Очерки из истории татар

Очерки из истории татар
Author: Борис Ишболдин аль Бекри
Translator:В. С. Мирзаянов
Publisher: Казань : Слово
Publication date: 2005
ISBN: 97 1457327
Number of pages: 160
Format / Quality: PDF
Language:Russian
Цитата:
Ишболдин, Б. С. Очерки из истории татар / Борис Ишболдин ; пер. с англ. [и предисл.] В. С. Мирзаянова. – Казань : Слово, 2005. - 160 с.
Основная цель книги – ознакомление англоязычных читателей с историей татар. Помимо описания основных вех истории, читатель найдет совершенно новый взгляд на некоторые события из жизни татарского народа. Так, автор считает, что не существовало никакого ига татар, а русские князья при татарской власти имели широкую автономию во всех своих действиях. На основе анализа Б. Ишболдин делает вывод, что татары сыграли большую роль в процессе объединения разрозненных русских княжеств в единое Российское государство.
Цитата:ОЧЕРКИ ИЗ ИСТОРИИ ТАТАР
Борис ИШБОЛДИН
Почетный профессор экономических наук университета Сент-Луи, штат Миссури, США
Настоящий труд посвящаю моим любимым и образованным родителям Сергею Дмитриевичу и Наталье Ивановне Ишболдиным (Ишболдиным аль-Бекри)
Второе издание, 1973 г.
Перевод с английского В.С. МирзаяноваПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Основной целью данной книги является ознакомление англоязычных читателей с историей татар, которая мало известна до настоящего времени. Кроме того, эта история богата событиями и оказывала не только длительное влияние на развитие России, но ее следы очевидны в истории и культуре других наций в Ближнем и Среднем Востоке и других союзных республик Советской империи.
Некоторые очерки, предлагаемые в этой книге, были опубликованы в несколько ином виде на русском языке в публикациях Русского Исторического и Генеалогического общества в Америке между 1945 и 1963 гг. Это было знаменательным событием, когда вышеназванный институт в Нью-Йорке возглавлял известный русский генеалогист Н.Д. Плешко.
Эта книга в значительной мере использует генеалогический подход к истории. Как справедливо отметил Карлайл, «история в сущности состоит из бесчисленных биографий». Едва ли можно сомневаться в том, что некоторые активные выдающиеся личности оказывают влияние на «ход истории», если даже это влияние сильно зависит от данной геополитической среды, прогресса технологии (в частности, вооружений) и менталитета так называемого «молчаливого большинства», зависящего от различного рода материалистических и идеалистических факторов.
Автор данной работы, имеющий татарское происхождение, отказывается от определения народа, чью историю он представляет, в обычном «западном» стиле, как «тартаров». Люди редко дают себе отчет, что такое произношение названия находится в противоречии с его происхождением и может означать исключительную враждебность. На древнегреческом «тартар» означает самый глубокий уровень ада, где обитают наиболее опасные и отвратительные громадные чудовища. Когда в 13-м веке н.э. татарский хан Батый (внук великого завоевателя Чингиз-хана) вторгся в восточную Европу и некоторые части нынешних Балканских государств, непрерывные победы его всадников, одержанные даже над западными рыцарями, произвели такое впечатление на цивилизованный мир, что название «татар» идентифицировалось с древнегреческим термином. Это, например, подтверждается письмом, написанным французским королем Людовиком IX (св. Людовик) к его матери, в котором он писал следующее: «Нам с небес послано утешение, что эти тартары должны были придти, поэтому мы должны быть в состоянии или отправить их назад к Тартару, откуда они появились, или иначе мы сами должны вступить в небеса, чтобы радоваться восторгу, который ожидает избранных».
Слово «татар» было неизвестно истории в любом виде до второго века до н.э. и даже затем, как впоследствие названия «тюрк». Оно сначала относилось сравнительно к малому племени. Это определенно был случаем в Европе, где название «татар» было идентифицировано в 12-м веке н.э. с «белыми татарами», которые жили близко к Монголии. В действительности, однако, намного ранее слово «та-та» было популярным названием в Северном Китае и для монголов, и для маньчжуров, которые часто совершали набеги на китайские земли. Это является главной причиной, почему после великих завоеваний Чингиз-хана и Батыя их народы были определены европейцами как монголы или татары. По случаю, главная жена Чингиз-хана принадлежала к восточноазиатскому племени «белые татары». Следует обратить внимание на то, что имелись весьма тесные отношения между татарами и тюрками. Могучая Золотая Орда, созданная Батый-ханом в 13-м веке н.э., в конечном счете в России, развивалась, в основном, как тюркское объединение с монгольской аристократией. Его победоносные войска, в основном, состояли из различных азиатских тюркских племен, которые позднее через женитьбы сильно перемешались с кипчаками и куманами (оба названия известны в российской истории как «половцы»), которые, в свою очередь, сами были тюркского происхождения. В результате население Золотой Орды в конечном счете разговаривало на тюркском языке, несмотря на то, что в пределах Орды во все времена были народы монгольского и маньчжурского происхождения. Интересно отметить, что во многом словарный запас монгольского языка для правления, социальной организации и военных команд, взят у тюрков, которые в свое время правили Монголией. Таковыми являются: орда, которая означает большой лагерь, служивший в качестве штаб-квартиры двора, хан - верховный вождь, улус – народ и т.д. Булгары имели огромное влияние среди тюркских народов, образовавших татарскую Золотую Орду. Они пришли на территорию нынешней России от Азовского моря в 7-8 веках н.э. (река Волга была названа русскими по ним). «Половцы» (кипчаки и куманы), которые, по-видимому, пришли в европейскую часть России еще в 4-м веке н.э., также имели большое влияние. В 13-м веке татары Золотой Орды часто рассматривали свои земли как «Дешти Кипчак». Поскольку они, в основном, были кочевниками, ударение, естественно, было поставлено на слове «степь» (дешти).
В представлении второго пересмотренного издания этой книги на английском языке мне помогали профессор Стефен В. Васкес, декан факультета бизнеса и управления Университета Сент-Луи и, в особенности, др. Джон А. Шарп, соруководитель «школы экономических синтезов», единственным здравствующим ныне основателем которой остаюсь я.
Хотел бы выразить искренную благодарность также моему старому другу и издателю данной книги и некоторых моих трудов м-ру Н.Б. Сену, владельцу Общества Новой Книги Индии, Нью-Дели.
Борис Ишболдин аль-Бекри, Сент-Луи, США.
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:
