О скифском народе Саках
О скифском народе Саках
Author: Василий Григорьев
Publisher: Киев.,Тип. Императорского Университета Св. Владимира
Publication date: 1871
Number of pages: 211
Format / Quality: PDF
Size: 34 Mb
Language: Russian
Цитата:
Книга В.В.Григорьева о саках посвящена выяснению этнической природы, языка, регионов расселения и истории этого народа, остававшегося загадочным, но при этом очень влиятельным в прошлом. Отголоски пребываний саков сохранили названия различных мест от Индии, Ирана и Средней Азии до Кавказа и Крыма.
Великий персидский царь Кир ходил на них войной, войско Дария чуть не погибло, заведенное сакским «Иваном Сусаниным» в безводную пустыню. Про сакских женщин говорили, что они обладают прекрасными воинскими качествами и помогают мужьям в борьбе с врагами. А чтобы взять в жены такую амазонку, сакский юноша должен был победить ее в открытой схватке. Если он проигрывал бой, то становился ее рабом, и она вытирала об него ноги.
Отзвуки контактов с саками отразились в индийских «Рамаяне» и «Махабхарате», из чего можно заключить о вторжениях этого народа в Индию. Китайские историки упоминают о саках, под именем народа «Се» или «Сай». Автор представляет интересные сведения, встречающиеся в древних документах, исследует тексты всех античных историков, в которых упоминаются саки. За поиском данных автор обращается к разноязычным топонимам и этнонимам, разбросанным по лицу Евразии. Все эти сведения скрупулезно приводятся в книге, без различий в степени их достоверности. Следующим этапом исследования является их проверка независимыми источниками.
Известия соседних народов эпохи античности позволяют локализовать саков на территориях Восточного Туркестана, в районе озера Иссык-Куль, Алтайской степи, в предгорьях Памира. Автор видит в них древних арийцев и связывает с ними происхождение скифов и славян. Религией саков, а за ними и скифов, он предполагал какую-то форму «до-исторического буддизма».
Гипотеза ученого о происхождении славян от саков весьма смела, а аргументация по-детски наивна, но гораздо менее, чем доводы в пользу сходной, но более ранней гипотезы о происхождении от саков германских племен. Довольно много внимания В.В.Григорьев уделяет опровержению конкурирующей теории о том, что саки были тюрко-язычными и являются предками турок. Горячая любовь автора к славянству, выливающаяся в поиски его великих исторических корней заслуживает уважения. Саки и скифы были глубоко симпатичны историку, поскольку они брали дань с китайцев, омочили свои ноги в святых водах Инда, о них слышали все великие народы древности и запечатлели саков в своих летописях под разными именами. Для своего времени теория В.В.Григорьева была весьма востребована, она находилась в русле панславизма и модных тогда индоарийских воззрений. Автор для ее подтверждения задействовал все свою широчайшую эрудицию, знания источников, восточных и западных языков. Романтический флер этой и других подобных теорий сохранился и в начале ХХ в., вспомнить хотя бы слова А.Блока: «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы! С раскосыми и жадными очами!».
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: