Полнейшая самоотверженная преданность науке: Г. Н. Потанин. Биографический очерк - 2004

26.07.09 | Admin

http//photoload.ru/data/bc/c0/4b/bcc04bea0466505ec85e1fd62b67d9.jpg

Полнейшая самоотверженная преданность науке: Г. Н. Потанин. Биографический очерк - 2004
Author: Шиловский М.В.
Publisher: Новосибирск, ИД "Сова" - 2004.
Number of pages: 167
Format / Quality: Pdf
Size: 1,4 Mb
Language:Russian

Цитата:
Монография рассматривает основные вехи жизненного пути выдающегося ученого и общественного деятеля Григория Николаевича Потанина (1835-1920) и приурочена к его 170-летию. В книге на основе накопленного предшественниками и впервые вводимыми в научный оборот фактов рассматривается вклад Г. Н. Потанина в комплексное изучение Центральной Азии (Сибирь, Казахстан, Монголия и Китай) в различных областях науки: география, фольклористика, этнография, история, ботаника и т. д. Особое внимание обращается на концептуальные подходы выдающегося путешественника, вызвавшие многочисленные споры и оживленные дискуссии и неоднозначно воспринимаемые научным сообществом в настоящее время.
Значительное место отводится рассмотрению роли Г. Н. Потанина в общественно-политической и культурной жизни Сибири второй половины XIX - начала ХХ вв. как идеолога сибирского областничества, впервые в истории России сформулировавшего основные подходы к обоснованию регионоведения. Прослеживаются его взаимоотношения с выдающимися деятелями отечественной науки и культуры: П. П. Семеновым Тян-Шаньским, А. С. Гациским, И. И. Поповым, В. А. Обручевым, В. Г. Короленко, Д. А. Клеменцем, С. Ф. Ольденбургом, В. Я. Шишковым, Г. Д. Гребеньщиковым и др.
Книга предназначается для всех интересующихся географическими открытиями в Центральной Азии и историей Сибири XIX - начала ХХ вв., включая и насыщенный событиями период социального катаклизма 1917-1920 гг.
Цитата:
Григорий Николаевич Потанин (1835 – 1920) - путешественник, географ, этнограф, филолог-фольклорист, общественный деятель, сыгравший исключительную роль в культурной жизни Сибири; почетный гражданин трех сибирских городов - Томска, Красноярска и Омска. Родился в казацкой станице на берегу Иртыша. Его отец был разжалован из есаулов в рядовые казаки и разорился, Григорий Николаевич жил у своего дяди, командира полка на Иртышской линии, богатого коннозаводчика. В 1852 г. окончил кадетский корпус в Омске. Стал сотником и в последние годы службы, в Омском архиве занимался разбором старинных актов о российской колонизации Сибири. В 1858 г. Г.Н.Потанин вышел в отставку и приехал в Томск, здесь он общался с ученым-анархистом М.А.Бакуниным и ученым-губернатором Озерским. В 1859 г. отправился в Петербург, где слушал лекции на естественном отделении физико-математического факультета университета. Здесь Г.Н.Потанин организовал и возглавил землячество студентов различных вузов, приехавших из Сибири. Они руководствовались идеями областничества, распространявшимися в лекциях Костомарова и Щапова. Университетские события 1861 г. неожиданно прервали дальнейшую работу сибирского землячества. 20 декабря 1861 г. Университет был закрыт, а Г.Н.Потанин, вместе со многими другими студентами, арестован, а через два месяца уехал в Омск.

В 1864 г. Г.Н.Потанин переселяется в Томск, где работает в качестве секретаря Статистического Комитета. Именно здесь ученый возглавил культурно-просветительскую и научную деятельность по изучению Сибири и распространению этих знаний, выдвигал идеи о больших гражданских свободах, гласности, развитии земства и нового судопроизводства, поощрении промышленности и равных правах для коренных народов. Все это было неверно воспринято официальной властью. Весной 1865 г. Г.Н.Потанин, Н.М.Ядринцев, С.С.Шашков и др. были арестованы по делу о «сибирском сепаратизме», названному «делом об отделении Сибири от России и образовании республики, подобно Соединенным Штатам», и провел 5 лет на каторжных работах. На каторге и в ссылке Г.Н.Потанин продолжал заниматься научной деятельностью, лишь в 1874 г. он был полностью помилован с возвращением всех прежних гражданских прав.

Вернувшись в Петербург, ученый составлял дополнения к третьему тому «Землеведения Азии» К.Риттера под редакцией П.П.Семенова. Затем он отправился в экспедицию в Северо-Западную Монголию (1876-1877 гг.), собранные в ней материалы были обобщены в двух томах «Очерков Северо-Западной Монголии». Новое путешествие в Монголию и Туву (1879–1880) дало материал еще для двух томов. В 1883-1886 гг. Г.Н.Потанин совершил экспедицию в срединный Китай, в провинцию Гань-су и Ордос и на окраины Тибета. В 1892-1893 гг. он отправляется в северный Китай, восточный Тибет и центральную Монголию и в 1899 году - на Большой Хинган.

Путешествуя по Центральной Азии, Г.Н.Потанин собирал фольклор и исторические предания местных народов. В своих этнографических исследованиях он использовал сравнительный метод, сопоставляя сказания различных народов и стараясь выявить параллели или культурные влияния одних этносов на другие. Блестящим и очень интересным по богатству сопоставляемого материала стало исследование о «Восточных мотивах в средневековом европейском эпосе». Эта работа была этапной в создании Г.Н.Потаниным самостоятельных концепций, посвященных проблемам восточного фольклора и восточной культуры вообще, процессам ее взаимодействия с культурой Запада. В ней он сопоставляет тюркский эпос о Чингис-хане, Аттиле, Тахтамыше, Тамерлане и др., легенды бурятов с эпосами, сказками восточных и южных славян, финно-угров, хазар, карловингским эпосом и средневековой письменной литературой западно-европейских народов, популярными библейскими сюжетами, еврейскими легендами и т.д. В поисках народов, через которые происходила передача мифологических сюжетов, автор широко использовал фольклор дальневосточных, среднеазиатских народов, иранцев, этносов Кавказа и многих других. Особенно много исследователь приводит сопоставлений с эпосом, бытовавшим у славянских народов, пограничных между Востоком и Западом, например, о Еруслане Лазаревиче, Иване Годиновиче, Илье Муромце, Чуриле Пленковиче, изучает параллели знаменитой Голубиной книги, легенд о прениях о вере и сотворении мира.

В этой работе исследователь придерживается идеи о единстве средневекового западного и восточно-ордынского эпоса, распространяемой и на эпос западной Европы. Автор объясняет заимствования фольклорных сюжетов древнейшими контактами представителей Европы и Азии, Великим переселением народов с Востока на Запад и локальными миграциями отдельных племен. Давая богатейший сравнительный материал, и указывая явные заимствования и параллели, автор не стремится выявить механизмы заимствований, обозначая лишь главную тенденцию: движение мифологических сюжетов с Востока на Запад.

Труд Г.Н.Потанина подчеркивает важное влияние сибирских и центрально-азиатских народов в развитии мировой культуры. Эта и другие книги Г.Н.Потанина обострили интерес русского общества к культуре и истории Востока, именно под их влиянием формировалось мировоззрение Н.К.Рериха и других деятелей русской культуры, обративших свои взоры на Восток.

Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!

Password: turklib

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2271
Рейтинг:
  • 0