всероссийские. Так, в Казани в июле сего 1917 г. открылся первый всероссийский мусульманский военный съезд.
Еще 2-ой всероссийский мусульманский съезд. Есть уже слухи, что мусульмане все, живущие в России, объединяются не по национальности, а по религии. Поэтому они хотят, слышно, составить единое общество или государство, в которое войдут мусульмане, живущие по Волге до Астрахани: Нижегородские, Казанские, Симбирские, Самарские, Саратовские, Астраханские; потом: Уфимские, Оренбургские; затем: мусульмане киргизы, башкиры; мусульмане Кавказа вообще; мусульмане, наконец, Ташкентские и Бухарские. Всех их насчитывается от 27 до 30 миллионов. Слухи о мусульманах разнообразны.
Один из русских слышал на улицах Казани частое повторение какого-то слова газават от арабского — газватун, нападение, военная экспедиция. Это слово употребляется в значении: война за веру, как и слово: джихат; другие видели и слышали, что казанские татары сильно ссорятся из-за того, что устроители русской революции дали свободу во всем не только лицам мужского пола, но и женщинам, почему казанские татарки, по русскому обычаю, стали ходить не закрывшись от мужчин на общественные гуляния и даже на разные собрания. А этого мусульманская религия не допускает, а от русской веры и от русских обычаев мы — свободны.
Мусульмане, проживающие в России, стараясь привлечь к себе прочих инородцев (напр, чуваш, черемис и др.) внушают им, что они должны быть с ними в одном обществе, потому что их язык не язык русский, а другой, а крещеные татары тем более с мусульманами должны соединиться, потому что и язык у них есть язык татарский, а не русский, и предки их были мусульманами.
Вот к чему привела революция народы России!
Тяжело слышать о том, что мусульмане домогаются отделиться от России, но еще тяжелее слышать, что к тому же стремяться и сами крещеные татары, и причиной к тому выставляют то, что они не имеют у себя на языке крещеных татар революционной литературы, и даже вообще литературы (что у них имеется только несколько книг богослужебных и нравственного характера, напечатанных русским шрифтом). Такова, например, статейка или заметка Степанова: «Крещеные татары» (см. «Казанская рабочая газета и Известия совета солдатских и рабочих депутатов» № &1, четверг, 20 июля 1917 г.). Крещеный (?) татарин Степанов говорит: «Выход из этого (т. е. из того, что крещеные татары мусульманской литературой пользоваться не могут потому, что литература мусульманская печатается арабским шрифтом),— по-моему, один: или крещеные татары всецело должны изучать только русский язык, или же (по-моему, лучшее для нас (?) с малых лет в школах параллельно с изучением русского языка изучать родной (?) мусульманский язык, применяя при этом арабский шрифт». Не желательно много распространяться о тенденции Степанова. Цель его очевидна, чтобы крещеные татары примкнули не к русским, а к мусульманам. К этому, по его мнению, путь один. Но Степанов только говорит, что путь один, а указывает два пути, хотя считает самым лучшим из указанных второй. А я, например, хочу защищать путь первый. Какой это мусульманский (?) язык вы, Степанов, считаете для крещеных татар родным? До сих пор я считал для татар родным языком—язык татарский, и шрифт для татарского языка употребляется арабский, но с мусульманской религией и с мусульманской литературой шрифт не имеет ничего общего. Разве крещеные татары не могут жить без мусульманской литературы? Я не говорю о литературах Запада, русская литература по всем отраслям знания несравненно богаче литературы мусульманской.
Но вот начинает наша революция делать некоторые улучшения. Ей советуют сделать эти улучшения и некоторые члены Временного правительства, и частные, знающие политику, люди. Катастрофа не будет, говорят, преодолена и предупреждена, если власть не станет общенациональной (?) (см. «Камско-Волжская Речь», четверг, 20 июля 1917 г., № 156. «Поскольку, постольку»). Имеется цель — перейти к новой политике истинно национальной. Но этого едва ли удастся достигнуть русским! (См. еще: Университет (Московский) о текущих событиях. «Русское слово», вторник, 18 июля 1917 г., № 162, стр. 4).
Примечание: Казанские татары не так давно, можно сказать, по возникновении революции, начали исполнять свои, отдельные от русских театральные представления. На первых из этих представлений была обстановка (декорация) русская, а потом все изменилось. В июле сего 1917 г. шла (история, якобы) «Зулейха»1 (это девушка из крещеных татар, отпадших в мухаммеданство). Сначала ее выдали замуж за татарина-мухаммеданина. Русские убили его, а Зулейха была насильно выдана замуж за русского мужика, который ничего не делал, только пьянствовал. Зулейха сама убила его. Таким образом, представление было интересно для зрителей: здесь на сцене показывались радости жизни — брак (особенно первый) и печали—два убийства. Здесь публика видела арабскую молитву и разные присловия муллы, и какое-то бормотание русского священника. Этого последнего называли два раза дураком. Кончается представление тем, что Зулейха осталась до смерти твердою в мухам-меданской вере, и за ее блаженною душею пришли Ангелы Божий (в белых ризах, с крыльями). Этих Ангелов все домашние и знакомые, бывшие при кончине Зулейхи в доме ее отца, видели и из-за этого чудесного явления Ангелов убедились, что мухаммеданская вера—^есть вера истинная. На этом татарском представлении был сын мой Сергей Ефимович, в настоящее время, по милости Божией (со времени революции газеты перестали употреблять это выражение. Всем дана свобода. Это значит: что я хочу, то и делаю), доцент Казанского университета (восточного факультета). Он мне и сообщил о татарском театре и рекомендовал посоветовать слушателям миссионерских курсов побывать на представлении «Зулейхи». Здесь миссионеры христианской религии унижены, а мухаммеданская возвышена. Народ русский представлен пьянствующим, словом, вся пьеса имеет для миссионера большое значение, надо обсудить эту пьесу как следует, с миссионерской точки зрения. Сын мой спрашивал татар-мухаммедан в театре, нет ли о Зулейхе книжки (либретто?), но ему сказали: книжка скоро будет. Он уже два раза ходил по татарским книжным лавкам, но ему сказывают, что книжка о Зулейхе еще не появилась.
27 июля 1917 г. Выше я замечал, что русское Временное правительство едва ли выберется на лучший путь национальный. По моему мнению, еще в начале русской революции Временное правительство допустило две капитальные ошибки. Оно грезило только о том, чтобы избавиться от царя и усилить власть народа. Оно достигло этой цели: оно объявило, что все теперь свободны от царского режима, все свободны и равны; не следует обращать теперь внимание ни на религию, ни на национальность. Припомним, что когда Германия с Австрией объявили России в 1914 г. войну, государь Император Николай И объявил, что он будет воевать до тех пор, пока ни одного немца не останется в России. Всем русским приятно было слышать эти слова, потому что заси-лие немецкое тяжелело над Россией давно; во всех сферах жизни русской начальствовали немцы. Вопрос о противодействии этому засилию возник в России вскоре же по объявлении нам войны немцами. Но и немцы не дремали, т. е. немцы, живущие в России. Будучи везде начальниками, они стали представлять препятствия к нормальному течению жизни: в России жизнь сделалась очень трудною. Нет надобности перечислять все неудобства, достаточно будет сказать об одном: немцы, давно начальствующие в России, устроили так дело управления, что первым министром, от которого зави-сили все другие министры, поставлен был немец Штюрмер, оказавшийся для России изменником. Быть может, этому способствовало и то обстоятельство, что, по слухам, государыня Александра Федоровна уважала Штюрмера немца очень, будучи и сама немкою. Когда же явилась у нас, в России, революция и была объявлена свобода полная без отеснения от религии и национальности, Временному правительству нельзя было ничего сделать с немцами. Речь о засилии немцев в России замолкла, а 27 июля 1917 г. Временное правительство постановило упразднить особый комитет борьбы с немецким засилием (см, «Камско-Волжская Речь» от 27 июля 1917 г., № 162, стр. 2).
Но что особенно странно: ужели Временное правительство забыло, что в это же время наделал в России изменник Ленин, подкупленный немецкими деньгами? Ужели забыло, как Ленин с другими своими товарищами развратили русскую армию, соблазнили ее не воевать с немцами, дезертировать с фронта и открыть прорыв военной линии, чем и воспользовались немцы. Позор! Россия гибнет.
И я читал в том же № 162, от 27 июля (здесь же приложен доклад В. Ф. Иванова. Казанский губернский съезд партии народной свободы. «О современном положении страны») «Призыв Министра-Председателя А. Ф. Керенского ко всем народам России».
Здесь он, между прочим, говорит, что свобода, спаянная национальным единством (?!), не может быть побеждена. Неопределенная терминология: где же в России национальное единство у народов, входящих в состав государства Русского? Финляндия, можно сказать, уже отделилась от России, Малороссия—лочти отделилась, татары-мусульмане замышляют объединиться в отдельное от России государство и к себе привлекают прочих инородцев... Очень жалкие обстоятельства! Не лучше ли было бы всех русских Временному Русскому правительству как можно крепче объединить между собой: их в России почти полтораста миллионов. Да кроме национальности, обратить преимущественное внимание на религию Русских. У них религия — христианская Православная. Ставить ее в один уровень человеческих религиозных суеверий отнюдь не следует. Если это не будет исправлено Временным правительством, положение России будет крайне затруднительно. Без помощи божественной она не поправится.
«Церковь в свободной России» (см. «Камско-Волжская Речь», 1917, № 167, стр. 2) И. Гусева. При новом режиме еще не слышно было, чтобы какая-либо религия, терпимая в России, претерпела какие-либо притеснения. Ни католичество, ни лютеранство, ни инштундизм (?) не испытали никаких неприятностей. Мусульманство и даже язычество нисколько не потревожены. А православные христиане? Разве кто их притесняет? Православно-христианская вера есть религия большинства русских людей. Да, все это справедливо, и потому не только удивительно, но даже крайне прискорбно, что исповедники православной веры, и главным образом люди, стоящие во главе русского православного народа, начали испытывать притеснения. Так, притесняли Московского митрополита Макария, и не мало других архипастырей было подвергнуто арестам. Здесь действовал новый уже режим революции — всяческой свободы...
Так, для примера, запишем сюда все, что сделано недавно с проповедником христианства, протоиереем Александром Степановичем Миропольским. Газета татарская («Вакыт», 1917 г., № 2258, среда 26 июля. В Оренбурге. Стр. 3): «Живущий в Каспийском заводе миссионер-поп, прибывши в Надеждинский завод, начал ходить по лавкам, чтобы распространять мусульманам написанные им к унижению мусульманской веры брошюры под названием «Чын Алланьщ законы» (Закон истинного бога) и «Уйнашчылык» (Прелюбодеяние), напечатанные миссионерским обществом. Мусульмане, находящиеся в Надеждинском заводе, отправили (его) в комитет рабочих и солдатских депутатов и призвали в комитет. Потом же мусульмане приказали (ему) не распространять ничего унижающего мусульманскую веру и, отобравши паспорт, в тот же день выпроводили его из Надеждинского завода по этапу. Они дали в исполнительный комитет, находящийся в Каслинском заводе, срочную телеграмму, в которой дали (ему) знать, что он должен до возвращения его самого (миссионера-священника), в квартире его сделать обыск и, если окажутся подобные тем вещи (брошюры), отобрать. Этот поп-миссионер занимался распространением таких брошюр во время старого режима (правления). Он набирал в школу, находящуюся на его собственном содержании, бедных, оставшихся без воспитателей сирот, мусульманских детей, чтобы обучать их, и всю силу употреблял на то, чтобы окрестить таких детей. Миссионер точно с ума сошел: он все еще не очнулся от того опьянения и теперь».
В настоящее время известно стало всем, что результатом русской революции оказалось раздробление сильного Государства Русского на мелкие и слабые клочки национальностей, входивших в состав Руси. Прежде всех, помнится, отделилась в самостоятельное (автономное!) государство Финляндия, потом объявили себя автономными: Польша, Украина. За ними последовала: Бессарабия.
Инородцы наши, особенно поклонники Мухаммеда разных национальностей, кажется, давно ждут для себя удобного времени. В смутное время русской революционной розни разных партий инородцы также начали заявлять свою автономность. Крымское ханство начало ряд инородческих отложений от России. Теперь совершается жалкое разложение России. В конце ноября в «Камско-Волжской Речи» (от 23 ноября 1917 г., № 245) было сообщено известие, что Башкирия также скоро будет автономною. «В Оренбурге башкирский областной совет при поддержке оренбургского мусульманского гарнизона объявил башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Пермской и Самарской губерний автономной частью Российской республики и приступил к ее осуществлению в пределах башкирской территории Оренбургской губернии. Восьмого декабря (1917 г.) созывается Учредительный Съезд Башкирии».
В том же № Камско-Волжской Речи говорится о беспорядках в Ташкенте. Можно предполагать, или вернее — опасаться, что и эта область — где города Ташкент, Самарканд, Наманган и др., скоро будет автономною.
Отделение Крыма. В газете «Камско-Волжская Речь» (№ 249, от 28 ноября 1917 г.) сообщается: в областном совещании Румчерода большое впечатление произвело заявление представителя от совета крестьянских депутатов Таврической губернии о том, что Татары Крымского полуострова ведут сильную агитацию за отделение Крыма от России2, и что установлена несомненная связь их с Турками. Перехвачена переписка главарей татарского движения с турецким муфтием. В перехваченных письмах речь идет о присоединении Крыма к Турции.
В новой Казанской газете «Казанское слово» от 21 дек. 1917 г., № 191, помещено сведение «Из мусульманской жизни»: «Священный Коран Османа»: Один из последних «декретов» постановил немедленно передать мусульманским национальным организациям хранящийся в российской публичной библиотеке священный «Коран Османа»3. Это величайшая редкость, не имеющая себе цены, спасена была при штурме Самарканда и передана на хранение в библиотеку первым Туркестанским генерал-губернатором Кауфманом в 1869 году. «Коран» написан на арабском языке т. н. «Куфическим шрифтом» без точек и запятых. Пергаментная рукопись находилась в Самаркандской мечети Ходжа Ахрара. По преданию, сохранившемуся среди мусульман, «Коран» был написан собственноручно зятем Магомета Османом, убитым в своем дворце возмутившейся чернью, как раз над чтением этой книги. На «Коране» до сих пор есть следы, похожие на выцветшую кровь. «Корану» насчитывается около 1200 лет. Мусульмане называют его «Келям Шериф» (Святое перо).
Знатоки восточной письменности видят в «Коране» одно из украшений знаменитой некогда библиотеки, собранной знаменитым завоевателем Тамерланом в Самарканде. В Петрограде «Коран» является целью многочисленных паломничеств и благоговейного поклонения мусульманских пилигримов, стекающихся сюда с разных концов мусульманского мира. Библиотека хранит «Коран» как зеницу ока, но принимает всякие меры к тому, чтобы способствовать удовлетворению религиозных запросов мусульман и предоставить им всякую возможность ознакомления с их святынею. Отношение библиотеки к своему сокровищу можно поистине назвать трогательным: она блюдет его так же, как если бы ей была вверена величайшая реликвия христианского благочестия. Передача «Корана» каким-либо организациям в такие смутные и лишенные гарантии времена, хотя и внушает самые серьезные опасения за целостность рукописи, охранить которую по примеру библиотечной цитадели весьма трудно; но мы не сомневаемся, что мусульманство, как наиболее заинтересованное в сохранности своей святыни, примет все меры к тому, чтобы эта редкость—священная книга осталась так же невредима и цела, как она была невредима 50 лет в публичной библиотеке.
4 фев. 1916 г. Приходил ко мне мой давний знакомый, бывший военный мулла, Нариф Валеев. Он сообщил мне, что он слышал, будто Казанский Губернатор желает знать, кто из казанских мусульман избирается в члены Гос. Думы и собирается ехать в Петроград. Тариф Валеев имеет об этом некоторые сведения, которыми он и поделился со мною. Он приносил газету на татарском языке «Кояш» от 31 янв. 1916 г. № 207. Здесь на стр. 2 в первом столбце сказано: Садрей Максудов поехал в Петроград (из Казани, в Гос. Думу). Тариф Валеев пояснял: этот Садрей Максудов, бывший член Гос. Думы, Парижский студент; член мусульманской фракции, левой партии. Брат Садрея Гадий Максудов", редактор Казанской татарской газеты «Юлдуз». Гадий послал в Петроград телеграмму: спрашивает, когда ему отправляться в Петроград. Сеид-Гирей Алкин, бывший член Гос. Думы, подписавший Выборгское воззвание и сидевший в тюрьме 3 месяца. Его ждут и желают в Петрограде, во фракции мусульман. Он обещался туда скоро прибыть. В 3-м столбце газеты «Кояш» указываются задачи для деятельности мусульманской фракции, или программа:
1. Полная свобода от полиции.
2 Возвратить Финляндии полную автономию.
3. Мусульманам должна быть дарована полная религиозная свобода.
4. Мусульмане не должны быть стесняемы в содержании старинных своих обычаев или обрядов.
5. Должна быть дана полная свобода на переход из христианства в мухаммеданство.
6. Должно быть дано полное право Киргизам Туркестанского края выбирать, кого им желательно, в члены Гос. Думы.
Бывший член Оренбургского мухаммеданского Духовного Собрания Хасан-Гата Мухамметов5 несколько дней проживал в номерах Ибатуллина, на Сенной (площади) в Казани, и там составлял проекты деятельности для мусульманской фракции Гос. Думы.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Зулейха — главная героиня одноименной драмы Га-яза Исхаки, впервые поставленной в 1917 году.
2. Когда советское правительство обнародовало декларацию о праве народов, населяющих Россию, на самоопределение, крымские татары создали свой парламент. Но эта декларация большевиков оказалась обманом—полки балтийских матросов, посланные из Петрограда, в 1918 году утопили крымских татар в крови.
3. «Усман Коран» — по некоторым сведениям, был подарен египетскими мамлюками в 1329 году хану Дэштэ кыпчака Узбеку. В 1395 году, во время кровавого жестокого похода на Волгу Хромой Тимур увез эту книгу из Сарая в Самарканд.
4. Максудов Хади Низаметдинович (1868—1914)—редактор казанской газеты «Йолдыз», автор учебников.
5. Мухамметов Хасан-Гата (Габаши) — историк, работал в Уфе судьей.
Публикация Марселя АХМЕТЗЯНОВА
<div align="center">
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
</div>
ПРИЛОЖЕНИЕ
Евфимий Малов
О ТАТАРСКИХЪ МЕЧЕТЯХЪ ВЪ РОССИИ
Сколько русское правительство ни старалось положить известныя условия для построения мечетей, сколько ыи желало охранить новокрещен от влияния магометан, последние мало обращали внимания на предписания законов. Они еще с большею наглостью подавали челобитныя о построении мечетей и прибегали к обманам (прилагая, напр., к челобитным поддельные указы), когда видели уступки со стороны самого русскаго правительства. Так, мы уже знаем, что, помимо других условий, указ 23 августа 1756 года определяет положительно, чтобы магометанские приходы состояли не менее как из 300 или 200 душ муж. пола, и чтобы при таковых приходах, даже впоследствии увеличивающихся, новыя мечети не строились1, а между тем татары казанские, переселившись из слободы в Поповку, как мы видели, добились того, что им дозволено построить другую мечеть. Этого мало: они начали домогаться, чтобы позволено было строить мечети "в больших и малых деревнях без исчисления душ". "Правит, сенат, слушав экстракт, учиненный по присланной от ея императорскаго величества (Екатерины II) для разсмотрения в прошлом 1764 году февраля от 6, поданной Казанской губернии от всех слободских и уездных служилых мурз и татар выборнаго служилаго татарины Якуба Биметева челобитной... Татарин Биметев объявляя, коим образом закона магометанскаго мурзы и татары имели для моления в городе Казани, так в Казанской губернии, в уездах, в больших и малых деревнях, во всякой деревне без исчисления душ, по закону их обыкновенныя мечети и тем, так равно и в учреждении кладбищ в удобных местах, без всякаго притеснения довольствовались, а с того времени по определениям сената, во первых, те мечети сломаны были, а наконец, хотя и дозволено им строить, но в тех только деревнях, в коих по ревизии муж. пола душ написано не менее как от 200 до 300, а в которой толикаго числа душ не состоит, а мечети быть надобно, то приписывать ближния к ней деревни и в тех деревнях строить им мечети, располагая по пропорции, чтоб при каждой мечети было показанное число душ и из тех бы татарских их деревень новокрещен, где их есть против татар десятая часть, всех вывести в другая деревни и поселить с русскими и новокрещенными; а буде в которых деревнях новокрещен найдется свыше десятой части, таковых не переселять, а их к строению мечетей не допускать. А как от таковых больших от 2-х до 300 душ числом поселивших деревень, в которых вновь мечети построить дозволено, мелкия деревни обстоят в дальнем разстоянии, а закон их магометанский повелевает моление, и над мертвыми погребение и поминовение отправлять каждым в своих деревнях при мечетях, не переходя от тех своих жилищ в другая деревни, да и переходить весьма неспособно за дальностию разстояния деревни от деревни: то просят, чтоб, из высочайшаго ея императорскаго величества ко всем подданым милосердия, повелено было всем их магометанскаго закона мурзам и татарам в больших и малых деревнях мечети по прежнему строить, и из тех их деревень ныне жительствующих, сколько в коей найтиться может, новокрещен вывесть в другая русския и но-вокрещенския деревни... А как по справке в сенат оказалось, что в прошлом 1757 году упоминаемый челобитчик татарин Якуб Биметев, при поданной челобитной приложил с именнаго, блаженныя и вечной славы достойныя памяти, государя императора Петра великаго, 1722 года июня 19 дня посланнаго к Казанскому епархиальному архиерею указа копию, в коей по прочем изображено: "магометанскаго закона мечетей, и их как старых, так и вновь кладбищ учиненных, отнюдь не разорять, и озлобления не чинить, понеже мечети им построены, то с места на место их не переносить и кладбищ их не разорять, под опасением наказания и штрафа". Но того указа как в сенат, так равным образом, по сообщениям от оного, святейшем синоде, "в Казанской духовной консистории, також и при Казанском архиерейском доме не отыскано, а вместо того по состоявшейся блаженныя памяти при государе царе и великом князе Феодоре Иоанновиче 7101 году, посланной к казанским воеводам Воротынскому и Вяземскому грамоте (с которой в 1742 году в сенате из Св. Синода и из Казанской губернской канцелярии присланы копии), повелено в Казанском и Свияжском уездах новопостроенныя от казанскаго взятья мечети разломать и впредь ставить не дозволять, вследствие которой в сенате в 742 году ноября 2 (19) дня и определено было: все новопостроенныя мечети, а наипаче в таких местах, где восприявшие веру греческаго исповедания жительство имеют, сломать, и впредь строить отнюдь не допускать. А хотя после того сенатом же в 1744 апреля 13, обще с свят, синодом в 1756 генваря 26, марта 8 и в 1759 годах августа 12 чисел, в разсуждении таком, что по означенной 1701 года грамоте мечети иметь запрещено не для чего инаго, но чтоб не были те мечети в одних жительствах с русскими и новокрещенами, и определено же, где татары жительство имеют особыми деревнями, в которых жительства русских и новокрещеных нет, таких до построения мечетей допускать, но в тех, однако же, татарских деревнях, в которых по ревизии муж. пола не менее, как от 200 до 300 душ в каждой написано; а ежели в которой татарской деревне толикаго числа душ по переписи мужеск. пола нет, а мечети быть надобно, то к той деревне приписывать ближния к ней деревни, и те мечети и в тех деревнях им татарам строить, располагая по пропорции, чтоб при каждой мечети было вышеписанное число от 200 до 300 душ; а новокрещен переводить только из тех жительств, где их против татар состоит десятая часть, а где свыше десятой части, таковых не переводить, и мечетей строить татарам не дозволять. Приказали: означенным мурзам и татарам в построении им в больших и малых деревнях без исчисления душ мечетей отказать, а довольствоваться им таким тех мечетей количеством, сколько в следствие выше-прописанных сенатских трех определений, по числу душ иметь им оных надлежит. Что ж они мурзы и татары просят о выводе из тех их татарских деревень ныне жительствующих и сколько в которой найтиться может новокрещен в другия русския и новокрещенския деревни, к тому сенат хотя бы и приступил, по тем резонам, чтоб новокрещены, имея уединенное от татар жительство, не только в отправлении по долгу христианскому молитв, подобнаго прописанному в представлении надворнаго сов. Сокольникова2 помешательства не имели, но и открывшияся между ними в насильном завладении друг у друга земель и прочих угодий ссоры и драки навсегда прекратились; да и учинить такой перевод хотя не вдруг, однако в разныя времена, смотря по способности без затруднения возможно было, потому что по присланным в сенат из Казанской губернской канцелярии ведомостям показано магометанскаго закона в жительствах, где б новокрещены обще с некрещеными иноверцами жительство имели, в 56 селениях татар 4964, новокрещен только 601, следовательно татар против новокрещен больше 4363 человеками; но как после вышепрописанных3 от бывших при тех новокрещен управителей представлений, ни от губернаторов, ни от городовых канцелярий, в ведомство которых, по силе высочайшаго именнаго ея императорскаго величества 764 года февр. 20 (12) числа указа, те новокрещены препоручены, ни от самих новокрещен чрез десять лет о неудовольствиях, до сената никаких представлений и прошений не доходило, следовательно и нет нужды переводить или тех или других с места на место, да хотя б и неудобства или одним от других какия обиды вновь открылись, то сенат разсуждает сие сокращать не переводом с места на место, но с оказавшимися при том преступниками поступать по общим государственных узаконениям; почему на нышнеший случай и не находит основательных причин, по которым бы, согласно вышепрописанной, подаванной ея императорскому величеству казанских мурз и татар от повереннаго челобитной, часто упоминаемых новокрещен выводить из их татарских жительств в особливыя русския и ново-крещенския деревни... Моление же отправлять им можно новокрещенам в церквах, где по близости есть, так и татарам в других деревнях, где есть мечети; а сверх сего все то предоставить на примечание св. синода, и какия оный с своей стороны найтить может средства, требовать уведомления, и о том в св. синоде сообщить ведение" и проч.4.
Хотя и магометане не успели удалить от взаимнаго сожительства с собою новокрещен, препятствовавших построению мечетей, тем не менее, однако, мечети свои они умножили. Правительство русское и само как бы немного уступило татарам: в вышеприведенном указе уже не говорится о соблазнах, какие могут происходить для новокрещен от магометан в вере, а упоминается только о том, что не было никаких доносов о ссорах и драках татар с новокрещеными, вследствие чего и нет надобности переводить их из одных мест в другая. В 1767 г. строились мечети в Сибири, где строение их отдано было на раз-смотрение сибирскаго губернатора Чичерина. Екатерина II в указе к Чичерину писала (п.З): "строение вновь мечетей для сих иноверных (бухарцов и ташкенцов) имеете вы дозволять по вашему благоусмотрению; в чем вы нам одним и отчет давать будете. Мы надеемся, однако ж, что сие дозволение вами чинено будет на основании резолюций государей и царей Иоанна и Петра Алексеевичей, состоявшихся в 193 году"5. В том же 1767 г. получили позволение снова на построение двух мечетей и казанские татары. "По указу ея императорскаго величества (Екатерины II), правит, сенат слушали челобитную Казанской губернии Старой татарской слободы служилаго татарина Исая Измайлова, коим прописывая, что по причине бывшаго в Казани в 749 г. пожара, в который та их слобода сгорела, лишились они оным своих мечетей. Гонение, которое на них производилось с духовной стороны от Казанскаго то-гдашняго преосвященнаго, до того дошло, что он не только запретил им на погоревших местах производить строение, но описав те их места, застроил на оных деревянную греческаго исповедания церковь и населил на тех местах русских людей, желая их совсем на веки выгнать вон из этой слободы, что и действительно учинено, так что погоревшие той слободы половина жителей переселилась вновь на отведенном им другом месте особою слободою, называемую ныне Новою, и ныне те татары живут уже в двух слободах. А в той Старой слободе после пожара хотя и осталась одна мечеть деревянная, но та весьма малая, к тому же очень ветха и они будучи лишены по своему закону таковых мечетей, а в другая отдаленныя места ходить было не возможно, почему и оставили они все свои промыслы и рукоделия и хотя многократно просили о даче позволения в построении в той Старой слободе мечетей, но за учиненным как от бывших прежде в Казани архиереев, так и нынешняго Вениамина в св. синоде представлением, дозволения получить не могли и приходили от дальняго на молитву хождения в крайнее разорение до самаго прибытия ея императорскаго величества в 1767 г. в Казань. А по прибытии ея величества изъявя они свое разорение и отлучение от промыслов, просили высо-чайшаго дозволения о построении в той Старой татарской слободе двух каменных и ея величество им таковое дозволение пожаловать соизволила при бывшем тогда в Казани губернаторе Андрее Никитиче Квашнине-Самарине. А он губернатор, получа то высочайшее повеление, дозволил им оныя выстроить и выстроены их коштом. Но во время сие и поныне с духовной стороны происходит старание о уничтожении их не только по представлениям в св. синоде, но оттуда уже и в правит, сенате, так что от правит, сената требовано уже от бывшаго в Казани прежде губернатором Андрея Никитича Квашнина объяснение, по какому повелению дозволение дано выстроить те мечети, но, что после того происходит, им неизвестно. Следовательно, и признавается, что того высочайшаго указа нигде записано и в действо произведено не было и они опасаются, чтоб о уничтожении тех мечетей не последовало какого повеления и просили, чтоб о том именном ея императорскаго величества указ выправиться, и когда имеется, то бы с прописанием онаго дать знать как св. синоду, так и вам г. губернатору; если же об оном в правит, сенате неизвестно, то бы снесясь с бывшим г. губернатором, что ныне сенатор, Андреем Никитичем Квашниным-Самариным, доложить ея величеству сим впредь для ведома дать указ. А по справке в сенате бывший в Казани губернатором тайный советник, сенатор и кавалер Андрей Никитич Квашнин-Самарин, вследствие посланнаго к нему 1773 г. указа из сената, объяснил, что татары, во время высочайшаго ея величества в 1767 г. в Казани присутствия, просили ея величество, чтоб дозволить им построить в Старой слободе мечети. Ея императорское величество, снисходя на их просьбу, высочайше изустно дозволить соизволила те им мечети построить и на то ему г. сенатору обещала пожаловать письменное повеление, почеме он в ожидании онаго, препятствия в построении мечетей учинить не мог и потом от сената чрез г. действительнаго тайнаго советника, генерал прокурора и кавалера, докладывано было о том ея императорскому величеству, а 29 мая 1773 г. он, г. прокурор, объявил сенату следующее ея величества соизволение, что как всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, то и ея императорское величество из тех 'же правил, следуя Его св. воле, и в сем поступать изволить, желая только, чтоб между подданными ея всегда любовь и согласие царствовали. А впрочем, ея величество приказать соизволила сенату объявить, что бывший губернатор Квашнин-Самарин дозволение строить каменныя мечети сделал в сходствен-ность даннаго большаго Наказа 494, 495 и 496 статьи6. Вследствие того от сената, с прописанием высочайшаго повеления, так и большаго Наказа помянутых статей сообщено в св. синоде ведением того ж 1773 г. того ж июня 4 дня, а Казанскому губернатору и в губернскую канцелярию указов послано не было для того, что об оном в определении сената не сказано. Приказали: как о том высочайшем ея императорскаго величества соизволении дано знать только г. губернатору секретным указом, о чем св. синоду сообщено 18 мая 1775 года"7. В 1768 г. в Казани была построена новая мечеть в Старой слободе татарской, о двух этажах "изрядной фасады", как замечает г. Зиновьев". Вероятно, эта мечеть построилась вследствие вышеизложеннаго дозволения государыни императрицы Екатерины II. Всего в Казани в это время было уже 4 мечети9. В прочих местах мечети также быстро возникали из своих развалин. Паллас, посещавший Касимов в 1768 г., пишет, что при нем делалась мечеть, и что строилась она с Высочайшаго соизволения на место другой старой, которая развалилась10. Ученый исследователь касимовских царей и царевичей, В.В.Вельяминов-Зернов, отыскал даже в бумагах Гагина, самый указ, данный на постройку касимовской мечети. Приводим его здесь: "Указ ея император-скаго величества самодержицы всероссийской из Касимовской воеводской канцелярии города Касимова татарской слободы сотнику Сеит Бектемирову сыну Шакулову. Сего 1768 г. февр. 13 дня в присланном от его превосходительства г. генерал-майора и кавалера и Воронежской губернии губернатора Алексея Михайловича Маслова в Касимовскую воеводскую канцелярию предложении написано: ея императорское величество имянным изустным ему указом сего месяца 18 числа высочайше повелеть соизволила, по прошению города Касимова мурзы Ибрагима Чанышева, Бурхая Шакулова, построить в том городе татарам для молитвы их мечеть; объявя сие ея императорскаго величества повеление, Касимовской воеводской канцелярии рекомендует во исполнение онаго, города Касимова татарам ту мечеть строить позволить, и препятствия в том им не чинить; и в исполнение онаго предложения в Касимовской воеводской канцелярии определено: с прописанием онаго тебе Шакулову послать указом объявить, что онаго города Касимова татарам ту мечеть строить позволяется, и тебе Шакулову учинить о том по сему ея императорскаго величества указу. Апреля 9 дня 1768 года"11. На стене этой мечети, над дверью, вделан камень, выкрашенный зеленою краскою; на нем находится надпись с обозначением года (1768 по Р.Х. или 1182 гиджры) и тех лиц, которыя соорудили эту мечеть12. Г.Лепехин, посещавший в 1768-69 годах татар, живущих по реке Черемшану, говорит, что, каждая деревня имеет свою мечеть и духовную особу, а смотря по множеству дворов, двух или трех13. То же самое подтверждает и другой путешественник того же времени, г. Рынков. "Проезжая по большой части татарскими деревнями (Казанской и Оренбургской губерн.) с прилежанием взирал я, говорит он, на воспитание их детей. Обряды, кои употребляют они при воспитании питомцев своих, достойны справедливой похвалы: ибо они с самаго младнечества стараются их воспитать в познании их закона и всех должностей человеческих, а для того почти в каждой татарской деревне находится молитвенный храм и училище для детей, которых обучает живущий тут мулла"14.
Таким образом, с 1767 г. влияние местных архиереев на построение татарских мечетей устранено. В Сибири постройка мечетей предоставлена благоусмотрению губернатора, и императрица Екатерина II не упоминала уже о взаимном соглашении в этом случае губернатора с местным преосвященным. В самой Казани татары-магометане избегли влияния русскаго духовенства и получили изустные указы, как и касимовцы, на построение своих мечетей. Скоро последовал и самый указ, устраняющий влияние преосвященных на строение мечетей. В 1773 году, от 17 июня, правит, сенат приказали: "как к синодальным членам, так и во все епархии к преосвященным архиереям послать указы, в которых написать, что по представленным в св. синод от синодального члена Вениамина, архиепископа Казанскаго, и из других епархий доно-шениям о построенных в городе Казани и в прочих местах близ благочестивых церквей и в общем жительстве татар и новокрещен татарских мечетях и о прочем, св. синод с правит, сенатом сношение имел, и на последок получа от правит, сената ведение ж и имея по оному разсуждение, определяет: отныне преосвященным архиереям, в дела, касающияся до всех иноверных исповеданий и до построения по их законам молитвенных домов, не вступать, а предоставлять оное все на разсмотрение светских команд; преосвященные же архиереи, так как и светския команды, должны прилагать в силу государств, законов, старание, чтоб от того между поданными ея императорскаго величества не могло быть никакого разногласия, а паче б между ими любовь, тишина и согласие царствовало"15.
В 1771 г. снова собирались сведения о количестве мечетей в Казанской губернии. Начальник губернии Яков Ларионович Фонбрант предложил Свияж-ской провинциальной канцелярии собрать верныя и обстоятельныя сведения о мечетях, для чего и были разосланы указы ко всем сотникам. Собранныя сведения показали, что в тогдашнем Свияжском уезде (в состав коего входила тогда вся почти нагорная заволжская сторона Казанской губернии, именно: нынешние уезды: Свияжский, Тетюшский, Чебоксарский, а также и Буинский с частию Симбирскаго) находилось мечетей соборных 12, простых или пяти-временных 88, сверх того богомольных изб (тех же т.е. мечетей) 19, а всего 11916 . Во всех 116 деревнях17, где находились эти 119 мечетей, были ново-крещенные из татар, исключая 8 деревень: Верхние Балтачи, Малые Салтыки (Менглычево, Абызово тож), другие Малые Салтыки, Данышева (?), Шап-кино, Малые Буртасы, Чаллы (Челны), Кощаково (Чирки Кощаково). В этих деревнях новокрещен не было. Новокрещенных татар ясашных и приписанных к адмиралтейству значилось во 111 деревнях 2.197 человек, а магометан во 119 деревнях 14.007 человек, для коих следовало иметь всего только 70 мечетей, полагая по 200 чел. на мечеть. Замечательно, что численность крещеных татар в тех деревнях с того времени и до сих пор остается почти та же.
Таким образом, к концу XVIII в. было в Казанской губернии около 250 мечетей. По крайней мере, 237 мечетей нам уже положительно известны (т.е. 119 мечетей в Свияжском уезде и 118 мечетей в уезде Казанском, который не простирался в заволжскую, нагорную, сторону.
В 1775 г. св. синод доводил до сведения сената, что в Сибирской губернии города Тары татары и бухарцы не только сами в веру христианскую не приходят, но еще стараются новокрещен из татар и идолопоклонников по Бара-бинской степи обращать и обрезывать в свое магометанское нечестие. Вероятно, допущенная во многих местах постройка мечетей подала повод соблазнителям разглашать, будто бы на строение мечетей "казенным коштом" по Бара-бинской степи и указ от сената получен. Таковое разглашение, а наипаче размножение между христианами магометанскаго нечестия без рассмотрения оставлено быть не должно, добавлял св. синод. Сенат отвечал, между прочим, что хотя тобольский епископ, узнав от тарскаго протопопа, донес св. синоду, что "въезжающие к барабинцам тарские татара разглашают о полученном в Тобольске о строении барабинцам казенных коштом каменных мечетей указ, но напротив того Сибирский губернатор сенату доносит, что такого разглашения никогда не было, а мечети строить дозволено по именному ея император-скаго величества указу, данному в 1769 г. августа 20, за собственноручным ея императорскаго величества подписанием, которым в строении вновь мечетей для иноверных дозволение на его губернатора благоусмотрение возложено, с тем, что он один и отчет в том ея императорскому величеству давать будет18.
В 1782 г. (февр. 25) издан был указ о построении мечетей для богослужения у киргизов средней киргиз-кайсацкой орды. "Милосердуя, мы великая государыня, -писала Екатерина II, - о всем нашем подданном киргиз-кайсацком народе, всемилостивейше повелели построить киргиз-кайсацкому народу, для отправления свойственнаго их обыкновению богослужения, на границах, при-леглых к кочевью средней киргиз-кайсацкой орды, мечети, выбрав к тому удобныя места, по усмотрению и назначению отправляющего должность нашего Уфимскаго и Симбирскаго генерал-губернатора, генерал-поручика и кавалера Якобия"19. Впрочем, в следующем 1783 г. и императрица Екатерина повелевала не умножать мечетей без нужды. На донесение генерал-поручика Каменскаго, от 30 декабря, было отвечено 28 генваря 1783 г. следующее: 1) что касается до свободы подданным нашим закона магометанскаго строить в селениях их мечети, где прежде оныя были, и где они по числу людей необходимо нужны, тако ж наблюдения, дабы те мечети без надобности в тягость их собственную умножаемы не были, в том поступать по прежним законам (второй пункт следует о избрании ахунов) 20. Но не желая умножать мечети в одних местах, Екатерина II особенно старалась об устройстве мечетей, школ и караван-сараев среди киргизов. В 1784 г. 2 мая она подтверждала прежнее повеление о скорейшем окончании мечетей для народов магометанскаго закона, позволяя, ежели еще где-либо оныя построить нужно, ей (Екатерине II) представить21. Сентября 4 дня 1785 г. она писала барону Игельстрому: "видев из донесения вашего от 6 августа, что построенныя для подданных наших магометанскаго закона мечети в крепости Троицкой и в Оренбурге открыты, не сомневаемся, что таковое сооружение мест публичной молитвы привлечет и прочих в близости кочующих или обитающих к границам нашим; сие и может послужить со временем способом к воздержанию их от своевольств лучше всяких строгих мер. Вследствие того нужно есть 1) при помянутых мечетях построить татарския школы по примеру казанских и тут же завести караван-сараи или гостинные дворы каменные для выгоды торгующих магометан; 2) мечети обвести каменным забором, осведомяся от татар, как то пристойнее по их обычаю; 3) где же вновь следует построить мечети и особливо в таких местах, кои удобнее других посещаемы быть могут, стараться оныя так расположить, чтобы хотя и до 1500 человек в них вместиться могло, считая напр. пространство их до 20 и до 25 сажень; о людях потребных для татарских школ, не оставьте снестися с нашим генералом и Казанским генерал-губернатором князем Мещерским"22. В следующем 1786 г. Екатерина II, говоря о необходимости разделения степи для киргизов на три части, снова упоминала о полезности и необходимости мечетей, школ и гостинных дворов для главшейших киргизских родов23. Соединением всех сих заведений в главнейших точках границы (Оренбургской и Сибирской) императрица желала не только сблизить киргиз-казаков с русскими, но и смягчить нравы их. Тщетны были все труды и издержки24. В 1792 г. построена была мечеть в Николаеве для турок, пожелавших поселиться в этом городе, а имаму Мустафе-эфендию определено жалованья 600 рубл. в год25. В том же 1792 г. (28 февр.) Екатерина II старалась завести мечети между горцами. "А дабы и веру их (горских народов) обратить к тому же предмету (т.е. к учреждению порядка и подчиненности), нужно бы придать ему в помощь несколько мулл из наших казанских татар, коим бы и мечети заводить в большой и малой Кабарде мы позволить не отреклись; для сильнейшаго же впечатления и утверждения привязанности к нам горских народов не найдете ли (генерал Гудович) нужным, чтобы отправлен был к вам на некоторое время находящийся в Оренбурге муфтий, который с пользою употреблен был для спокойствия тамошняго края, и для введения устройства между диких киргизских народов и проч."26. В 1799 г. в Каргале - селении казанских татар в Оренбургской губернии было -4 мечети. Число переселившихся татар в эту слободу простиралось до 1158 душ; слобода состояла из 300 дворов, при которых в 1760-х годах была на каменном фундаменте только одна мечеть, лучше которой не было в целой Каз. губернии27".
Таким образом, русское правительство в XVIII в., особенно во вторую половину его, немало содействовало усилению магометанства, заводя школы, устрояя на государственный счет мечети, обеспечивая муллами и полагая разным чинам магометанскаго духовенства значительные оклады жалованья. В 1788 г. учреждено в Уфе духовное собрание магометанскаго закона28. В собрании этом постановлено председательствовать муфтию (каковой должности в России у магометан дотоле не было, да и теперь было бы гораздо лучше упразднить ее), которому положен годовый оклад 1500 рубл. в год, да заседающим с ним двум или трем муллам из казанских татар по 120 рублей29. В довершение своих милостей к магометанам русское правительство к концу же XVIII века, в 1797 г., отпечатало для мусульман на арабском языке 3600 экземпляров Алкорана30.
В самом начале настоящаго XIX века дана была грамата киргизскому Чанчар Султану Султамаметеву, между прочим, и о повелении построить при р.Иртыш, между форпостами Семиярским и Кривым мечети и дома для моления. "Жалуем вам, - говорилось в грамоте, - сию нашу императорскую грамату с тем, что по силе оной, продолжая пребывание ваше на отведенных вам и подвластному вам народу землях, будете управлять им с кротостию и правосудием, каждаго довольствовать по духовным законам вашим и обыкновениям, что исполняя, можете всегда и впредь ожидать от верховной нашей власти и покровительства, тако ж благоденствия и защиты, какими до днесь вы пользовались... По прошению же о построении при реке Иртыш между форпостами Семиярским и Кривым мечети и дома для моления, мы не оставили повелеть пограничному сибирской линии начальнику нашему генерал-майору Лаврову избрать по согласию с вами способное к тому место, и представить нам о сумме, на то потребной, по апробации приступить к произведению сего строения в действо"31. Ногайцам, водворенным на Молочных водах в Таврической губ., на деньги правительства построены были (1806 г.) 6 мечетей, 6 домов для мулл, 120 хозяйственных домов и 35 землянок32. Преосвященный Августин, обозревавший Оренбургскую епархию в 1806 году, доносил обер-прокурору св. синода А.Н.Голицыну, что во всех уездах Оренбургской епархии великое множество татарских селений с их мечетями и училищами, существующими на прельщение человеческих душ, развращенных учением злочестиваго магометанства33. В 1809 г. в Астраханской губернии было уже более 30 мечетей (вместо прежних 11), притом же в некоторых деревнях оказалось их по 2, по 3 и даже по 6. Надобно сказать, что число мечетей нисколько не соответствовало законом установленному числу дворов или душ: были мечети на 13 дворов, на 301 двор в деревне Соленке было 6 мечетей, в деревне Мамаике 5 мечетей на 94 двора, в Хожетаевке - 4 мечети на 90 дворов34. В 1819 г. правительство разрешило постройку мечети на счет казны для Большой киргиз-кайсацкой орды35. В 1820 г. магометане беспокоили правительство просьбами о построении мечетей и определении мулл36. Грамотные магометане подбивали поселян строить мечети, чтобы им сделаться муллами. Вообще, мечети до того размножились, что само правительство находило себя вынужденным издавать запретительные указы, чтобы не строить мечетей без нужды. "В прошлом 1828 г. пензенский гражданский губернатор доносил Министерству внутренних дел, что в некоторых татарских деревнях Саранскаго уезда начато строение мечетей посреди улиц самопроизвольно и безобразно и что число их умножается большею частию без всякой нужды и более по наущению татар, ищущих звания мулл и имамов; для отвращения чего полагал необходимо нужным: 1) постановить правило, для какого числа душ может быть дозволено иметь мечеть, в виде прихода, и 2) составить единообразный план, по коему могла бы производиться постройка таковых мечетей в приличном виде.
"Посему г. министр внутренних дел сносился с состоящим в должности главноуправляющаго духовными делами иностранных исповеданий, который, сообщив сведения, в прилагаемой у сего выписке показанныя, при каком именно числе душ и на каком основании должно быть допускаемо строение мечетей по существующим постановлениям, - уведомил, что магометане не могут их строить произвольно, а должны иметь позволение от губернского начальства и что на мечети может быть распространен высочайший указ 13 декабря 1817 г. о устройстве деревень, коим не позволяется заводить церквей иначе, как на площадях; да и по самым магометанским правилам, мечети должны строиться посреди селений, в местах, со всех сторон открытых. Что же касается до назначения единообразных планов и фасадов для мечетей, то хотя не имеет в виду особеннаго закона, который бы обязывал магометан строить мечети по планам и фасадам, от правительства данным, но не находит в сем и затруднения, потому: 1) что строение мечетей, как зданий публичных, в отношении к наружному виду принадлежа власти гражданской, вместе с другими зданиями сего рода подходит под общия правила и 2) что сами магометане просили иногда у правительства и принимали данные от онаго планы и фасады для построения мечетей.
"Затем поручено было строительному комитету Министерства внутренних дел, приняв в соображение имеющиеся в виду на мечети чертежи, составить общий для оных образцовый план и фасад.
"Комитет, руководствуясь правилами, от местнаго начальства при сем случае сообщенными, и соображаясь с прежними чертежами мечетей, представив притом свое заключение, что для построения мечетей всегда лучше назначать места на площадях, а где площадей нет, там производить оныя на разстоянии не менее 10 сажен от строений.
"Проект сей г. министр внутренних дел имел счастие представлять на высочайшее его императорскаго величества усмотрение, и при том испрашивал: если проект плана и фасад удостоен будет высочайшаго одобрения, то не благоугодно ли будет его величеству повелеть, для соблюдения повсеместно в сих строениях должнаго приличия и единообразия, принять оный в руководство при построении на будущее время мечетей, не только в Пензенской, но и во всех других губерниях, где состоят магометанския селения, и где будет предстоять надобность в построении оных на правилах вышеизложенных, применяясь в размере, сообразно действительной надобности, по местному усмотрению.
"17 генваря сего года (1829) г. статс-секретарь Муравьев сообщил г. министру внутренних дел, что государь император означенный план и фасад высочайше утвердить соизволил, как общий образцовый для мечетей в России.
"Вследствие сего, пензенский гражданский губернатор снабжен был в тоже время надлежащим по сему предмету предписанием, с приложением копии с высочайше утвержденнаго плана и фасада, а для рассылки таковых же во все прочия губернии, где состоят магометанския селения, приказано оные выгравировать.
"Ныне по изготовлении сих чертежей, препровождая при сем оных вашему превосходительству два экземпляра, так как во вверенной вам губернии состоят магометанския селения, я предлагаю, при дозволении впредь построения мечетей, принять к непременному исполнению, как означенные, высочайше утвержденные образцовые чертежи, так и все правила, выше сего изложен-ныя, в отношении к Пензенской губернии, а равно и в прилагаемой у сего особой выписке заключающияся...
"Указ 23 августа 1756 г. определяет положительно, чтобы магометанские приходы состояли не менее как из 300 или 200 душ муж. пола, и чтобы при таковых приходах, даже впоследствии увеличивающихся, новыя мечети более не строились.
"Указом 2 августа 1770 г. подтверждается запрещение строить мечети без исчисления душ.
"Магометанския правила склоняются более к ограничению числа мечетей действительно нуждою, нежели к безполезному умножению оных, и Оренбургское магометанское духовное собрание принимает без затруднения упоминаемое в указе 1756 г. правило, т.е. чтобы приходы оных состояли не менее как из 300 или по крайней мере 200, душ муж. пола.
"Таким образом указ 1756 г. служит ясным решением вопроса о числе прихожан при мечетях.
"Исполнение сего указа тем менее подлежит сомнению, что самое магометанское духовное начальство признает предписанное в оном правило.
"Но с указом 1756 г. имеют связь другие законы, также требующие со стороны губернскаго начальства соображения в делах о строении мечетей.
"Независимо от числа душ, по указу 2 ноября 1742 г. и вышеупомянутому же указу 1756 г., строение мечетей допускается там, где нет никакого препятствия в оном по собранным сведениям в разсуждении христиан русских, или новокрещенных татар.
Главное управление иностранных исповеданий не упускает из виду сих указов для охранения христиан и крещеных татар от соблазна в вере.
"Но местное губернское начальство, при исполнении оных, должно, однако ж, принимает в соображение и объявленное в указе 29 мая (17 июня) 1773 г. высочайшее повеление о терпимости, охраняющей богослужение всех вер в России.
"По указу 8 апреля 1801 г. губернское начальство, сверх правил, его обязанность определяющих, должно сноситься с магометанским духовным собранием для соображения с магометанским законом, при строении мечетей наблюдаемым.
"Хотя высочайший указ 13 декабря 1817 г. относится к христианским церквам, но он может быть распространен также на мечети, которыя по самым магометанским правилам, должны строиться посреди селений, в местах, со всех сторон открытых"37.
Мы видели, как в конце прошлаго столетия русское правительство старалось заводить мечети и магометанския школы среди киргизов. Магометанство, благодаря содействию русскаго правительства, действительно стало сильно распространяться между киргизами, так что мусульманская пропаганда надоела киргизам. В 1830-х годах настоящаго столетия киргизы сами уже протестовали против насильно развивающагося среди их мусульманства с своими мечетями. Приводим несколько слов об этом из передовой статьи "Московских ведомостей" (101 № 1867 г.). "Многочисленное племя киргизов, кочующее на громадном протяжении степей, которыя обозначаются их именем, не имеет определенной религии. Религиозный быт киргизов представляет грубую смесь шаманства с некоторыми магометанскими и искаженными христианскими верованиями. Киргизы, о которых идет речь, суть подданные Российской Империи, державы христианской, правительство которой поставляет своим долгом заботиться о поддержании Православной Церкви, как национальной. И что же? Вместо мирной христианской проповеди, русские киргизы подверглись насильственному обращению в магометанское правоверие. Дело доходило до того, что в 1830 г. они энергически протестовали против направленной на них магометанской пропаганды, и чрез нарочно отправленныя ими в Петербург депутации, просили: "мечетей и школ у них не заводить, ахунов и указных мулл не определять (текстуально)". Какия же последствия имела эта просьба кочевников"?
"Именно в то самое время была учреждена Алтайская духовная миссия, которая с самаго начала предположила себе действовать и на киргизов. 25 июня 1835 г. предназначено было ей отправиться в кокчетавский округ. Но тогдашней генерал-губернатор Западной Сибири остановил высочайшим именем исполнение этого плана, на том основании, как объявляет он в своем отзыве архиепискому томскому, что киргизы просили не ставить мечетей и не определять к ним магометанских мулл. Таким образом, христианской миссии была воспрещена проповедь на том основании, что киргизы протестовали против насильственнаго просвещения их мусульманством; а магометанская пропаганда продолжалась с усиленною ревностию между киргизами, так что тепер во всех окружных городах и укреплениях киргизской степи имеются постав-ленныя правительством мечети и магометанския училища. Училища помещаются в нижнем этаже каждой мечети, и в каждой волости поставлен указный мулла; почти на каждом ауле, где числится 10-20 юрт, имеется мулла неуказ ный, обучающий киргизских детей татарской грамоте. Таким образом, в пяти округах, принадлежащих Томской епархии, куда не была допущена христианская духовная миссия, киргизы вполне предоставлены, в нравственном и религиозном отношении, руководству и обучению магометанских мулл. "Какая может быть столь важная нужда в христианском православном государстве, -пишет одно почтенное духовное лицо, имевшее возможность ознакомиться на месте с положением дела, - ради которой вопреки прошению киргизов умножаются у них мечети, заводятся магометанския школы и поставляются указные муллы? Ужели это веротерпимость? Но в видах веротерпимости и для утверждения киргизов в магометанстве, казалось, было бы достаточно одного влияния на них мулл и муфтиев, свободно приезжающих с этою целию из Ташкента, а для постояннаго практическаго руководства и обучения - поселенных между ними магометан, так называемых чало-казаков; для других же, хотя бы даже и политических целей несравненно полезнее было бы постепенно располагать киргизов к христианству". Трудно не согласиться с этим. Но прошло 36 лет после несостоявшейся попытки начать евангельскую проповедь между киргизами, а дело остается в прежнем положении"38 и проч. Во внутренней или Букеевской киргизской орде в 1851 г. было 126 мулл, по одному на 170 кибиток, тогда как до хана Джангера мулл было не более 15. Без сомнения, при каждом мулле имеется уже мечеть - кибитка. След. число мулл и мечетей возросло так значительно в этой орде только в продолжение 30 лет; потому что Джангер только в 1842 г. был возведен в ханское достоинство и давал лично от себя приказы строить мечети и училища и т.п.39
В Своде законов (издан. 1857 г. т.ХП. Устав, строит, ст.260-265) изложены постановления о построении магометанских мечетей с указанием на прежния законоположения. Этими постановлениями руководствуются в настоящее время при построении мечетей татарских. Приводим здесь эти статьи.
260. Построение новых мечетей допускается не иначе, как по представлениям от приходов и приходских чинов магометанскому духовному начальству (т.е. Таврическому магометанскому духовному правлению или Оренбургскому магометанскому духовному собранию, по принадлежности) и с утверждения начальства губернскаго, после надлежащего удостоверения в необходимости построения сих новых мечетей, а равно и в достаточности средств для приличнаго их содержания.
1744 г. февр. 20. (8875); 1782 апр. 8 (15379) ст.58; 1829 мая 31 (2902); 1831 дек. 23 (5033) § 63.
261. При сем (ст.260) наблюдаются следующия правила:
1) чтобы при всякой мечети прихожан было не менее трех сот или, по крайней мере, двести ревизских душ муж. пола; 2) чтобы общество, долженствующее составить новый приход, изъявило надлежащим образом в общественном приговоре согласие свое на доставление средств для обеспечения содержания мечети и нужнаго при ней духовенства.
1756 г. августа 23 (10597); 1829 мая 31 (2902); 1831 дек. 23 (5033) § 64.
262. По магометанским приходам, Оренбургскому духовному собранию подведомственным, построение мечетей, независимо от требуемаго предшедшею статьею 261 для сооружения оных числа прихожан допускается в таком случае, если от построения мечети не может произойти соблазна в вере для живущих вместе с магометанами христиан и новокрещенных татар40.
1742 г. ноябр. 19 (8664); 1756 август. 23 (10597).
263. Таврическое губернское начальство в зависящем от него позволении строить мечети наблюдает, чтобы при сем были сохраняемы общия о публичных зданиях правила, и когда в том же месте находятся христианския церкви, то предварительно сносится о сем с епархиальным
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: