Мухаммад Салих. Шейбани-намэ
<b>Шейбани-намэ. Джагатайский текст</b>
Author: Мухаммад Cалих
Editorc & Comment: П. М. Мелиоранский, A. Н. Самойлович
Publisher: СПб.,Тип. Бораганского
Publication date: 1908
ISBN: 978-5-222-17447-0
Number of pages: 278
Format / Quality: PDF
Size: 15,87 Mb
Language:Old Uzbek (Chagatay)-Russian
Цитата:
Мухаммед Шейбани (узб. Muhammad Shayboniy, 1451—1510) — узбекский хан [1] основатель государства Шейбанидов. Шейбани-хан, упоминаемый в источниках также как Шайбак, Шайбек и Шахибек[2]. (1451 — 2 декабря 1510), сын Шахбудаг султана, внук правителя и основателя государства кочевых узбеков Абулхайир-хана (1428—1468). Чингизид, потомок хана Шибана третьего сына Джучи.
Настоящее имя Шах-Бахт Мухаммед, Шейбани - поэтическое прозвище, принятое им по имени его предка Шибана, младшего сына Джучи, сына Чингизхана . Под этим прозвищем он чаще всего упоминается как современниками, так и потомками. Основанная им династия известна в истории под названием Шейбанидов, хотя ни один из её представителей не был прямым потомком Мухаммеда Шейбани[3].Биография
У Абулхайир-хана (1428—1468) было одиннадцать сыновей, одним из которых был Шах Будаг — отец Шейбани-хана. Мать Шейбани-хана звали Ак-кузи-бегим.[4]РаскрытьИнтересно, что в «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» отмечается, что женою предка Шейбани-хана Минг-Тимура была дочь Джанди-бека, который был потомком Исмаил Самани.[5]
Отец Шейбани-хана Шах Будаг-хан был образованным человеком и по его приказу делали переводы персидских сочинений на тюркский язык.[6] Шейбани-хан был также образованным человеком, учился в медресе Бухары. Известными наставниками Шейбани-хана были Мухаммад Хитайи, суфийские шейхи Джамал ад-дин Азизан и Мансур.[7] Он увлекался поэзией и писал стихи на тюркском языке. До нас дошёл сборник его стихотворений. В поэме Шади «Фатх-Наме» сохранилась история о юношеской влюбленности Шейбани в дочь ногайского бия Мусы. Есть данные источников, что Шейбани-хан писал стихи и на тюркском и на персидском языках[8].
Дед Мухаммеда Абу-л-Хайр долгое время властно и твердо управлял узбекским ханством. После смерти деда около одного года правителем государства стал Йадгар-хан, но после его смерти к власти пришёл дядя Шайх-Хайдар, против Шайх-Хайдара сложилась мощная коалиция соседей и зависимых государств, ногайцев, Сибирского, Казахского хана, хана Большой Орды Ахмата. В 1471 году сибирский хан Ибак смог убить Шайх-Хайдара. Внуки Абу-л-Хайра, Мухаммед Шейбани и Махмуд-султан, которые были реальными претендентами на власть в Узбекском ханстве, вместе с их воспитателем Дервиш-Хусейном, укрылись в Астрахани (Хаджитархане) у племянника Ахмата Касима и беклярбека Большой Орды Тимура. Ахмат предпринял военный поход на Астрахань, в котором приняли участие Ибак и ногайский бий Аббас. Однако племянник Ахмата выразил покорность, хотя и позволил своевременно скрыться внукам Абу-л-Хайра. Добившись выражения покорности от Касима, Ахмат распустил войско, считая, что внуки Абу-л-Хайра не представляют опасности. Однако Мухаммед Шейбани сумел собрать небольшой отряд сторонников и в 1472 внезапно напал на лагерь Ибака, убив его сына и брата, а затем атаковав ставку Ахмата. Ахмат в это время совершал набег на Русь, но вынужден был срочно прервать поход и вернуться в Поволжье[9]. В. В. Трепавлов сообщает, что нападение на лагерь Ибака произошло уже через 8 дней после убийства Хайдара.
Шейбани со своим отрядом скитался по степи, желая отомстить своим врагам. Ему удалось напасть на Буреке-султана, сына хана Йадгара, разгромить и убить его. Остатки этого улуса примкнули к мангытам.Политическая деятельность
В начале 1470 годов с помощью Тимуридов Шейбани-хан отвоевал несколько крепостей на Сыр-Дарье. Его ставкой стал Сыгнак. Видимо, после смерти Жанибек-хана, около 1473 года к нему прибыли послы от ногайского бия Мусы, который предлагал союз на обычных для Шибанида и мангыта условиях. Мухаммед становится ханом, а Муса — беклярбеком. Мухаммед с небольшим отрядом прибыл в ставку бия — Сарайчик. Казахский хан Бурундук, узнав о намечающемся союзе бывшего вассала казахов Мусы и своего кровного врага Мухаммеда двинул на них 50-тысячную армию. В сражении, в котором принял участие и Мухаммед со своим небольшим отрядом, Бурундук-хан был разбит. Однако в этом сражении погиб брат Мусы Хорезми. Намерениям Мусы принять в качестве хана Мухаммеда воспротивились вожди мангытских и союзных племён, составлявших Ногайскую Орду. Переговоры затягивались, а Бурундук-хан в это время напал на владения Мухаммеда на Сырдарье. Тогда Мухаммед покинул ставку Мусы, и их соглашение не состоялось[10].
Мухаммед потерпел поражение от Бурундука и своего двоюродного брата по материнской линии Касима в горах Кара-Тау, после чего скрывался на Мангышлаке. В дальнейшем, однако, Бурундук-хан завязал более близкие родственные отношения с семьей Шейбани-хана. Он выдал за него, его сына и племянника трёх своих дочерей.
В 1480-х годах правитель Самарканда Султан Ахмед мирза пригласил Шейбани-хана для борьбы против моголов. Однако он перешёл на сторону моголов и с их помощью в 1483 г. овладел городами на Сыр-Дарье Сыгнаком, Аркуком и Узгендом. Но в 1486 году его вытеснили оттуда Бурундук-хан, Касым-хан и Адик.
В 1488 году Шейбани-хан овладел Туркестаном.[11] Туркестан стал основной базой для Шейбани-хана в его походах на Мавераннахр.
В дальнейшем Шейбани-хан напал на Хорезм, где захватил Тирсак и осадил Ургенч. Хусейн Байкара направил против него двадцатитысячное войско под командованием Абд ал-Халика. Шейбани снял осаду Ургенча и отступил к крепости Булдумсаз. Эмир Халил, правивший крепостью, приветствовал Шейбани как хана и повелителя. В том же году войска Шейбани-хана разбили тимуридов под Вазиром и овладели городом. Затем он захватил Адак и оттуда совершал рейды в сторону Астрабада. Шейбани оставался в Хорезме до начала 1490-х несмотря на попытки Хусейна изгнать их оттуда. В начале 1490-х Шейбани ушёл в Отрар по приглашению ташкентского правителя Султан Махмуд хана[12].
Согласно источникам, когда Бурундук-хан, сыновья Джанибек-хана Касым-султан, Айтик-султан со всеми моголами находились в горах Ала-Тау, к ним прибыл с малочисленным отрядом Мухаммед-Шейбани-хан и нанес им поражение. Бурундук-хан, сказав “сопротивление этому человеку не дает никакого результата”, решил стать сватом; сын Шейбани-хана Мухаммед-Тимур-султан сделался зятем, а другую дочь Бурундук-хан выдал Махмуд-султану” [13] Предполагают, что это событие произошло в 1495 году.[11]
Оценив военную мощь Шейбани-хана, в 1496 году Касым султан отправился к тимуриду Султан Хусейну Байкаре, где "удостоился поцеловать руку монарха".[14]Объединение Мавераннахра и Хорасана
Зная о междоусобицах в государствах Тимуридов в Мавераннахре и Хорасане, Шейбани-хан вмешался в эту борьбу и пытался создать единое централизованное государство в Средней Азии. Собрав оставшееся ему верным войско, в 1499 году пошёл в поход на юг, в Мавераннахр и завоевал государство Тимуридов, раздробленное после смерти Тимура. В 1501 году Шейбани-хан окончательно овладел Самаркандом и сделал его столицей своего государства. В этот год им были выпущены серебряные и медные монеты.
Как раз в это время Шейбани-хан объявил себя «имамом времени и милосердным халифом», претендуя на роль светского и духовного лидера мусульман Средней Азии[15]. Как пишет историк Абдурахман Толе, в 1501—1502 г. произошло двухстепенное соединение планет, что означало конец эпохи Чагатая и наступление эпохи узбеков[16].
В 1503 году Шейбани-хан совершил поход в казахские степи, против напавших на Туркестан казахских родов.[17]
В 1505 году после многомесячной осады Шейбани-хан овладел Ургенчем.
В 1505 году в ответ на новый набег казахских родов Шейбани-хан совершил свой второй успешный поход против них.[18]
В 1506 году Шейбани-хан овладел Балхом.
28 мая 1507 года Шейбани-хан занял Герат и власть Тимуридов была свергнута. Ему удалось захватить большую часть Мавераннахра и Хорасан и создать единое государство.
В Герате художник Бехзад нарисовал его портрет, который сохранился до наших дней.
В 1508-1509 годах Шейбани-хан подчинил себе другие города Хорасана: Дамган, Астрабад, Мешхед и др.
К 1508 г. Шейбани-хан сделался верховным правителем обширной территории, простиравшейся от берегов Сырдарьи на севере до Кандагара на юге и от Каспийского моря на западе до пределов Китая на востоке[19].
В 1509 году Шейбани-хан вынужден был третий раз пойти с походом на северо-восточные границы, так как до этого казахский Джаниш-султан совершил грабительский поход на Бухару и Самарканд и захватил много людей в плен[20]. Битва более чем 40 тысячного войска Шейбани-хана против 30 тысяч Джаниш султана закончилась полным разгромом Джаниш султана и его улуса.[21]
Готовясь к войне с сефевидским шахом Исмаил I Шейбани-хан решил обезопасить свои северо-восточные границы и зимой 1510 года совершил четвертый поход против Бурундук-хана и Касым султана. Этот поход закончился неудачей. [22]
В 1510 году Шейбани-хан ввязался в тяжелую войну с хезарейцами на территории современного Афганистана и не смог одержать решительной победы. В конечном итоге эти неудачи способствовали его поражению и гибели в ноябре 1510 года.Родо-племенной состав войск Шейбани-хана
Войско Шейбани-хана состояло из представителей таких узбекских племен как: дурманы, кушчи, найманы, джуркуны, йети-минги, ички, асы, мангыты, а также уйгуров, чагатаев, баджкиров и др.[4]Управление областями
Шейбани-хан распределил области своего государства среди родственников и близких ему людей. Область Туркестана была вверена Кучкунджи-султану, а в Ташкент был назначен его брат Суйунч-Ходжа-султан. Район Андижана был отдан Джани-бек-султану. В Шахрухии и ее районах стал править Эмир Якуб Вафадар. Столица Самарканд была вверена Ахмад-султану. Область Хисара он определил Хамза-султану и его брату Махди-султану; в область Термеза был назначен Саййид Мухаммад-султан, сын Саййид Баба-хана; Кундуз был предоставлен эмиру Канбар Саййид Ашику.[4]Денежная реформа Шейбани-хана
В 1507 году был занят Герат, где Шейбани-хан объявил денежную реформу в стране. Денежное обращение в Герате к этому времени переживало глубокую инфляцию. Реформа должна была привлечь на сторону Шейбани-хана торгово-ремесленные слои общества. Основой серебряного обращения была назначена новая танга, с именем и титулами самого Мухаммеда Шейбани-хана. Дата полного завершения реформы — 1508 год, когда танга, единые по весу, надписям, оформлению были выпущены во многих городах и областях государства Шейбани-хана: в Самарканде и Бухаре, в Мерве, Нисе и Серахсе, в Герате, Мешхеде, Нишапуре, Нимрузе, Каине, Себзеваре[23].Противостояние с Касым-султаном
Исмаил Хусейни Мараши Табризи в своей рукописи «Тарих-и Сафавие» ("История рода Сефевидов") сообщает что дворцовые астрономы и «знатоки древности», начали предсказывать хану Мухаммеду Шейбани продолжение пути Чингисхана во всем Туркестане и Хорасане после уничтожения казахских султанов. В рукописи пишется, что, услышав об этом, Мухаммед Шейбани «мгновенно собрался в поход»[2].
С целью захвата у иранского шаха Хорасана Шейбани хан обращается к своему родственнику по материнской линии к казахскому султану Касыму с предложением о союзе и просит у него помощь в военной силе[2]. С этой целью Мухаммед Шейбани пишет Касыму письмо-жалобу «аризе» в котором он пытается высоко оценить уровень Касыма[24].
Обращение Шейбани хана начинается следующими словами: «Светлоликий, подобный лучу солнца, наследник короны и престола Чингисхана хан ибн хан Дешт-и-Кипчака Касым». Далее Шейбани хан продолжив заявил о том, что «в эти дни удача Чингисхана исчезла и покинула его» но потомки Чингисхана могут вернуть себе былую славу[2].
Попросив у Касыма в помощь шеститысячное войско, он заявил, что при выполнении Касым ханом его просьбы «бог даст, потомки Чингисхана смогут в ближайшее время вернуть обратно земли Туркестана, которые сейчас принадлежат Сайыпкырану» имя при этом ввиду Эмира Тимура и его потомков[2].
В заключении своего обращения Мухаммед Шейбани хан, обещает что если хан Касым окажет ему помощь с предоствалением дополнительного войска, то в Бухаре «будут читаться молитвы именем хана Касыма, и имя его будет выбито над именем Шахибека при чеканке денег»[2].
Получив письмо-аризе Шейбани хана, Касым султан, отправил помимо запрошенного шеститысячного войска дополнительно ещё две тысячи воинов. Восьмитысячное войско во главе с визирем Шахибека Сары аталыком вышел в путь. Хан Мухаммед Шeйбани, присоединив к этим войскам свое отборное восьмитысячное войско «аламанжи», собрав массовое войско в шестнадцать тысяч воинов, организовал поход на Мавераннахр[2].
Касым, желая показать что способен поддержать отношения с Мухаммедом Шейбани выделил большее количество воинов.
Вместе с тем после военного похода в Хорасан и Бадгис завершившегося победой, Мухаммед Шейбани начал уклоняться от своего обещания, данного Касыму, и стал вести себя иначе. Шейбани хан отказался выбивать имя Касыма на деньгах ввиду того, что тот якобы не платил налогов[2].
При встрече с послом Касым султана Мухаммед Шейбани дерзко высказался, что достаточно того, что именем Касым султана читаются молитвы, и он только за то, что тот протянул руку помощи, не может пойти дальше, чтобы Касым султан чувствовал себя «наибом Чингисхана» (последователем) [2].
Дружба между родственниками Касым султаном и Мухаммедом Шейбани ханом закончилась. Персидская дипломатия сыграла в этом деле не последнюю роль, сказались противоречия — шейбаниды считали себя претендентами на ханский трон в Дешт-и-Кипчаке[25].
Мухаммед Шейбани хан, стремился не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью всячески препятствовал возвышению власти казахских ханов в Присырдарье. Далее он попытался совсем прекратить их торговые отношения с Мавераннахром, издал указ, чтобы население Туркестана не совершало никаких торговых сделок с казахскими купцами. По сообщению Рузбихана в «Михман-наме-йи Бухара»:
…был издан указ, чтобы население Туркестана никаких торговых сделок с казахскими купцами не совершало, и чтобы между ними и жителями этих земель не было взаимных посещений и поездок купцов… у его ханского величества возникло намерение не допускать казахов ступить в его владения, где они воочию увидели бы и рассмотрели красу, благоденствие, орудия завоевания мира и преимущества узбеков. Не дай бог, если лицезрение всей этой благодати толкнёт казахов на путь войны и распри.[26]
Объявленная Шейбани ханом, по существу, экономическая блокада — запрет на торговлю с казахами, а так же военные меры, вызывали подобные ответные действия со стороны казахских ханов. Борьба за города Южного Казахстана приняла характер затяжной войны.
Султан Касым хан, видел в присырдарьинских городах экономическую и военную опору своей власти над населением кочевых районов и поэтому постоянно тревожил Шейбанидов в пограничных районах Туркестана и Ташкента[27]. В ответ на его продвижение в Туркестан зимой 1510 г. Шейбани-хан предпринял наступление на улус Касым хана, находившийся в предгорьях Улытау. Этот поход оказался неудачным и окончился полным его разгромом и явилось причиной последовавшего за этим событием ослабления его власти и гибели под Мервом[28].Политика в области культуры
Шейбани-хан будучи сам поэтом, собрал при своем дворе известных поэтов и ученых. Среди них можно упомянуть поэтов Камал ад-дин Бинаи, Мухаммед Салиха и др. ставших авторами поэм, посвященных жизни и деятельности самого Шейбани-хана. Из Исфагана к нему прибыл историк, поэт и мыслитель Фазлуллах ибн Рузбехан, автор произведения «Книга бухарского гостя». В столице государства — Самарканде Шейбани-хан приказал построить большое медресе, где позже сам принимал участие в научных и религиозных диспутах.
В 1502 году Шейбани-хан приказал построить большой мост из жженного кирпича через реку Зерафшан.[29]
В 1509 году в городе Яссы (Туркестан) Шейбани-хан приказал построить большую мечеть и выделил государственные средства для дальнейшего совершенствования учебного процесса в медресе города. Было также отдано распоряжение о выделении средств на учебный процесс и зарплату преподавателям медресе других близлежащих городов[30].
Диван стихов Шейбани-хана в настоящее время хранится в фонде рукописей в Стамбуле. Рукопись его философско-религиозного произведения находится в Лондоне.
По мнению некоторых историков, Шейбани-хан был автором исторического произведения «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме».[4]
По мнению В.В.Бартольда стихи Шейбани хана не пользовались уважением беспристрастных современников. Мистическое настроение, по-видимому, занимало значительное место в характере Шейбани хана, даже своими военными подвигами он, посредством аллегорического толкования, пользовался для описания борьбы человека со своими страстями. Склонность к мистицизму не помешала Шейбани подвергнуть гонению руководителей ордена накшбандиев, пользовавшихся большим уважением среди населения Мавераннахра, но связавших свою судьбу с судьбой Тимуридов. Глава ордена, Мухаммед-Яхъя за это поплатился жизнью[3].Последние годы жизни
Дипломатические и военные таланты Шейбани не подлежат сомнению, но он не сумел упрочить результаты своей деятельности. Дожив почти до 60 лет, Шейбани не принял никаких мер для обеспечения престолонаследия. Ввиду особой завистливости и подозрительности Шейбани хана страдали наиболее даровитые и влиятельные представители рода и близкие к нему люди. Предметом такой зависти был прежде всего брат Шейбани хана, Махмуд, умерший в 1504 г.; Шейбани хан открыто радовался его смерти и говорил, что при будущих победах Шейбани хана уже нельзя будет, как делалось прежде, приписывать заслугу этих побед Махмуду. В последний год своей жизни Шейбани оскорбил даровитого сына Махмуда, Убайдулла-хану, и своего дядю Кучкунджи, опасаясь, по-видимому, влияния последнего, как старшего в роде[3].Гибель
Персидский шах Исмаил I из династии Сефевидов был встревожен успехами Шейбани-хана. Помимо политических интересов столкнулись также и религиозные, шиизм шаха Исмаил I объявленный государственной идеологией была противоборствующей с суннизмом отстаиваемый Шейбани-ханом и поддерживаемый большинством населения Мавераннахра. Историк Гийасаддин Хондемир в своем труде «Друг жизнеописаний» упоминает методы насаждения шахом шиизма, сопровождаемые репрессиями и гонениями суннитов[31].
В 1510 г. Шейбани-хан находился в Гератe. В это время Исмаил I напал на Западный Хорасан. Основная часть войск Шейбани-хана стояла в Маверaннахре, поэтому он, посоветовавшись со своими эмирами, отступил к Мерву. Все узбекские эмиры, находившиеся в Хорасане, в том числе и Джан Вафа, бежали от сефевидов-кизылбашей и прибыли в Мерв. Шейбани-хан отправил вестника к Убайдулла-хану и Мухаммеду Тимуру-султану за помощью. Сефевидские войска захватили Астрабад, Мешхед, а также Серахс. Затем шах Исмаил окружил Мерв, произошли небольшие стычки, но овладеть городом он не смог. [32] Тогда он притворно отступил и обманув бдительность узбекского хана, навязал ему неравное сражение.
В сражении при Мерве в декабре 1510 года (по другим данным 29 ноября 1510 года [3]), недождавшись шедшего к ним 30 тысячного подкрепления, пятитысячное войско Мухаммед Шейбани-хана выступило из города и попало в засаду. Оно было окружено 17 тысячной армией Исмаила и, несмотря на упорное сопротивление было разбито. Согласно историческим исследованиям в бою пали многие представители узбекской аристократии и сам Шейбани-хан[33][34]. Шах Ирана Исмаил Первый, жестоко обошёлся с телом Шейбани-хана. Он приказал, чтобы из его черепа сделал посеребренный сосуд для вина[2].
Обезглавленное тело Шейбани-хана было похоронено в столице его государства в Самарканде. Данный факт был подтверждён при вскрытии гробницы Шейбани хана в Самарканде, произведенном в начале 80-х годов XIX века, скелет Шейбани хана оказался без головы [3][35]. В настоящее время надгробный камень Шейбани-хана хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Его мавзолей был разрушен колониальными властями в 1870-х годах. Все, что осталось от мавзолея Шейбанидов, это мраморная дахма на площади Регистан в Самарканде.Память
Сборник стихов (диван) Шейбани-хана был издан в Турции.
Народная поэма о Шейбани-хане была записана со слов узбекского сказителя Пулкан шоира в 1920-х годах
В 1967 году в Узбекистане было издано факсимиле рукописи "Таварих-и гузида-йи нусрат-наме".Дети Шейбани-хана и его наследники
После смерти Шейбанихана, у него оставался единственный сын Мухаммед Темур султан (умер в 1514 году). Был похоронен в Самарканде рядом с отцом, дядей и бабушкой. Его жена Мехр султан ханым была известной покровительницей науки искусств.
От сестры Бабура Ханзады бегим у Шейбани-хана был один сын Хуррам[источник не указан 45 дней], однако он погиб некоторое время спустя после смерти отца.
Весной 1511 года, ханом был избран его дядя Кучкунджи-хан (1511—1530). Он был сыном Абулхайир-хана (1428—1468) и дочери Мирза Улугбека (1409—1449) Рабии султан бегим (умерла в 1485 году, похоронена в городе Туркестане).
После смерти Шейбани все его завоевания тотчас перешли в руки Исмаила первого и Бабура. Реальная власть в стране принадлежала Убайдулла-хану, только благодаря дарованиям Убайдуллы-хана владычество Шейбанидов могло быть восстановлено уже в 1512 г. Убайдулла-хан сумел привлечь на свою сторону симпатии населения, удалось разгромить сефевидов и сохранить независимость от Ирана. Благодаря этой победе население сохранило суннитскую веру. При правлении Кучкунджи-хана столицей государства Шейбанидов оставался Самарканд.Примечания
1. Показывать компактно
2. Бартольд В. В. Сочинения. т.2. часть1, Москва: Восточная литература, 1963, с.163
3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В Иране найдены новые сведения о хане Касыме
4. 1 2 3 4 5 Шейбани (Шах-Бахт Мухаммед)
5. 1 2 3 4 КАМАЛ-АД-ДИН АЛИ БИНАИ->ШАЙБАНИ-НАМЕ->ТЕКСТ
6. Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969, с.35
7. История Казахстана в персидских источниках. Т.5. Алматы: Дайк-Пресс, 2007, с.376
8. Б. В. Норик, Роль шибанидских правителей в литературной жизни Мавераннахра XVI в. // Рахмат-намэ. Спб, 2008, с.230
9. Салих Мухаммед. Из поэмы «Шейбани-наме»
10. Р. Ю. Почекаев. Цари ордынские. Санкт-Петербург. Евразия. 2010. ISBN 978-5-91852-010-09
11. В. В. Трепавлов. История Ногайской Орды. Москва. Издательская фирма «Восточная литература», РАН.
1 2 .Вяткин М., Очерки по истории Казахской ССР. т.1. Оренбург, 1941, с.83
13. Б. А. Ахмедов. Государство кочевых узбеков. Москва. «Наука», 1965
14. С. К. Ибрагимов, Некоторые данные к истории казахов XV-XVI вв. // Известия АН Казахской ССР. Серия истории, археологии и этнографии. № 3. Алма-ата. 1956, c.111.
15. Вяткин М., Очерки по истории Казахской ССР. т.1. Оренбург, 1941, с.84
16. Mukminova R.G., The Shaybanids in History of civilizations of Central Asia. Volume V. Editors Chahryar Adle and Irfan Habib. Co-editor Karl M. Baypakov, UNESCO publishers, 2003,p.35
17. Абдуррахман-и Тали'. История Абулфейз-хана. Перевод с таджикского А. А. Семенова, Ташкент. Изд. АН УзССР. 1959
18. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-ата: Рауан, 1992, с.263
19. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-ата: Рауан, 1992, .264
20. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-наме-йи Бухара (Записки бухарского гостя). Перевод Р.П. Джалиловой, М., Восточная литература. 1976,с.16
21. История Казахстана в персидских источниках. Т.5. Алматы: Дайк-Пресс, 2007, с.170
22. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-ата: Рауан, 1992, с.266-267
23. Кляшторный С.Г., Султанов Т.С., Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-ата: Рауан, 1992, с.270
24. http://uni-numizmat.narod.ru/html/mavzu16.html
25. В толковом словаре персидского языка «Амид» дается пояснение, что «аризе» — вид письма, которое пишется вышестоящему лицу. По этому письму можно судить о том, что Мухаммед Шейбани пытается высоко оценить уровень хана Касыма
26.В персидской рукописи «Тарих-и Сафавие» обнаружены новые сведения о «царе Дешт-и-Кипчак» казахском хане Касыме
27.Михман-наме-йи Бухара (Записки Бухарского гостя) / Пер., предисл. и примечания Р. П. Джалиловой — М., 1976. — С. 100-101.
28. Касым хан (годы правления 1511—1518)
29. Абусеитова М. Х. Казахское ханство во второй половине XVI века — Алма-Ата: Наука, 1985. — С. 43. — 104 с.
30. Mukminova R.G., The Shaybanids in History of civilizations of Central Asia. Volume V. Editors Chahryar Adle and Irfan Habib. Co-editor Karl M. Baypakov, UNESCO publishers, 2003,p.38
31. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Записки бухарского гостя. Гл. 38-59
32. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-наме-йи Бухара (Записки бухарского гостя). — М., Восточная литература, 1976. — С. 17.
33.УКРАШАЮЩАЯ МИР ИСТОРИЯ СЕФЕВИДОВ->ТЕКСТ
34. Mukminova R. G. The Shaybanids in History of civilizations of Central Asia. Volume V. / Editors Chahryar Adle and Irfan Habib. Co-editor Karl M. Baypakov. — UNESCO publishers, 2003. — P. 36.
35. The Cambridge history of Inner Asia. / Edited by Nicola di Cosmo, Allen J. Frank and Peter B. Golden. — Cambridge university press, 2009. — P. 292.
36. [ср. Н. Веселовский "Подробности смерти узбекского хана Мухаммеда Шейбани", Москва, 1897, из III тома VIII Археологического съезда в Москве]Литература
Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды — СПб.: Евразия, 2010. — С. 218-219. — 408 с. — 1.000 экз. — ISBN 978-5-91852-010-9.
Султанов Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть — М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2006. — С. 255, 291-302. — 445 с. — (Историческая библиотека). — 5.000 экз. — ISBN 5-17-0358040.
Е. А. Давидович, А. Е. Жиравов, В. Н. Клещинов, Серебряные монеты Мухаммед-Шейбани-хана. Москва, Издательство: Ленанд, 2006 г.
Е. А. Давидович, Корпус золотых и серебряных монет Шейбанидов. XVI век. — М., 1992. — 504 с., 22 отд. табл. рис., 56 отд. фототабл.
Е. А. Давидович, История денежного обращения средневековой Средней Азии (медные монеты Мавераннахра ХV — первой четверти ХVI в.). — М., 1983. — 360 с.
Цитата:<div align="center">«Шейбани-намэ»
Следует заметить, что автор известной исторической поэмы «Шейбани-намэ» Мухаммед Салих, написавший свое произведение в самом начале XVI в., часто узбеков называет казахами. Это обстоятельство свидетельствует, по нашему мнению, во-первых, о том, что ни в этническом, ни в каком-либо ином отношении существенных различий между казахами и узбеками в этот период еще не установилось, во-вторых, слово «казах» употреблялось в начале XVI в. также в его прежнем значении-— «вольный человек» и в этом смысле оно могло относиться к представителю любой народности, в том числе и к узбекам. Из ряда мест сочинения Абулгази можно установить, что в XVII в. слово «казах» также употреблялось в Средней Азии в двух различных значениях— и для обозначения казахов, как уже вполне определившейся к тому времени народности, и для обозначения разного рода «вольницы», к какому бы народу она ни принадлежала.
В связи с тревожной и резко менявшейся политической обстановкой в узбекском улусе меняется и численность казахов: число их, по словам историков, то сильно увеличивается, то резко падает, что особенно наглядно заметно в период правления сына и преемника Гирея, Бурундук-хана, а также сына Джанибека, Касыма, в конце XV — начале XVI в. В соответствии с теми же обстоятельствами меняется и состав занимавшейся казахами территории,
постепенно расширявшейся на северо-запад и к началу XVI в. уже охватившей значительную часть современных казахских степей.
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: