Саъдй Шерозй. Гулистoн

28.02.13 | Admin

http//photoload.ru/data/3b/8d/e8/3b8de897a6ed6ccdb3ec18b3721b8f.jpg


Гулистoн
Author: Саъдӣ Шерозӣ
Publisher: Душанбе.Афсона
Publication date: 2007
Number of pages: 134
Format / Quality: DjVu
Size: 2,45 Mb
Language:Tajik

Цитата:
Ба ривояти Ибни Футӣ (м. 723 ҳ.қ.) ки муосири Саъдӣ буда ва бо ӯ номанигорӣ доштааст, номи ӯ «Муслиҳиддин» ва куняаш «Абӯмуҳаммад», лақабаш «Мушрифуддин» ё «Шарафуддин» ва тахаллусаш «Саъдӣ» аст.
Дар таърихи вилодати ӯ ихтилоф аст. Таваллуди ӯро бархе дар соли 604-и ҳиҷрии қамарӣ ва бархе дигар, дар соли 606-и ҳ.қ. гуфтаанд. Аммо бархе аз муҳаққиқон, монанди Аббоси Иқбол, соли таваллуди ӯро миёни солҳои 610 ва 615 ҳ.қ. донистаанд.
Дар таърихи вафоти ӯ низ ихтилоф аст, аммо маъруф он аст, ки ӯ дар соли 691 ё 694 ҳ.қ. зиндагиро видоъ гуфтааст.
«Гулистон»-и Шайх Муслиҳиддини Саъдӣ ҳикоёти панду хикматҳои хирадмандонаро дар бар мегирад. Ин асари сухантирози бузург чи дар Шарқ ва чи дар Ғарб асрҳост, ки диққати аҳли хирадро рабуда ва муҳаббати онҳоро ба худ афзудааст. Муаллиф фармудааст:

Ба чӣ кор оядат зи гул табақе?
Аз «Гулистон»-и ман бубар варақе!
Гул ҳамин панҷ рӯзу шаш бошад,
В-ин Гулистон ҳамеша хуш бошад.

гулистан (розовый сад) состоит из 8 глав – аспектов житейской мудрости. эти главы – о жизни царей, о нравах дервишей, о преимуществах довольства малым, о преимуществах молчания, о любви, о молодости, о влиянии воспитания, о правилах общения. главы содержат рассказы, написанные прозой и саджем (рифмованной прозой), и заканчиваются стихотворными вставками. рассказы и приключения взяты из жизни саади, его путешествий и наблюдений. эта веселая и поучительная книга служит и школьным учебником, и книгой развлекательного чтения, в ней много остроумных парадоксов, замечаний и юмора. ее задача – пробудить у людей стремление к мудрости и здравому смыслу как основе жизни в обществе.

собственный опыт странничества и размышлений о сущем придавали произведениям этого персидского мыслителя ту меру просветленности, которая делала их одновременно мудрыми, прозрачными и изящными по форме. бустан и гулистан были чрезвычайно популярны на востоке, являя собой образец того, какой может быть эстетика жанра мудрых рассуждений как особого литературного направления, впоследствии весьма популярного в литературе персидской, тюркской и индийской. европейцы познакомились с творчеством саади в 17 в., его поэзией восхищался гете. общечеловеческий гуманный характер творчества саади, желание познать «меру вещей» и привить здравый смысл и сочувствие к ближним в виде общего стандарта взаимоотношений между людьми делает его произведения популярными и сегодня.
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!

0

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2221
Рейтинг:
  • 3