Платон. Аристотель - Серия: ЖЗЛ
Платон-Аристотель
Author: Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.
Publisher: Молодая гвардия
Publication date: 2005
ISBN: 5235028309
Number of pages: 392
Format / Quality: PDF
Size: 11,4 Mb
Language:Russian
Цитата:
Настоящий биографический и философский труд выдающегося филолога и философа XX века Алексея Федоровича Лосева и знаменитого филолога-античника Азы Алибековны Тахо-Годи, посвященный трем крупнейшим мыслителям античности - Сократу, Платону и Аристотелю, является одной из лучших биографических работ на данную тему. Биографии мыслителей в книге написаны удивительно просто и ярко; учения трех величайших философов античности изложены в ней сжато и доступно. Настоящее издание снабжено письмами Сократа и сократиков. Перевод данных писем выполнен известным переводчиком начала XX века С. П. Кондратьевым.
Для изучающих античность в целом, историю античной философии, биографии античн историю античной эстетики, современную западноевропейскую философию, историю древнего мира. Издание также представляет интерес для специалистов, занимающихся исследованием различных вопросов религиоведения, истории религиозно-философской мысли, сравнительного богословия (истории западных исповеданий), православного догматического богословия, патрологии, общей церковной истории. Издание может использоваться в качестве дополнительного учебного пособия и материала для преподавателей, воспитанников и студентов духовных учебных заведений, для студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.
Цитата:
Издание включает в себя, в частности, следующие разделы и главы:
“ПЛАТОН”:
“Глава I. Истоки”;
“Глава II. Вместе с Сократом”;
“Глава III. Один в поисках истины”;
“Глава IV. Сицилийский тиран Дионисий Старший”;
“Глава V. Академия”;
“Глава VI. «Просвещенная» тирания Дионисия Младшего”;
“Глава VII. Платон — философ высокой классики”;
“Глава VIII. Что такое идеализм Платона?”;
“Глава IX. Диалоги Платона — драма мысли”;
“Глава X. Самоотрицание драматизма”;
“Глава XI. Иллюзия действительности”;
“Глава XII. Платон — мифотворец и утопист”
“Глава XIII. Конец жизни”;
“Глава XIV. Вечность философии”.
“АРИСТОТЕЛЬ”:
“Глава I. Введение. Проблема живого Аристотеля”.
“Глава II. Доакадемический период в Македонии”:
“Происхождение Аристотеля”;
“Родственники Аристотеля”;
“Наружность и характер”;
“Главное и неглавное в биографии молодых лет Аристотеля”.
“Глава III. В Платоновской Академии”:
“Появление в Платоновской Академии”;
“Расхождения Аристотеля с Платоном в пределах Академии”;
“Черты уважения к Платону”;
“Некоторые сомнения относительно отъезда Аристотеля из Академии”.
“Глава IV. Литературно-философская деятельность в Академии”:
“Диалог и монологический трактат”;
“Ранние риторические занятия”;
“Наиболее ранние диалоги Аристотеля”;
“Диалог «Евдем, или О душе»”;
“«Протрептик», или «Увещание»”;
“Диалог «О философии»”.
“Глава V. Внеафинский период жизни, или От Академии до Ликея”:
“Отъезд из Академии”;
“Пребывание в Ассосе и Митилене”;
“Приглашение к македонскому двору”;
“Аристотель как воспитатель Александра”;
“Черты неполной достоверности в проблеме воспитания Аристотелем Александра”.
“Глава VI. Ликей”:
“Основание Ликея”;
“Ликей, Перипат и Академия”;
“Аристотель и Платоновская Академия”;
“Евдокс Книдский”;
“Евдокс как переход от Платона к Аристотелю”;
“Теория шарового космоса у Евдокса в связи с другими древнегреческими чувственными теориями космоса”;
“Взаимное влияние Платона и Евдокса”;
“Метод исчерпывания у Евдокса есть способ слияния платоновских идей вещей с самими вещами, когда идея вещи не остается в своем изолированном существовании, но изливается в вещи как их принцип и метод, как закон их реального становления”;
“Аристотель и Евдокс”;
“Общее отношение к философии в Ликее:
1) Тщательный историзм и систематика научно-философского исследования;
2) Становление присуще не только в неразумному бытию, но и самому разуму, где оно, однако, вполне специфично и, кроме того, блаженно ввиду своей всеохватной общности;
3) Неправильные теории рассудочно-неподвижного разума;
4) Положительное учение Аристотеля о тождестве разума, блаженства и наслаждения;
5) Всякая философия есть красота;
6) Всякая наука есть кропотливо-точное исследование жизни;
7) Заключение”;
“Литературная деятельность Аристотеля:
1) Литературно-художественный энциклопедизм Аристотеля;
2) Эпистолярный жанр Аристотеля;
3) Язык произведений Аристотеля;
4) Письмо Аристотеля к Александру;
5) Письмо к Феофрасту;
6) Чувство равноправия с царями в переписке с ними:
1) Жизненный реализм в переписке;
Общее заключение о языке произведений Аристотеля”.
“Глава VII. Последние годы жизни”:
“Вопрос об отравлении Аристотелем Александра”;
“Вопрос о греках и варварах”;
“Убийство Александром Каллисфена”;
“Политика и мораль”;
“Национальные настроения Аристотеля”;
“Отношение Аристотеля к личности Александра”;
“Обожествление Александра”;
“Греция и Македония второй половины IV века до нашей эры”;
“Бегство из Афин”;
“Отравление Александра и самоубийство Аристотеля”;
“Завещание Аристотеля”.
“Глава VIII. Философия Аристотеля в целом”:
“Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей, так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Аристотель решительно критикует принципиальный отрыв идеи вещи от самой вещи. Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некоей общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все ее раздельные части и потому является целостностью вещи”;
“Термины «идея», «эйдос», «форма» и «вещь»”;
“Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи, в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и замену их другими частями”;
“Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма”;
“Форма и материя”;
“Учение о мере”;
“Материя и случайность”;
“Общая формулировка четырехпринципной структуры и ее художественно-творческая основа”;
“Художественно-творческий первопринцип в связи с учением о ступенчато-восходящем, или иерархийном строении жизни и бытия:
1) Художественная роль материи;
2) Природа как произведение искусства ;
3) Душа есть не что иное, как принцип живого тела”.
“Художественно-творческий первопринцип в его завершении:
1) Подобно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, который Аристотель называет Умом, так что душа, по Аристотелю, есть не более чем энергия Ума;
2) Ум есть эйдос всех эйдосов;
3) Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением;
4) Другие свойства абсолютного Ума, вытекающие из общеаристотелевской четырехпринципной структуры всего существующего: неподвижный перводвигатель, абсолютная закономерность бытия, «мышление мышления», совпадение субъекта и объекта в одной неделимой точке, абсолютная надкосмичность и абсолютная внутрикосмичность”.
“Три концепции Ума-перводвигателя у Аристотеля”;
“Характер религиозности Аристотеля:
1) Аристотель бесконечно далек от детской наивности религиозно-мифологических представлений своего народа;
2) Однако, чтобы отдать дань справедливости учению Аристотеля о разуме, необходимо сказать, что Аристотель был очень далек от какой бы то ни было односторонности в этом учении;
3) Аристотель всегда оставался сыном своего народа и безусловным патриотом, для которого исконные верования греческого народа были чем-то родным, чем-то уютным, чем-то милым и ласковым, чем-то мудрым и неопровержимым;
4) Аристотель, основываясь на чувственном опыте, но находя в нем разумные основы, конструирует основание всего космоса при помощи таких категорий, которые приходится и нам и ему самому интерпретировать как религиозные, так что чисто мыслительная конструкция космоса завершается учением об абсолютной мировой закономерности, или об Уме, который вовсе не обязательно называть Богом, но который сам Аристотель склонен трактовать вполне религиозно;
5) Религиозно-философское бесстрашие Аристотеля”.
“Разумно-жизненное всеединство”.
“Глава IX. Заключение”:
“Жизнь и смысл”;
“Теория и практика жизни”;
“Не решенный, но самый главный вопрос”;
“Основные даты жизни Платона”;
“Основные даты жизни Аристотеля”;
“Основные сочинения Аристотеля”;
“Полулегендарная родословная Крития и Платона”;
“Родословная Аристотеля и его ближайших потомков”.
“Приложение”:
“СОКРАТ”.
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: