Происхождение казахов и узбеков - The Origins of the Kazaks and the Ozbeks

12.08.09 | Admin

http//photoload.ru/data/5a/ed/68/5aed6809d47b5d9326144fb69cd99e42.jpg


Происхождение казахов и узбеков - The Origins of the Kazaks and the Ozbeks
Author: Ахмет Заки Валиди
Source: www.angelfire.com
Publication date: 1946
Number of pages: 69
Format / Quality: PDF
Size: 2,68 Mb
Language:Russian & English

Цитата:
Арабские авторы XIV-XV веков (ибн Баттута - Ibn Battuta, ибн Фадл алла аль-Умари - Ibn Fadl allah al-Umari и ибн Арабшах - Ibn Arabshah)8 хорошо описали жизнь, нравы и особенности узбеков и кыпчаков Кыпчакской степи. Согласно ибн Арабшаху, тюрки-узбеки (Ozbek Turks) в Кыпчакской степи славятся своим блистательным языком, их женщины и мужчины не только отличаются красотой, но и являют собой пример аристократического поведения, они не опускаются до мошенничества и лжи, будучи самым благородным народом из всех тюрок. Язык этих узбеков, проживавших тогда от Семиречья (Yedisu) до Крыма, который можно изучать по поэтическим фрагментам и другим памятникам, дошедшим до нас, был в общем-то единым на всём этом пространстве; его характерные кыпчакские особенности сохранились в языках современных узбеков, казахов, ногайцев (Mangit-Nogay, **мангыт - название (монгольского) племени из которого был родом славный темник Ногай, в XIII веке проживало в нижнем течении Урала). Их образ жизни и обычаи практически одинаковы, подобно тому, как это было у двух других тюркских групп: тюрок-чигилей (Turk-chigil) и туркменов-огузов (Turkmen-Oguz)9. Их письменные исторические труды, фольклор, особенно героический эпос

Цитата:
Изначально слово казах (Kazak) относилось исключительно к правителям; позднее, это название стало применяться к племенам (tribes), вассально зависимым от них (**этих правителей), или государственным образованиям (states), создаваемым ими. До определенного времени название казах (Kazak) не имело отношения даже к племенной конфедерации (tribal confederation), а только к самой госструктуре (state). Вообще-то термин казах (Kazak) был определением человека, который покинул (был изгнан) свой род/семью (family (boydak)) вследствие мятежа, политического по своей природе; иногда эти изгои общества скитались по горам и диким местам без какой-либо защиты и поддержки со стороны родного племени, ожидая счастливой перемены в своей судьбе, зависевшей от политических факторов, а потом возвращались и становились правителями; часто это были юноши, которых намеренно (в воспитательных целях) отделяли от племени, чтобы они обрели навыки выживания, а кое-кто покидал родные места с целью заняться разбоем. Под влиянием тюрков обычай посылать сыновей в одиночку с оружием был воспринят и русскими (Russians), что отмечено в мусульманских источниках и называется тюркским словом казак (Kazak) сейчас как и прежде. Политический изгнанник, ставший казахом, терял это звание, как только обретал собственную землю, в результате её захвата, или присоединившись к другой политической фигуре и тем узаконив своё положение.

Цитата:
ВАЛИДОВ (ВАЛИДИ) Ахметзаки Ахметшахович [(в эмиграции - Ахмет Заки Валиди Тоган) 10.12.1890, д.Кузяново Ильчик-Темировской вол. Стерлитамакского у. Уфим. губ., ныне д.Кузяново Ишимбайского р-на РБ, - 26.7.1970, Стамбул], лидер баш. нац. движения, востоковед-тюрколог, д-р философии (1935), ординарный проф., поч. д-р Манчестерского ун-та (1967). Род. в семье муллы. В 1908-12 учился в медресе "Касимия" (Казань), затем преподавал там же тюрк. историю и историю араб. и тюрк. лит-ры. Окончил Венский ун-т (1935). Первый кр. науч. труд "История тюрков и татар" ("Тэрк yэ татар тарихы") опубликовал в Казани в 1912. В 1913-14 участвовал в археографич. экспедиции в Фергану и Бухару. С кон. 1915 начинает политич. деятельность в мусульм. фракции Гос. Думы в Петрограде. С апр. 1917 становится лидером баш. нац.-освободит. движения. Определял идеологию первых трех баш. курултаев. Руководил созданием Баш. пр-ва и войска. После установления диктатуры А.В.Колчака организует переход баш. войсковых формирований на сторону Сов. власти. Не согласившись с ограничением прав Баш. респ. по пост. ВЦИК и СНК РСФСР "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики" от 19 мая 1920, прекращает сотрудничество с большевиками и присоединяется к басмач. движению, избирается пред. орг-ции "Туркестанское национальное объединение", призванной координировать действия басмач. групп в Ср. Азии и Казахстане. В февр. 1923 эмигрирует из Туркменистана в Иран. В эмиграции сочетает науч. и преподават. деятельность. В марте 1923 в г.Мешхеде (Иран) в б-ке Равза обнаружил и исследовал неск. древних рукописей, одна из них - "Книга путешествий" Ибн-Фадлана. В 1927-32, 1939-44, 1948-70 преподавал историю тюрк. народов в Стамбульском ун-те. В 1935-37 проф. Боннского, в 1938-39 Геттингенского ун-тов. Опубликовал фундамент. тр. "Введение во всеобщую историю тюрков" (Стамбул, 1946), "Современный Туркестан и его недавнее прошлое" (Стамбул, 1942-47), "Методология в исторических исследованиях" (Стамбул, 1950), "Хорезмийский перевод "Мукаддимат ал-адаб" (Стамбул, 1951), "О миниатюрах в библиотеках Стамбула" (Стамбул, 1963). В 1953 В. возглавил открытый при Стамбульском ун-те Ин-т исламских иссл. Избирался членом нем. об-ва по изучению вост. стран, Австралийского науч. об-ва, финно-угорского науч. об-ва в Финляндии. Удостоен золотой медали 1-й степ. Мин-ва просвещения Ирана. В Башкортостане учреждена обществ. премия им. А.-З.Валиди Тогана (1990), его именем названа Национальная библиотека РБ (1992). С 1992 в РБ проводятся междунар. "Валидовские чтения". В д.Кузяново открыт музей В. (1994).

С о ч.: Восточные рукописи в Ферганской области //Записки Восточного Отделения Императорского Русского Археологического общества. Т.XXII. СПб., 1915; О собраниях рукописей в Бухарском ханстве //Записки Восточного Отделения Императорского Археологического общества. Т.XXIII. СПб., 1916; Ibn ul-Fakihin yeni nushasi. Turk Yurdu, 1924. № 4; Мешхедская рукопись Ибн ал-Факиха //Известия Российской Академии наук. Сер.6, Т.18. Л., 1924; Die gegenwartige Lage der Mohammedaner Russlands. Budapest, 1930; Ibn Fadlans Reisebericht. Leipzig, 1939; Umumi Turk Tarihine Giris. Istanbul, 1946; Bugunku Turkili (Turkistan) ve Jakin Tarihi. Istanbul, 1942-47; Tuyuhunlar ve Baskurtlar. Istanbul, 1968; Hatiralar. Istanbul, 1969; Turklugun mukadderati uzerine. Istanbul, 1970; Kuran ve Turkler. Istanbul, 1971; Воспоминания. Книга 1. Уфа, 1994.

Лит.: J a n s k y H e r b e r t. Ahmet Zeki Velidi Togan. Dogum Jili Munasebetiyle Zeki Velidi Togana Armagan. Istanbul, 1950-55; B e r g d o l d t F r i e d r i c h. Der geistige Hintergrund des turkishen Historikers Ahmed Zeki Velidi Togan (nach seinen Memorien). Berlin, 1981; Prof. Dr. B a y k a- r a T u n c e r. Zeki Velidi Togan. Turk Buyukleri Dizisi. Kultur Bakanligi Jayanlari, 1989; Ахметзаки Валиди Тоган (ученый, политик, личность) //Судьба и наследие башкирских ученых-эмигрантов. Уфа, 1995.

Б и б л.: Материалы к библиографии Ахмет-Заки Валиди Тогана. Уфа, 1995.

А.М.Юлдашбаев.

Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
[hide]

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 3099
Рейтинг:
  • 5