Сахибкиран Амир Тимур
Сахибкиран Амир Тимур
Author: Бурибой Ахмедов
Translator:Б. Бурханов
Source:sahibkiran.narod.ru
Publication date: 1996
Format / Quality: Txt
Language:Russian
9 апреля 1336 года родился великий полководец и государственный деятель Амир Тимур
Сахибкиран Амир Тимур
ВВЕДЕНИЕ
.....Тимур, как и все мы, был представителем рода человеческого, а раз так, кем бы он ни был, каким бы мудрым и предприимчивым политиком он ни был, он не был лишен ошибок и недостатков. Совершая много добрых дел, он в то же время допускал и ошибки. Видимо, не зря говорится: человеку свойственно ошибаться. А кроме того, надо всегда иметь в виду, что Тимур был представителем господствующего класса. Его возвел на трон этот господствующий класс. А раз так, то вполне естественно, он служил этому феодальному классу и защищал его интересы. По сути дела, не было в истории ни одного царя или верховного правителя, который бы не служил своему классу. В этом Амир Тимур не является исключением.Правда, что Тимур так же, как и правившие до и после него венценосцы, вел войны. Причины этого — в том, что, во-первых, класс феодалов был заинтересован в регулярном ведении войн и захвате чужих стран. Фео далам нужна была добыча — один из источников богатств. Во-вторых, всем властителям прошлого была присуща общая черта — стремление к завоеваниям как демонстрация силы и могущества. Вполне понятно, что в ходе таких войн бессмысленно проливалось много крови, приносились огромные жертвы, разрушались города и селения. Амир Тимур также шел этим путем венценосцев прошлого.
.....Однако тщательный анализ исторических событий показывает, что в результате военных походов на Иран, Азербайджан, Ирак и Сирию, предпринятых Тимуром в 1381—1404 годы, был положен конец феодальным распрям и многолетним междоусобным войнам в Иране, Азербайджане и Ираке. А с разгромом Тохтамышхана в 1391—1395 годы была сломлена военно-политическая мощь Золотой орды, державшей Азию и Европу в тисках постоянной угрозы. Именно благодаря этому было ускорено освобождение России из-под гнета монголов. Наконец, вследствие разгрома сильного турецкого султана Баязида Йилдирима I в 1402 году, освободились из-под османско-турецкого ига народы стран Балканского полуострова, освободились от угрозы нападения и западно-европейские страны.
Самый важный результат этих войн для истории человечества — это восстановление экономических и культурных связей между странами Дальнего Востока и Средиземноморья, которые существовали с древних времен, но были прерваны после нашествия Чингизхана.
Мы считаем это большой заслугой Амира Тимура перед мировой историей.
Сахибкиран Тимур положил конец царившей в Мавераннахре и Туркестане феодальной раздробленности, освободил страну из-под монгольского ига, основал могучее централизованное феодальное государство. Он восстановил разрушенные города и селения, создал условия для дальнейшего развития земледелия, ремесел и торговли. Таким образом, в стране была создана почва для развития науки и культуры. Эпоха Тимура и тимуридов признается эпохой Возрождения Востока — и это свидетельствует об огромной роли Тимура в истории народов Мавераннахра и Туркестана.
ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧАГАТАЙСКОГО УЛУСА В 30-60 ГОДЫ XIV ВЕКА
.....Юношеские годы Амира Тимура совпали с периодом обострения междоусобной борьбы феодалов в Чагатайском улусе*, вследствие которой страна оказалась в тисках тяжелого экономического и политического кризиса. Вместо того, чтобы, объединившись, управлять страной, беки улуса враждовали между собой. В тот момент, когда над страной нависла угроза монгольского нашествия, многие из них разбежались в разные стороны,, остальные поступили на службу к монгольскому хану**, Только что появившийся на исторической арене Тимур-бек со своими ста джигитами*** оказался один против могущественного врага. Что ему было делать? Конечно, со своими ста воинами он не мог противостоять такому сильному врагу, каким был Туглук Тимур-хан. А бежать вслед за такими, как Хаджи барлас — позор. И он решил пока временно поступить к врагу в услужение, завоевать доверие хана, получить какую-либо должность и, завладев властью, постараться оградить родной край от захвата и разграбления. И он заслужил доверие хана, но не так, как Баязид джалайир, ползая на коленях, а сохранив свою честь и достоинство. Хан назначил его правителем Кешской области. Умело пользуясь своей властью, Тимурбек смог сохранить значительную часть страны от монгольского порабощения, а народ от разграбления и унижения.Чтобы понять, насколько трагичными были те годы для народов Мавераннахра и Туркестана, какие страдания испытывал, постоянно находясь в седле, Амир Тимур, надо мысленно окинуть взглядом историю, в частности, историю Чагатайского улуса.
* Улус — феодальное владение. ** Хан — верховный правитель. *** Джигиты — молодые воины.
.....Начиная с 1227 года, Чагатайский улус представлял собой феодальное государство с громадной территорией Оно включало Уйгуристан (Восточный Туркестан), земли Семиречья и оазисов реки Или, Мавераннахр, области в северной части Сырдарьи и южной части Амударьи. Но улус не развивался как единое независимое государство, а, наоборот, со временем оказался в тяжелом положении. В середине XIII века, а точнее, после 1251 года, вследствие усиления межфеодальной борьбы в монгольской империи, Чагатайский улус был поделен между казной* Мункэ (1251—1260) и ханом Золотой орды Батыем (1227—1255). Тогда Восточный Туркестан, Семиречье и долина реки Или, а также северо-восточная часть Ферганы перешли в подчинение Мункэ-каана, а Мавераннахр, Туркестан, западная часть Ферганы и Хорезм попали под влияние Золотой орды. В города Мавераннахра были назначены золотоордынские чиновники — танмачи** и дарухачи***. Но Чагатаиды не подчинились чиновникам каана и Золотой орды. Алгу из рода Чага-таидов завладел престолом и властью (1261—1266) и развернул упорную борьбу за освобождение улуса из-под гнета Золотой орды. По сведениям, приведенным историками Рашидиддином и Вассафом, Алгу-хан, начав открытую борьбу против господства Золотой орды, даже сумел изгнать монгольские воинские части из городов Мавераннахра. Алгу-хан не ограничился этим. Собрав войско, он начал поход на города, расположенные вдоль берегов Сырдарьи, и даже разгромил монгольские части под городом Отраром.
.....Правда, и после этого Чагатайский улус все-таки не добился независимости, хотя были и времена некоторого его подъема. Например, он добился некоторой степени независимости в период правления Барак-хана (1266— 1271). Но длилось это недолго. В период правления внука Чагатай-хана Юсун-Кара, каан и Золотая орда вновь восстановили свое господство над Чагатайским улусом.
Однако в период правления Дува-хана (1291—1306) и Кепак-хана (1318—1326) Чагатайский улус вновь восстановил свое былое положение. Дува-хан благоустроил
* Каан — верховный хан у тюрков и монголов. ** Танмачи — воеводы. *** Дарухачи — градоначальники.
города, например, восстановил Андижан и превратил его в столицу Ферганского удела. Заключив договор с сильным ханом Хайду, он несколько раз совершал походы на земли, находящиеся под властью каана, вмешивался во внутренние дела Белой орды. А Кепак-хан провел реформы административного устройства страны, укрепил центральный государственный аппарат и улучшил финансово-экономическое состояние государства.
После смерти Кепак-хана Чагатайский улус вновь оказался в тисках феодальных воин и борьбы за власть. Достаточно сказать, что только за один 1326 год один за другим взошли на трон два сына Дува-хана — Илчигдай и Дува-Темур, А в период 1334—1342 годов на троне номинально находились Бузан, Чанкши, Исан-Темур, тогда как в действительности власть была целиком сосредоточена в руках племенной знати.
Таким образом, в результате всего этого, к 40-м годам XIV века Чагатайский улус распался на два самостоятельных государства—Моголистан и Мавераннахр. В состав Моголистана входили Восточный Туркестан (Кашгар), Семиречье, земли оазиса реки Или и Восточная Фергана. Мавераннахр включал в себя западную часть улуса, куда входили некоторые области, расположенные южнее Амударьи, и юго-восточная часть Хорезма вместе с городами Хива и Кят.
.....Казан-хан (1338—1346) попытался подавить междоусобную борьбу феодалов в западной части улуса, в основном в Мавераниахре, но успеха не имел. Наоборот, он сам стал жертвой интриги, затеянной предводителем кочевых племен во главе с влиятельным эмиром Казага-ном. После гибели Казан-хана судьба улуса оказалась в руках эмира Казагана. Но стать полноправным хозяином всей страны он не смог, так как не был чингизидом. Поэтому на трон был посажен Данишмандча-хан (1346— 1348), а после него Баянкули-хан (1348 — 1357). Но и они только считались ханами, а на самом деле власть находилась в руках эмиров улусов. Они впоследствии возвели на трон Темур-шаха (1357—1359), но он также не смог слать полновластным хозяином страны.
.....В 1359 году, в результате междоусобной борьбы феодалов Чагатайский улус распался на мелкие части. Хаджи барлас*, стоявший во главе земель Кеша и его районов, объявил себя независимым правителем. В Ходжен» те — Баязид джаланнр, в Таткенте и Сарипуле — Хизр Ясавури, в Кухнстане — эмир Сатилмиш, в Хуттасане эмир Кайхусрав, в Архаиг сарае — Улджайту Аперди, Балхе — Улджай-Бука сулдус*, в Шибиргане — Мухам-мад-ходжа Аперди также объявили себя независимыми правителями. К сожалению, эти беки не жили спокойно и мирно, а, выждав удобный момент, совершали набеги на земли друг друга, грабили народ. В результате, страна оказалась в тяжелом экономическом и политическом положении.
.....Как раз в это время (1360), словно новая хворь на больное тело, на Мавераннахр напал моголистанский хан Туглук Тимур — он вторгся в страну во главе большого войска. «Независимые» эмиры разбежались кто куда, вместо того, чтобы, объединившись, встать на защиту родины. А Баязид джалайир и несколько других эмиров пошли на поклон к захватчикам и перешли к ним в услужение.
Именно в эти трудные для страны дни на исторической арене появляется двадцатичетырехлетний, в полном расцвете сил, храбрый юноша Тимурбек. Он не сбежал с теми, кто в тяжелые для родины дни оставил на разграбление народ, который кормил и поил его, а остался с ним, чтобы облегчить его участь, насколько сможет; он разделил с ним все невзгоды. Вот как вспоминает он о тех днях: «Потомок Чингнзхана Туглук Тимур-хан, намереваясь захватить страну Мавераннахр и переправившись со своим войском через реку возле Ходжента, прислал мне и эмиру Хаджи барласу грамоту, требуя прибыть к нему... Хаджи барлас посоветовался со мной.. Он внес предложение либо уйти со своими людьми в Хорасан, либо идти к Туглук Тимур-хану. Я посоветовал ему такой путь: «Если вы пойдете к Туглук Тимур-хану, от этого будет две пользы и один вред. А уход в Хорасан влечет за собой два вреда и одну пользу». Он не внял моему совету и ушел в сторону Хорасана. Я же вначале колебался, не знал куда идти, то ли в Хорасан, то ли к Туглук Тимур-хану. Находясь в такой нерешительности, я отправил письмо своему духовному наставнику с просьбой дать мне совет как поступить. II он прислал мне ответ такого содержания: «У четвертого халифа*, его величества Али ибн Абу Талиба, да сопутствует ему милость божья, один человек спросил: «если небо будет дугой лука, земля — нитью лука, события будут стрелой, а люди — им мишенью, а стреляющим будет сам Всевышний — да будет его могущество еще большим!— куда люди могут убежать?» На что халиф ответил: «Пусть люди бегут под защиту Всевышнего». Действуя подобным образом, и ты беги сейчас к Туглук Тимур-хану и отбери у него лук и стрелу».
Перечитав несколько раз письмо своего духовного наставника и взвесив все, Тимурбек счел его совет правильным и, чтобы защитить интересы подданных, мир и спокойствие родины, отправился к монгольскому хану. Таким путем он сумел удержать в своих руках хотя бы часть власти и стать щитом для народа Мавераннахра, оградив его от разграбления и унижения. В конце концов, придя к монголам, он со временем сумел постепенно забрать из их рук лук и стрелу. Вскоре он стал ближайшим советником хана. Хан стал действовать согласно советам Тимурбека. Об этом в «Уложениях»**, в частности, сказано так: «Когда Туглук Тимур-хан переправился через воды Ходжента, он направил эмиров Бекчика, Хаджи-бека, Улуг-Туктемура и других монгольских предводителей во главе трех полков на разграбление страны Последствия были для страны плачевными. Многие города и селения Мавераннахра были дотла сожжены и разграблены монголами. Нужно было любым путем остановить их. Выбрав удобный момент, Тнмурбек вошел к хану н обратился к нему с просьбой остановить деяния жадных грабителей. Хан тут же назначил человека, который должен был все награбленное, все вещи вернуть их владельцам, и запретил эмирам впредь вторгаться вглубь Мавераннахра».
.....В 1360 году войска Туглук Тимур-хана действительно не вторгались вглубь Мавераннахра, но уже через год. в 1361 году, они полностью захватили страну. Беки улуса по-прежнему не проявляли верности родине. Лишь Тнмурбек, пользуясь своей властью, вновь стал щитом родной земли, оградил народ от грабежа и насилия.
* Барлас, сулдус — названия племен. * Халиф — верховный правитель у арабов. ** «Уложения»— известный законник Тимура «Уложение Тимура>.
БОРЬБА С МОНГОЛАМИ
.....В 1362 году Туглук Тимур-хан спешно покинул Мавераннахр, передав власть в стране своему сыну Ильяс-хОджа-оглану. Причиной тому были неспокойная обстановка в Моголистане и мятеж группы эмиров. Не успел хан пересечь реку Сырдарыо, как Ильясходжа-оглан, вместе с эмиром Бекчиком и другими близкими эмира, ми, сговорились удалить Тимурбека от государственных дел, а при удобном случае и уничтожить его физически. Интриги все более усиливались и приняли опасный характер. Очутившись в таких условиях, Тимурбек вместе с группой единомышленников и слуг вынужден был покинуть ханский дворец и уйти в горы........В те годы, когда в улусе царили раздробленность и неустойчивость, сошлись два деятельных и предприимчивых эмира: Тимурбек и внук покойного Казагана эмир Хусайн. В поисках счастья и удачи они ушли в сторону Хорезма. Но удачи не добились. Более того, в сражении под Хивой они потерпели поражение от правителя тех земель Таваккала-конгурота и с остатками своих воинов и слуг вынуждены были отступить вглубь пустыни. Долгое время пробирались они через жестокие пески и, наконец, когда уже вышли к аулу Махмуди в области, подвластной Махану, были взяты в плен людьми Алибека Джаникурбана. 62 дня продержал их в темнице Алибек. Согласно сведениям историка Шарафиддина Али Язди, Алибек намеревался продать Тимурбека и Хусайна иранским купцам. Но в те дни через Махан не прошел ни один караван. Узники чудом были спасены старшим братом Алибека эмиром Мухаммад-беком.
В 1361—1364 годах Тимурбек и эмир Хусайн жили на южном берегу Амударьи в областях Кахмард, Дара-гез, Арсиф и Балх и вели против монголов партизанскую войну. Улучив момент, они переходили на правый берег реки, нападали на монгольские войска, стоявшие в Термезе, у Железных ворот, в Хузаре и Кеше. В 1363—1364 годах они даже одержали ряд побед над монголами. А осенью 1362 года Тимурбек с эмиром Хусайном участвовали в войне против сильных и злейших врагов Малика Кутбиддина на стороне этого сеистанского* правителя. Тимурбек, привыкший всегда быть в первых рядах сражающихся, в одном из боев был ранен в правую руку и ногу. и с тех пор на всю жизнь остался хромым.
.....После того как монголы были изгнаны из Маверан-нахра в 1364 году, Тимурбек с Хусайном договорились между собой и посадили на престол улуса Кабул-шаха из рода Чагатандов.
.....Монголы, однако, не смирились с этим поражением. Ильясходжа-оглан не захотел терять такую страну как Мавераннахр и, собрав большое войско, весной 1365 года начал новый поход на Мавераннахр и Туркестан. В то время у Тимурбека и эмира Хусайна было недостаточно сил для борьбы против монголов. И несмотря на это, как только стало известно, что монголы разбили лагерь подле Сайрама, Тимурбек и эмир Хусайн выступили против Ильясходжа-оглана. На рассвете 22 мая 1365 года под Чиназом произошло кровопролитное сражение. Но к полудню, когда Тимурбек взломал правое крыло монгольской армии и победа была близка, эмир Хусайн проявил медлительность и подвел Тимурбека: вместо того, чтобы атаковать левое крыло вражеских войск, он не сдвинулся с занимаемых позиций. Более того, он покинул поле боя н отступил на левый берег реки. Вдобавок ко всему, небо заволокло черными тучами и пошел проливной дождь, в один миг превративший поле боя в болото, в котором вязли лошади. Ливень был настолько сильным, что воины не могли даже поднять головы. Монголы спасались, укрывшись иод кошмами и паласами, а джигитам Тимурбека и Хусайна было крайне тяжело. В этих условиях продолжать борьбу с превосходящими силами монголов было невозможно. Стараясь сохранить своих воинов от бессмысленной гибели, Тимурбек также покинул поле боя, отступив на другой берег Сырдарьи. В истории эта война стала известна под названием «Джан-гн лай», или «Битва в грязи».
.....Между тем Ильясходжа-оглан, не встретив никакого сопротивления, занял Ходжент, Джизах и ряд других городов Маверапнахра и продолжил свой поход на Самарканд. Зная, в каком положении находится город, он надеялся овладеть им без крови. В то время Самарканд действительно не был способен противостоять крупному войску: не имел он ни высоких стен, ни прочных укреплении, ни видного эмира, ни хорошо вооруженных воинов.- Но полагая так, Ильясходжа-оглан серьезно ошибался. Он не учел решимости народа.
Именно народ взял на свои плечи защиту города, а возглавили его преподаватель медресе Мавланазада, ремесленник Абубакр Ка-лави и меткий стрелок Хурдаки Бухари. Они объединили вокруг себя все слои населения, организовали обороны города, вооружили народ, на больших улицах установили заграждения, во многих местах устроили засады. Короче говоря, защитники Самарканда оказали монгольским за-хватчикам упорное сопротивление и нанесли им большой урон. Историк Шарафиддин Али Язди упоминает еще об одной беде, которая к тому же выпала на долю монгольских войск. На лошадей и скот напал мор. Из каждых четырех коней в живых остался только один.
.....Таким образом, Ильясходжа-оглан, не выдержав мощных ударов защитников города и последствий при-родного бедствия, вынужден был покинуть Мавераннахр. Защитники города Самарканда и их руководители известны в истории под именем сарбадаров (люди, которые добровольно шли на виселицу ради свободы родины).
После ухода Ильясходжи, предводители сарбадаров установили в городе народную власть, осуществили некоторые демократические реформы. Например, было экспроприировано имущество богатых и роздано беднякам и неимущим, был упразднен налог с инаковерую-щих (джизья).
.....Весть о победе сарбадаров быстро распространилась 'по стране. Она дошла и до Тимурбека, находившегося в окрестностях Балха, и до эмира Хусайна, расположившегося лагерем в Шабарту. Тимурбек встретился с эмиром в Шабарту, и они обсудили вопрос о дальнейшей судьбе улуса. Эмиры договорились, собрав силы, будущей весной выступить на Самарканд. Согласно договоренности, эмир Хусайн зиму проводил в Сали-сарае, а Тимурбек—в Карши. В ту зиму Тимур занимался благоустройством Карши, в частности, восстановил его крепостные стены. Весной 1366 года беки прибыли в Кан-и гиль, расположенный под Самаркандом, и остановились там. Там же состоялись их переговоры с предводителями сарбадаров. К сожалению, поверив сладким речам беков, сарбадары сами с большими подарками прибыли к бе кам, которые устроили в их честь пир и произносили в их адрес теплые слова. А на другой день утром надели им на руки наручники, а на ноги — кандалы. В тот же день Абубакр Калави и Хурдак Бухари были повешены. А за Мавланазаду заступился Тимурбек и спас его.
УГЛУБЛЕНИЕ РАСПРЕЙ МЕЖДУ ЭМИРАМИ
.....Эмир Хусайн, подобно сзоему деду Казагаку, стремился к обладанию верховной властью, намереваясь занять трон Чагатайского улуса. Тимурбек же выступил против нарушения обычая, установившегося среди тюрко-монгольских народов со времен Чингизхана, и поскольку эмир Хусайн не принадлежал к «белой кости», то есть был не из рода Чингизхана, Тимур считал, что Хусайн не может быть ханом. А вот должность верховного эмира — эмир ул-умаро — со времен Чингизхана из поколения в поколение переходила к предводителям племени барласов, то есть к предкам Тимурбека. Об этом было даже письменное соглашение, заключенное между прадедом Чингизхана Тумина-ханом и первым прадедом Тимурбека Качувли-бахадуром. Во время правления Казан-хана должность верховного эмира была силой при-своена дедом эмира Хусайна эмиром Казаганом. По этой причине между беками Тимурбеком и Хусайном возник разлад. Короче говоря, после «битвы в грязи» и без того холодные отношения между ними постепенно превратились во враждебные. Эмир Хусайн вскоре переехал из Сал-и сарая в Балх и принялся за укрепление стен и сооружений его крепости. Так обе стороны стали готовиться к большой и решающей войне......Превратив Балх в мощную крепость, эмир Хусайн. собирал войска в Балх из Кундуза и Бадахшана. Его «летучие» отряды часто, переправившись на правый берег Амударьи, совершали набеги на Термез и окрестные селения. Временами они добирались до Железных ворот и подвергали грабежу большие и малые селения области Чаганиан.
..Но эмир Хусайн не ограничился этим. Он решил полностью разделаться с Тимурбеком. Чтобы осуществить свой коварный замысел, он предложил Тимурбеку встретиться в ущелье Чакчак для обновления договора, укрепления дружеских связей. В доказательство бескорыстности своих намерений обещал даже дать клятву на Коране. Тимурбек, согласно договоренности, поехал а ущелье Чакчак, по на всякий случаи взял с собой двести джигитов. Эмир Xyca йн же, нарушив условия встречи, в Тапги-чакчак прибыл с тысячью хорошо вооруженных воинов. Поэтому встреча так и не состоялась. Лмир Тимур со своими джигитами возвратился в Карши. Великим полководец об этом случае вспоминает так: «Я послал эмиру Хусайну письмо с тюркским бейтом такого содержания:
Кто обмануть меня намерен,
Сам ляжет в землю, я уверен.
Коварство проявив свое,
Он сам погибнет от него.
.....Когда мое письмо дошло до эмира Хусайна, он был крайне смущен и просил прощения, но во второй раз я ему не поверил».
.....Тимурбек решил опередить противника и, пока тот не начал переправу, он, собрав все свои силы, в спешном порядке начал поход к берегу Амударьи. Передовыми частями его войск командовали Суюргатмиш-оглан, Али Муайяд и Хусапн барлас. Когда войска подошли к селению Бийа, расположенному на удалении примерно трех фарсахов* от Термеза, саййнд** Барака, предводитель Андхудских саййндов, выехал навстречу Тимурбеку и вручил ему литавры и знамя—символы верховной власти.
На пути Тимурбека к Балху к нему прибывали все новые и новые силы. Перед переправой Убадж (Айвадж) к победоносному войску присоединились прибывший из Каркары Джаку барлас со своим войском и эмир Кай-хусрав из Хутталана. А на другом берегу реки со своими войсками к Тимурбеку пришли эмир Зинда Чашм из Ши-биргана, хазарийцы из Хульма и шах Бадахшана Му-хаммад-шах. Так силы Тимурбека значительно возросли, в то время как эмира Хусайна многие стали покидать.
.....Прежде чем приступить к осаде и штурму Балха, нужно было решить вопрос о верховном правителе улуса. Тимурбек понимал, что это имеет большое политическое значение. Поэтому, когда войско достигло местности Эли бурз, примерно в четырех фарсахах от Балха, Тимурбек, сделав остановку, созвал курултай и, по пожеланию большинства его участников, верховным правителем Чагатайского улуса — ханом — был избран Суюргатмиш-оглан.
.....К этому времени эмир Хусайн уже не был способен на борьбу с Тимурбеком в открытом сражении, а поэтому продолжал отсиживаться за прочными стенами крепости. Положение его еще более ухудшилось, когда в решающий момент большинство эмиров и чиновников отвернулось от него. После двухдневных кровопролитных осадных боев, 10 апреля 1370 года Балх сдался Тимурбеку. Эмир Хусайн был взят в плен и казнен. Таким образом, борьба за верховную власть в улусе, которая продолжалась между двумя эмирами на протяжении многих лет, завершилась победой Тимурбека.
* Фарсах — расстояние, равное примерно 7--8 км в мусульманских странах
** Сайинд—потомок пророка Мухаммада
НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ЗАКОНА
.....Прочность и могущество любого государства, мир и благополучие страны и народа связаны с устойчивостью и незыблемостью действующих в нем законов.Известно, что, как и у других народов, у узбекского народа издревле существовали законы, регламентировавшие семейные, имущественные, наследственные взаимоотношения, отношения между государством и его гражданами. На основе этих законов граждан и общество защищали правовые учреждения (судьи, государственный контроль, полиция и др.), чиновники, которых называли мухтасиб (должностное лицо, контролировавшее исполнение мусульманами шариатских норм), есаул, полицейский и другие. Как свидетельствуют исторические источники, раньше, в частности, во времена Тимура и тимуридов, существовали три категории судей: шариатский судья, руководствовавшийся в своей деятельности нормами шариата, судья ахдос (ведущий дела на основе существовавших в те времена нравов и обычаев), казн аскар (войсковой судья). Судьи в своей деятельности руководствовались не только канонами шариата и существовавшими нравами и обычаями, но и имели на руках написанные крупными мусульманскими законоведами каноны и законы.
.....Во времена Тимура и тимуридов руководствовались и специальным уложением, связанным с именем самого великого Тимура — «Уложения Тимура», где были четко изложены правила поведения членов общества и обязанности должностных лиц и правителей, правила управления государством и войсками. Точнее, «Уложения Тимура» являются ценным сводом законов об управлении государством и армией, страной и обществом.
.....Амир Тимур правильно отмечал, что «если государство не основано на религии и обычном праве, не укреплено законом и уложениями, такое царство утрачивает величие и блеск. И такое царство похоже на обнаженного человека, при виде которого каждый прячет взор, и становится оно подобно дому без крыши, без дверей, куда может зайти всякий проходимец».
Действительно, в «Уложениях» определены права и обязанности всех, начиная от падишаха до простого народа.
.....Амир Тимур четко указал долг и обязанности каждого должностного лица. Например, визири под руководством диванбеги* были ответственны за общее положение подданных и войска, за финансовое состояние страны и деятельность государственных учреждений. «Мудр тот визирь,— читаем в «Уложениях,— кто вершит дела управления, исходя из обстоятельств, терпеливо и тактично, и посредством разумных мер устанавливает порядок и дисциплину в государстве».
.....Четко определены в «Уложениях» права и обязанности эмиров, являющихся одной из опор государства. Эмиры так же, как и визири, должны быть из знатного рода, обладать такими качествами, как проницательность, храбрость, предприимчивость, осторожность и бережливость, вести дела, всесторонне продумав последствия каждого своего шага. Они должны «знать тайны ведения сражения, способы рассеивания вражеского войска, не терять присутствия духа в разгар схватки и без дрожи и колебания уметь вести войска, а при расстройстве боевого порядка, быть в состоянии без промедления восстановить порядок».
.....При назначении на должность Амир Тимур требовал от каждого преданности и верности. 315 человек, которые были рядом с ним с самого начала его карьеры и участвовали в его сражениях, он назначил на высокие должности. Сто из них были назначены десятниками, сто — сотниками, сто — тысяцкими. Из остальных пятнадцати четыре были назначены на должности главных беков, один — на должность верховного эмира, остальные — на другие высокие посты.
.....Как сказано в «Уложениях», закон для всех — как для визиря, так и для эмира, хокима* и подданных — был одинаковым. Об этом в источниках встречается достаточно много сведений. Например, за то, что управляющий западным Ираном и Азербайджаном с 1393 года эмирзаде** Мираншах целиком и полностью предался увеселениям и кутежам и запустил государственные дела, Амир Тимур снял его с должности, а находившихся рядом с ним людей подверг высшей мере наказания. Ша-рафиддин Али Язди упоминает о том, что, когда во время семилетней войны правитель области Фарс, внук его, Пирмухаммад Султан проявил медлительность, он был наказан подобным же образом. И еще. Как рассказывается в «Зафар-наме», когда при возвращении Амир Тимура с семилетней войны народ Шибиргана, преградив ему путь, пожаловался на притеснявшего свой народ местного правителя, то по приказу Тимура этот хоким был повешен за ноги. Приведенные ниже сведения из «Уложения» также подтверждают эту мысль: «Если визири финансов, являющиеся казначеями страны, совершили финансовые злоупотребления и присвоили себе [часть состояния, казны], необходимо это проверить: если присвоенная сумма соответствует сумме положенного ему улуфа [зарплаты], пусть упомянутая сумма будет отдана ему как дар. Если же присвоенная им сумма в два раза больше его жалованья, то лишнее следует удержать из его жалованья. Если же она превышает их жалованье в три раза, отобрать все в пользу казны».
.....Вместе с этим Тимур закрепил законом защиту воинов и простого народа, указав, что «...если сельские и квартальные старейшины будут причинять зло простому народу и тем самым нанесут им ущерб, следует подвергнуть их штрафу в меру причиненного ущерба и вернуть [этот штраф] пострадавшим, пока они не придут в прежнее положение.
* Диванбеги — начальник дивана — государственной концеля-рии.
* Хоким — местный правитель. ** Эмирзаде — царевич.
Если деревенский старшина или общество допустят насилие по отношению к лицам низшею сословия, то на них следует наложить штраф, соответствующий допущенному насилию. Если сборщик налогов или хоким допустят насилие и разорят народ, то они должны понести соответствующее наказание». Как известно, нарушения законов и насилие над народом чаще всего совершались военными. Амир Тимур в таких случаях наказывал и военных в соответствии с законом, где было сказано: «...если воин, превышая свои права, допустит насилие по отношению к простолюдину, следует задержать его и передать в руки притесняемого, чтобы тот сам наказал его за причиненное зло».
Тимур брал под защиту закона не только свой народ, но и, по возможности, народы завоеванных стран; старался уберечь их от пленения и разграбления.
.....Амир Тимур стремился держать общество в чистоте, а народ — в высокой нравственности. Для этого ввел специальный закон и правило: «Если кто-то сломает кому-то зубы, ослепит кого-то, порежет ухо или нос, пьет вино, совершит прелюбодеяние, того необходимо передать в руки шариатского судьи или судьи, принимающему решение по обычному праву». Важное значение имели законы, порядок и правила о нищих и нищенстве. Достойно внимания то, что в них упор делается не на силу, а наоборот, на убеждение. В «Уложениях» читаем: «...нищих надо собирать в одно место и выдавать им пищу и определить им какое-либо занятие. Все они должны быть помечены клеймом, дабы впредь не нищенствовали. Если и после того, как были мечены, будут продолжать нищенствовать, то таких следует изгнать из страны или продать в рабство. И только после этого исчезнут в стране нищие».
Тимур указывал, что преступника следует наказывать только на основе закона, тщательно проверив его вину и при показаниях четырех свидетелей. Даже если тяжкие преступления против государства совершали лица высокого происхождения, визири высокого ранга и эмиры, нельзя спешить с наказанием, а необходимо внимательно проверить их вину, советовал Амир Тимур. Нерушимость закона, порядка и правил во многом зависит от понимания их всем народом, от его отношения к ним. Для этого и необходимо было распространять среди народа знания, особенно широко разъяснять принципы шариата и основы религии ислам. Государство Тимура и тимуридов этому уделяло большое внимание. «Чтобы правоверных мусульман обучали вопросам религии и установлениям шариата и ислама, давали уроки по тафсиру*, хадису**, фикху***, в каждый город я назначал улемов**** и мударрисов*****»,—говорил Амир Тимур.
Из приведенных выше сведений ясно, что Амир Тимур создал для своего времени централизованное, управляемое на основе законов, могучее феодальное государство. Это государство, знали и признавали во всем мире.
*Тафсир — толкование священного Корана, хадисов.
** Хадис — сборник преданий об образе жизни пророка Мухам-мадч.
*** Фикх — мусульманское законоведение.
**** Улем — ученый.
***** Мударрис— преподаватель медресе.
БОРЬБА ЗА ЕДИНСТВО ЧАГАТАЙСКОГО УЛУСА
.....На курултае 1370 года Самарканд был объявлен столицей государства и царства. Хотя и был положен конец продолжавшимся продолжительное время феодальным войнам, предстояло еще много дел: необходимо было восстановить разрушенные вследствие войн города, оживить земледелие, наладить ремесло и торговлю. Что особенно важно, относящиеся к улусу Чагатая Шибирган и Хорезм до сих пор отказывались признавать правительство Суюргатмиш-хана и Амира Тимура. По-прежнему было неспокойно на восточных и северных рубежах страны. Моголпстан и Белая орда постоянно угрожали Сай-раму, Туркестану и Восточной Фергане, часто нарушали границы, грабили мирное население. После того, как Урус-хан, захватив Сыгняк, перепел туда столицу Белой орды, города и селения Отрара, Ясен (Туркестан), Сайрама и Мавераннахра, расположенные вблизи границ, оказались в еще большей опасности. Не разрешив эти трудности, невозможно было защитить только что обретенную свободу, независимость и новое государство. Поэтому Амир Тимур считал решение этих проблем неотложной и важной задачей нового государства..Шибнрган и Зинда Чашм были подчинены в тот же год. Билх и Ташкент также признали власть Амира Тимура. Однако Хорезм продолжал проявлять непокорность. Мало того, его правители, полагаясь на поддержку правителей Дашт-и кипчака, заняли враждебную позицию по отношению к Чагатайскому улусу.
.....Как известно, в 60-х годах XIV века потомки влиятельного золотоордынского эмира Нангадая (убит п 1361 году в Сарай Берне), воспользовавшись нестабильностью Золотой орды и Чагатайского улуса, подчинили себе Хорезм. Лмир Тимур пытался разрешить вопрос мирными средствами и поэтому послал в Гурганж посольство во главе с Алафа-тавачи*. В послании правителю Хорезма Хусайну-суфи Тимур требовал лишь од ного — вернуть принадлежавшую ранее Чагатайскому улусу юго-восточную часть страны. В послании, в част-иости, было сказано: «Кят с Хнваком относятся к Чагатайскому улусу, по несколько лет тому назад, посчитай их спорными, хорезмнйцы заняли их. Теперь же эти города со всеми относящимися к ним областями вам придется возвратить слугам нашего государства». Хусайн-суфи был человеком гордым и держался высокомерно. Он не внял словам Амира Тимура. В ответном послании он писал: «Эту область я подчинил себе мечом, и поэтому можно будет вернуть ее только таким же путем»- Это был открытый вызов к войне. Однако Тимур проя вил присущую ему выдержку и еще раз направил и Хорезм посольство во главе с шайхулиеламом** моджа Джалилиддином Кеши. Однако и на этот раз Хусайн-суфи отверг его предложение, более того, посадил пол, аресг посла. Это явилось причиной начала войны между двумя странами. Амир Тимур пять раз совершал поход на Хорезм.
.....Первый поход он предпринял в июле 1371 года, В результате был взяг город Кят, была осаждена столица Хорезма Гурганж. В это время Хусайн-суфи умер. Его брат и наследник Юсуф-суфи направил к Амиру Тимуру посла с просьбой о мире. Тимур согласился с его предложением. Стороны договорились об установлении дружеских и даже родственных отношений. Юсуф-суфи выдал за Джахангира, старшего сына Тимура Ширии-беку, дочь своего племянника Адака-суфи.
.....Однако, спустя некоторое время отношения между ними, Тимуром и Хорезмом, ухудшились. Дело в том, что Султан Махмуд, сын служившего у Амир Тимура Кайхусрава Хутталани, Абу Исхак, сын Хизра Ясавури и Махмуд-шах Бухари, сбежав в Хорезм, начали подстрекать Юсуф-суфи против Амнр Тимура. Вместо того, чтобы арестовать эмиров-провокаторов, Хорезм-шах принял их под свою защиту. Это обстоятельство явилось причиной второго похода Тимура на Хорезм весной 1373 года. Но поход был прерван в Бухаре. Сюда к Тимуру прибыл посол Юсуфа-суфи и при посредничестве великих эмиров, выразил, Тимурбеку извинения своего господина и просил мира.
Начатый в июле 1375 года третий поход на Хорезм также не был доведен до копна. Причиной тому явился поднятый эмирами Сарбугой и Али-шахом мятеж в Ма-вераннахре. Поход был приостановлен недалеко от Кята, возле местечка Хаи-минар, расположенного на берегу Джайхуна.
.....Четвертый поход па Хорезм состоялся в январе —феврале 1379 года. Причиной его было то, чти Юсуф-суфи, заключив союз с ханом Золотой орды Тохтамышем, с его помощью несколько раз совершал набеги и грабил районы Каракуля и Бухары, находящиеся под властью государства Тимура. Тем не менее, и этот поход завершился заключением мира.
.....Через определенное время Юсуф-суфи вновь захватил юго-восточную часть Хорезма с городами Кят и Хивак, что явилось причиной питого похода, начатого Амир Тимуром в 1388 году, который завершился покорением Хорезма.
Тимур в течение многих лет вел борьбу с властителями Моголислана и улуса Джучи. Целью этой борьбы, если говорить об улусе Джучи, была, во-первых, защита северных рубежей страны от непрекращающихся набегов кочевников Дашт-и кипчака, и, во-вторых, установление политического влияния государства тимуридов в восточной части этого улуса, известной в истории под названием Белая орда. По отношению к Моголистану политика Тимура была несколько иной. Кроме обуздания грабительских походов монгольских кочевников на Фергану, Сайрам и Ташкент, Тимур ставил перед собой другую, более важную цель.
* Тавачи — должностное лицо, отвечающее в основном за сбор и размещение войск, квартирмейстер. ** Шайхулислам — глава мусульманской общины.
.....Как известно, Моголистан и Мавераннахр раньше были Одним государством — Чагатайским улусом. В 1251 году каан Мункэ и Батый-хан договорившись, разделили эту страну на две части. Однако это разделение нанесло большой урон этим двум государствам, особенно Мавераннахру и его народам. Только благодаря стараниям Тимура к 1370 году был положен конец царившей в Мавераннахре феодальной раздробленности, тогда как в Моголнстане эта раздробленность еще сохранялась. Моголистан распался на мелкие части: над его восточной частью установил свое господство влиятельный дуглатский эмир Камариддин, в Семиречье и у реки Чу-Анка-тюра, у берегов Иссык-куля обосновался Мир Каримберди, в остальных частях — эмир Хаджибек, и они объявили себя самодержавными правителями. Внутри страны усилились межплеменные раздоры и грабежи. Среди моголистапских феодалов самым сильным и опасным был эмир Камариддин. Он в свое время (в 1367 году) поднял мятеж против Ильясходжа-хана, организовал набеш па Алмалык и Бишбалык. В 1369 году, умертвив Ильясходжа-хана, Камариддин объявил себя ханом Моголистана.
Эмир Камариддин не удовлетворился захватом власти б Моголистане и решил подчинить себе все земли, расположенные вокруг Мавераннахра, и в конечном итоге восстановить единство Чагатайского государства.
.....Точно такие же цели — объединить эти две, долгое время враждовавшие между собой страны и создать условия для экономического и политического развития централыюазиатского региона — преследовал и Тимур.
Частые грабительские набеги на Сайрам, Ташкент, Туркестан и Фергану, совершаемые упомянутыми выше моголистанскими феодалами, в конце концов привели к большой войне между Мавераннахром и Моголистаном. Особенно большие беды принесли местным жителям набеги Камариддина в 1370—71 годах и зимой 1376 года на Ташкент и Андижан. Во время вторжения в 1376 году Камариддин захватил больше половины Ферганы. Наместник Ферганы Умар Шайх-мирза бежал тогда в окрестные горы.
Не покончив с Камариддином и другими мятежными правителями Моголистана и не объединив эти две части улуса, невозможно было положить конец этим грабительским набегам. Вот почему сразу же после прихода к власти Тимур главной своей целью поставил решить вопрос с Моголистаном и, особенно, с эмиром Камариддином. В течение двадцати лет (1371 —1390 гг.) он семь раз совершал походы на Моголистан и в последнем ( 1390 г .) одержал победу над Камариддином и Анка-тюрой. На этот раз Тимур на севере достиг Ардыша (Иртыша), на востоке — Алакула, Эмила и ставки монгольских ханов Балиг юлдуза. Но завоевать большую часть страны, то есть земли восточнее гор Тангри-тага (Тяныианя) и Кашгара, он не смог. Анка-тюре и Камариддин потерпели пэражение, но спаслись, уцелели. После этого, через некоторое время эмир Камариддин заболел водянкой и умер. Независимость Моголистана после Камариддина сумели сохранить Хизр-ходжа-оглан и эмир Худайдад. Таким образом, восстановить Чагатайский улус как единое государство не удалось ни Камариддину, ни Амиру Тимуру. Но важно, что между двумя странами были установлены мир, спокойствие и добрососедские отношения.
БОРЬБА С УЛУСОМ ДЖУЧИ
.....До 1377 года улус Джучи также был разделен на два независимых государства — Белую орду и Золотую орду. Золотая орда (со столицей Сарай Берке) составляла правый фланг улуса, и в ее состав входили северо-западная часть Хорезма, северный Кавказ, Булгар (Волжско-Камское княжество), Западная Сибирь и Крым. А Белая орда (со столицей Сыгнак) составляла левый фланг улуса Джучи, и в ее состав входили земли нижнего течения Сырдарьи от Янгикента до Сабрана, а также расположенные на берегах Сырдарьи степи от Улу-тау (Великая гора) до Сенгир-ягача и земли от Каратала до Сибири. В 70-е годы XIV века хан Белой орды Урус-хан (1361—1375) пытался объединить две части улуса Джучи и восстановить его былую честь и славу. Но усилившаяся борьба между самими джучидами и феодалами Дашт-и кипчака не позволила ему осуществить эту цель. Следует отметить, что объединения двух этих улусов не желал и Амир Тимур. Если бы улус Джучи стал единым, как во времена Батый-хана, Берка-хана и Узбек-хана, то трудно было бы сохранить свободу и независимость Мавераннахра. Вот почему Тимур, как только пришел к власти, с первых же дней начал борьбу против объединения этих двух улусов. Он сделал все, что мог, чтобы на трон Белой орды посадить своего человека. Прежде всего он стал вмешиваться в усилившуюся межфеодальную борьбу в Белой орде, всячески поддерживал Тохтамыш-оглана, отец которого был убит Урус-ханом. Он несколько раз брал его под свою защиту, проявлял к нему заботу и внимание. В конце концов, с помощью Амир .....Тимура Тохтамыш занял трон Белой орды.Амир Тимур обрадовался этому событию, так как надеялся, что впредь Тохтамыш поведет дело, советуясь с ним, будет проводить его политику. Но случилось не так, как ожидал Тимур. Тохтамыш-оглан вскоре забыл своего благодетеля, его гостеприимство и доверие. А когда захватил и Золотую орду, то стал вести по отношению к государству Тимура враждебную политику.
.....Амир Тимур трижды совершал военные походы против Тохтамыша (в 1389, 1391 и 1395 годы). При этом, однако, он не стремился установить свое господство над улусом Джучи. Ведя эти войны, он преследовал лишь одну цель—сломить военно-политическую мощь Золотой орды и тем самым обеспечить безопасность стран, подвластных его государству. Если бы Тимур стремился к установлению своего господства над улусом Джучи, то в 1395 году после полного разгрома Тохтамыша, когда такие города, как Сарай Берке, Хадж-тархан (Астрахань), Сарайчик лежали у его ног, такую богатую добычу он не стал бы дарить сыну Урусхана Койричак-оглану.
Кратко остановимся на причинах и итогах этих трех походов Тимура на Золотую орду.
В конце 790 года хиджры (1 декабря 1388 года по христианскому летоисчислению) Тохтамыш-хан направил на Мавераннахр многочисленное войско под предводительством Ильпигмыш-оглана. Даштикыпчакцы,не встретив никакого сопротивления, преодолели Сырдарью в местечке Аччик близ Дизака (Джизака) и там же разбили лагерь. Несмотря на лютый мороз, Тимур, собрав все имеющиеся при себе силы, двинулся к Диза-ку. Когда он подошел к Ходженту, к отцу со своими войсками присоединился эмирзаде Умар Шайх, прибывший из Андижана. Короче говоря армия Тимура, окружив войска Ильпигмыш-оглана в Аччике, нанесла им поражение. Тимур, проведя остальную часть зимы в районе Икара, в начале марта 1389 года продолжил поход против Тохтамышхана. Тохтамыш же, избежав открытого сражения, отступил вглубь Дашт-и кипчака. Войска ти-муридов, нанося удар за ударом, преследовали Тохтамышхана до Авранг чакала и Ал-тамга. Но так как в это самое время моголистанские войска стали накапливаться у границ Мавераннахра, поход был приостановлен.
.....Поход против улуса Джучи был продолжен через два года, в 1391 году. К нему Тимур подготовился хорошо: осенью 1390 года Тимурбек ставку свою перенес в Чиназ и по всей стране объявил мобилизацию, а весной 1391 года начал большой поход против Тохтамыша. Этот поход Тимура длился шесть месяцев и завершился разгромом войск Тохтамыша 18 июня 1391 г . в местечке Кун-дузча (Кундурча), расположенном между Самарой и Чистополем.
.....С оставшимися в живых людьми Тохтамыш спасся бегством. Но через некоторое время ему удалось восстановить былое могущество Золотой орды. Что важно, он не отказался от намерения продолжить борьбу против Тимура. В 1394 году он начал большое наступление против Азербайджана и даже захватил Ширван и другие города Азербайджана. В том же году Тохтамыш на' рубежах Азербайджана сосредоточил большое войско. Он заключил против Тимура союз с мамлюками Египта. Тимур направил против него войска, но Тохтамыш и на этот раз, не осмелившись вступить в открытую схватку, отступил в Дашт-и кипчак.
.....«Отныне Тохтамышу нельзя верить!»—сделал вывод Тимур и 28 февраля 1395 года начал войну против него. Войска обеих сторон столкнулись на берегу реки Терек. Эта война также завершилась победой Тимура. Тохтамыш бежал в Булгар. Эта победа Тимуром была одержана благодаря применению им в бою новой тактики.
В ответ на то, что в свое время, воспользовавшись отсутствием Амир Тимура, Тохтамыш разграбил и разрушил многие города и селения Мавераннахра, предал огню даже одну из резиденций Чагатайских ханов Занд-жир-сарай, Тимур также подверг грабежу обе части улуса Джучи — области, находящиеся по двум сторонам Итиля (Волги), затем приказал сжечь Сарай Берке. После этого пригласив к себе Куйричок-оглана, у переправы Таратур пожаловал ему весь улус Джучи.
.....Тогда Амир Тимур по всей России искал Тохтамышхана, побывал в Рязанской области, взял город Елец, затем направился в сторону Москвы, но не стал брать ее и с берегов Оки повернул обратно. В этой войне был нанесен немалый ущерб землям Азака, Кубани и Черкесии.
ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ В ДРУГИЕ СТРАНЫ, ИХ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
.....В период с 1381 по 1404 годы Амир Тимур несколько раз совершал походы на Иран, Азербайджан, Ирак, Сирию и Индию, а также в края грузин и другие земли Кавказа. Если подойти к оценке его с позиций законов общественно-экономического развития и идеологии того времени, то можно увидеть, что для этого существовали объективные причины.
.....Во-первых, все падишахи, ханы и императоры являлись выходцами из господствующего класса. А раз так, то они следовали указаниям этого класса, обязаны были служить его целям и интересам. В противном случае их не стали бы держать у власти, свергли бы с престола. И этот господствующий класс одобрял тех падишахов, ханов и императоров, которые постоянно вели большие войны, покоряли все новые и новые страны, ибо твлько таким путем они могли расширять свои владения, обретать богатую добычу.
...Во-вторых, в те времена расширять свои владения считалось у правителей престижным, богатырским образом жизни, т.е. рыцарством. Если мысленно окинуть взором историю, то увидим, что не только Тимур, но и многие великие властители, такие как Дарий, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Чингизхан, придерживались этого пути. Если посмотреть поближе, то и Наполеон Бонапарт, Петр I и последующие русские цари шли этим же путем. Не зря было сказано, что «Цари— тень Бога на земле!» Однако такие завоеватели, как Дарий I , Александр Македонский, Чингизхан и Амир Тимур считали, что «раз на свете один Бог, то и являющийся его тенью на обитаемой части земли должен быть один царь». «Я сказал себе, — говорил Амир Тимур, — что Бог один, и у него нет товарища! А раз так, то и властелин должен быть один. Один падишах!» И как раз в это время ко мне вошел Баба Али-шах и сказал: «Эй, Тимур! Всевышний указал, что если на земле и небе будет два бога, разрушится мир!». Я последовал его словам. Стал гадать на священном Коране и мне попались такие стихи: «Инна жаалнака халифатан фи-л-арз», что означает: «Мы назначаем тебя халифом на земле».
.....В-третьих, Амир Тимур во всех своих делах строго придерживался указаний священного Корана и канонов ислама. Действуя в соответствии с канонами религии ислам, он вел страну и народ по истинному пути ислама и шариата. В «Уложениях» читаем: «Всякое государство, ввергнутое в пучины зла, гнета и разброда, должно стать мишенью для похода справедливого падишаха, ведомого намерением восстановить истину и искоренить зло. Сам Всевышний поможет ему освободить эти страны из-под гнета тирана и несомненно передаст ему бразды правления... Государство, где ослаблены устои шариата и не почитают святынь и притесняют избранных Всевышним творцом людей истинного Султана, должно побудить того, кто вознамерился быть ревнителем веры и шариата Мухаммада, да благословит его Аллах и подвигнет его на вторжение в пределы такого государства в роли освободителя и посланника Аллаха». Такого принципа придерживался не только Тимур, но и все верховные правители.
Короче говоря, завоевательские тенденции стали законом для правителей тех времен. Но эти цели осуществлялись под лозунгами очищения их от безнравственности, за чистоту Ислама, освобождения народов из-под гнета правителей — тиранов. А когда страна была уже завоевана, к этим задачам прибавлялись еще и распространение Ислама среди местного населения, и укрепление законов Шариата.
.....Первый поход Тимура для покорения других стран был осуществлен в 1381 году, и был направлен против правителя Герата Малика Гиясиддина Пир Али II (1370—1381). Дело в том, что Герат и Хорасан имели военно-стратегическое значение — они являлись как бы мостом для наступления на Иран, Ирак, Сирию и другие страны. Тимур хотел этот вопрос решить мирным путем и с этой целью направил в Герат эмира ходжи Сайфид-дина с вриглашением правителя Герата на курултай. Однако правитель Герата на курултай не явился, посла же Тимура задержал. Это было открытым вызовом, к войне. В ответ на это в апреле 1380 года Амир Тимур направил на левый берег Амударьи десять полков под предводительством эмирзаде Пирмухаммада Джа хангира. Царевич овладел тогда областями Балх, Ши-бирган и Бадхиз. В феврале 1381 года сам Тимур с осног.-ными силами начал наступление на Хорасан. Серакс, Джами, Каусия и другие города сдались ему без боя, а Герат был взят после пятидневных осадных боев. Тогда же были заняты города Туе и Келат.
.....В 783 году хиджры ( 1381 г .) помимо Келата, Амир Тимур овладел Туршизом и Сабзеваром. В 785 году хиджры ( 1383 г .) он повел войска на Сеистан и подчинил его укрепленные крепости Зирех, Заве, Фарах и Буст. Через год он начал поход на Астрабад и Азербайджан и овладел городами Амуль, Сари, Султания и Теб-риз. Таким образом, за период с 1381 по 1384 гг. Тимур сумел покорить большую часть Ирана.
После этого Тимур три раза совершал крупные походы на Иран, Азербайджан, Ирак и Сирию. Эти походы известны в истории под названием трехлетней, пятилетней и семилетней войны.
.....В период трехлетнего военного похода (1386—1388) были покорены Азербайджан и Фарс. Войска Тимура овладели тогда землями, подвластными Кара Юсуф туркмену, т.е. южным Азербайджаном и северной частью Ирака, Грузией, Арменией и землями в окрестностях озера Ван.
.....В период с 1392 по 1396 гг. (во время пятилетней войны) был организован военный поход против Ирана, Азербайджана и персидской части Ирака. Причиной этому явились волнения в Мазандаране, Фарсе и Луристане, а также враждебные действия правителей этих областей по отношению к Тимуру. Важным итогом пятилетней войны явилось то, что были уничтожены династии Му-заффаридов и Джалаиридов.
Честно говоря, начинать военный поход против Индии не было необходимости. Согласно словам Гиясид-дина Али, автора «Дневника похода Тимура в Индию», написанного в период 1399—1403 годов, причиной этой войны явилось то, что из-за беспечности правителя Индии был нанесен ущерб основам ислама и шариата, в стране активизировалась деятельность неверных (геб-ров) и врагов ислама. Индийский поход продолжался одиннадцать месяцев — с мая 1398 года по 3 марта 1399 года. Войска тимуридов вернулись из Индии с большой добычей. Среди трофеев было 120 боевых сло-ноз. Часть из них Тимур оставил в распоряжении вой ска, остальные были использованы на строительных работах, проводимых в Самарканде и Шахрисабзе.
.....Семилетняя война (1399—1404 годы) явилась самой крупной войной, которую вел Амир Тимур. В результате ее были покорены такие крупные сирийские города, как Халаб (Алеппо), Кумис, Баалбек, Дамаск и уезд Убу-листон арабской части Ирака, а также Багдад и большая часть Турции. Тогда же было осуществлено вторжение войск Тимура в Грузию.
.....В ходе семилетней войны Тимур одержал победы не только над Турцией, но и над одним из крупных полководцев мира того времени султаном Баязидом Йилдири-мом I (1389—1402). Решающее сражение между двумя крупными полководцами произошло 20 июля 1402 года под Анкарой в районе Чибукабад. В «Зафар-наме» подробно излагается ход этого сражения: перевес находился то на стороне Баязида Йилдирима, то на стороне Амира Тимура. Однако судьбу сражения решила тактика, примененная Тимурбеком в самые тяжелые моменты схватки: введя в заблуждение противника, Тимур нанес неожиданный удар там, где тот меньше всего его ожидал. Проиграв сражение, Баязид вынужден был отступить, но спастись бегством ему не удалось. Джигиты Султан Махмуд-хана захватили его в плен и привели в ставку Амира Тимура. Великий полководец принял Баязид-хана с соответствующими почестями и уважением, предложил сесть рядом с собой, набросил на его плечи шитый золотом халат, преподнес подарки и отпустил его на свободу. Баязид уехал тогда в город Ак-шахар и скончался там 9 марта 1403 года. Узнав об этом, Тимур сразу же поехал в Ак-шахар, чтобы выразить свое соболезнование. После чего проявил внимание и уважение к его детям и родственникам и преподнес им драгоценные подарки. Среди всех сыновей Йилдирима он особенно выделил Мусу и, одарив его дорогими подарками, вверил ему судьбу турецкого государства. Тогда же по предложению Амира Тимура тело Баязида Йилдирима из кладбища шайха Махмуд Хайрана в Ак-шахаре было перевезено в город Бурса и предано земле в гробнице, которая была возведена самим Баязидом при жизни.
Возвратившись в Самарканд ( 1404 г .), Тимур приступил к осуществлению давней своей мечты — начал подготовку к большому походу на Китай. Дело в том, что китайские императоры все еще предъявляли к Мавераннахру и Туркестану территориальные притязания, требовали ежегодную дань. Вот почему Тимур уже давно намеревался окончательно решить этот вопрос. С собранной со всех областей и краев двухсоттысячной армией 27 ноября 1404 года он вышел в путь. Однако военный поход на Китай не был осуществлен из-за смерти Тимура 18 февраля 1405 года.
Войны Тимура, как и войны, которые вели другие феодальные властители, нанесли народам покоренных стран немалый ущерб. Тимур и его эмиры возвращались из других стран с большой добычей. Вместе с трофеями привозили в Самарканд, Шахрисабз, Бухару видных ученых, искусных мастеров, музыкантов и др. Но Тимур отличался от других завоевателей тем, что приобретенные богатства тратил на благоустройство городов и селений. Крупный русский историк А. Ю. Якубовский сопоставляет Тимура с другим завоевателехМ — Махмудом Газневи (998—1030). Огромные богатства, которые проходили в качестве добычи через руки Махмуда, не способствовали подъему уровня жизни Газневидского государства, иное дело — Тимур. Он, как хороший, расчетливый хозяин, все имеющиеся ценности стягивал в Маве-раннахр, в центр своего обширного царства, которое он один держал в руках. Сюда свозил он не только разнообразные материальные ценности, ко, в еще большей степени специалистов-ремесленников, художников, архитекторов, ученых — и не потому, что Маверан-нахр был беден этими специалистами, а полагая, что чем больше будет приток культурных сил, тем богаче станут ремесла, тем больше расцветут культура и наука. Он не только благоустраивал города Маверан-нахра и Туркестана, но заново отстроил многие города покоренных стран. Он восстановил, например, города Багдад, Дербенд, Байлакан, разрушенные на дорогах крепости, стоянки, мосты, оросительные системы. Короче говоря, стремясь оставить о себе память, в каждом большом городе он возводил одно-два величественных здания. Что особенно важно, он положил конец феодальной раздробленности и анархии в Иране, Азербайджане и Ираке, восстановил древние торговые пути, связывающие Восток с Западом. Это, в свою очередь, позволило восстановить странам экономические, торговые и культурные связи, нарушенные в результате феодальных войн. Тем самым он внес большой вклад в экономическое и культурное развитие не только Мавераннахра, но и стран Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, делу взаимного сближения народов этих стран.
АМИР ТИМУР-ПОКРОВИТЕЛЬ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
.....Амир Тимур внес большой вклад в восстановление народного хозяйства, в перестройку городов и благоустройство страны, пришедших в упадок в результате многолетней феодальной раздробленности и междоусобных войн. Известно, что очень многие города Мавераннахра, разрушенные после нашествия Чингизхана, лежали в развалинах или были в полуразрушенном состоянии......В 1371—72 годах были восстановлены разрушенная крепость Самарканда и его стены, Шахристан и его шесть ворот (Шахзаде, Аханин, Феруза, Сузангаран, Кариз-гах, Чорсу). По приказу Тимура в арке Самарканда были построены два больших четырехэтажных здания: Кок-сарай и Бустон-сарай. В Кок-сарае были расположены государственная казна, мастерские, тюрьма, а Бустон-сарай был главной резиденцией падишаха. При Тимуре заново были построены городские улицы, благоустроены базары. Как пишет Клавихо: «В Самарканде ежегодно продаются товары, привезенные из Китая, Индии, Татарстана (Дашт-и кипчака — Б. А.) и других мест, а также из самого богатого царства Самарканда. Так как в городе не было специальных рядов, где бы удобно было торговать, Тимурбек приказал проложить через город улицу, по обеим сторонам которой были бы лавки и палатки для продажи товаров».
.....Особое внимание Амир Тимур уделил благоустройству священных для каждого мусульманина мест. Одним из таких мест был Шахи-Зинда, мавзолей, где во времена Тимура были похороненыУлджа-айим.Туглук текин, старшая сестра его Кутлуг Туркан-ага и его младшая сестра Ширин-бека, над могилами которых были возведены гробницы. Известно и то, что по указанию старшей жены Амира Тимура Туман-ага в Шахи-Зинда был построен ряд зданий: мечеть, обитель дервишей, усыпальница и Чартаг, а в Чорсу Самарканда — крытый торговый ряд. Знаменитый Рухабад (усыпальница Бурханид-дина Согарджи), гробница Шайх ходжа Нуриддина Басира, известная под названием Кутби чахардахум, фамильный склеп Гур-Эмир также были возведены во времена Тимура.
.....Благодаря стараниям Тимура в Самарканде было возведено немало общественных зданий: мечетей, медресе, обителей дервишей, караван-сараев, бань. В их число входит построенное в конце XIV — начале XV века медресе Биби-ханум (1399—1404 гг.).
.....В окрестностях Самарканда Тимуром были построены новые городки. Городки назывались Миср (Египет), Дамаск, Багдад, Шираз и Султания. В этом заключался глубокий смысл и политический расчет. Этим Тимур хотел сказать, что Самарканд и его государство — это центр мира, а остальные столицы являются вращающимися вокруг него спутниками. В течение 1378—1404 годов Тимур создал в Самарканде и вокруг него замечательные загородные сады: Баг-и бихншт, Баг-и дилкуша, Баг-и шамал, Баг-и булди, Баг-и нав, Баг-и джаханнума, Баг-и тахти карача и Баг-и давлатабад. Посреди них были возведены роскошные дворцы, а перед ними — фонтаны и разбиты цветники. Построенные Тимуром и тимури-дами усадьбы были красивыми и величественными. Дворцы, как правило, были двухэтажными с мраморными колоннами, наружные стены были украшены разноцветными изразцами, а внутренние — прекрасными пейзажами и рисунками. Ибн Арабшах свидетельствует: «На них (стенах дворцов) были изображены его собрания, нарисованы портреты его в разных позах... в сражениях, картины, где он изображен на официальных торжествах, на совещаниях с царями, эмирами, саййидами, улемами и с великими людьми, на некоторых же султаны стоят перед ним скрестив руки; есть картины, отображающие пиршества».
.....В общем Самарканд во времена Тимура превратился в зажиточный и красивый город. Если сказать словами историка Хафизи Абру, то «возведенный раньше из глины Самарканд [Тимур] перестроил, возведя здания из камня».
.....Благоустроил Амир Тимур и родной город Шахри-сабз. Он восстановил разрушенные городские стены, оборонительные сооружения, гробницы святых, возвел величественные дворцы, мечети, медресе, усыпальницы, построил базары и бани. Аксарай, построенный за период с 1380 по 1404 годы, и возведенный в 1380 году фамильный склеп — здание Дар ус-саадат сохранились и до наших дней.
.....Амир Тимур благоустроил и города Ясси (нынешний Туркестан) и Бухару. В 1398 году по его указанию было построено над могилой великого отца всех тюрков и поэта ходжа Ахмада Яссави величественное здание — мавзолей с двумя куполами. В 1388 году он восстановил разрушенный в период нашествия Чингизхана город Бена-кет, который известен под названием Шахрухия (назван так самим Тимуром в честь своего младшего сына Шахруха).
.....Благодаря поддержке и стараниям Тимура з городах Мазераннахра, в частности, в Самарканде, Бухаре и Ясси, широкое развитие получило прикладное искусство. Живописные рисунки, выполненные на стенах гробницы Шнрин-бека-ага ( 1385 г .) и Туман-ага ( 1405 г .) в Шахи-Зинда, свидетельствуют о высоком искусстве маверан-нахрских мастеров кисти.
.....В XIV — XV веках в Самарканде развивалось и искусство миниатюры. Миниатюры, украшающие «Шах-наме» Абулкасыма Фирдоуси и «Антологию иранских поэтов» (конец XIV века) являются плодами высокого таланта мавераннахреких художников.
Среди самаркандских мастеров-живописцев и каллиграфов особое место занимают мастера Абдулхай, Пир Ахмад Багишамали и Ходжа Бангир Табризи.
В этот период дальнейшее развитие получило прикладное искусство и в других городах Мавераннахра. Широкой славы заслужили среднеазиатские умельцы, особенно в резьбе по дереву и камню, мастера по изготовлению предметов домашнего обихода и украшений из золота, серебра, бронзы и драгоценных камней. Об этом свидетельствуют относящиеся к гробницам ходжа Ахмада Яссави в Туркестане и в Шахи-Зинда большой чугунный котел и подсвечник, а также подсвечник из Гур-Эмира с написанным на нем именем Тимура и кольца на дверях Шахи-Зинда.
.....В эпоху Тимура получили широкое развитие наука, в частности, такие ее отрасли, как богословие, юриспруденция, математика, астрономия, медицина, история, философия, литература, музыковедение и наука о стихосложении. В «Зафарнаме» Шарафиддина Али Язди и в «Аджаиб ул-Макдур фи тарихи Тимур» («Чудеса предопределений в истории Тимура») Ибн Арабшаха приводятся краткие, но весьма ценные сведения о представителях этих наук. Это ученый-богослов Джалалиддин Ахмад ал-Хорезми, правоведы Абдумалик, Исамиддин и Шайх Шамсиддин Мухаммад Джазаири, талантливый астролог маулана Ахмад, музыковеды Абдулкадыр Ма-раги, отец и сын Сафиаддлн и Ардашер Чанги, живописцы Абдулхай Багдади и Пир Ахмад Багишамоли, философы Саъдиддин Тафтаззани и Мирсаид Шариф Джур-джани, известные историки Низамиддин Шами, Хафизи Абру... «Вот, кажется, все, кого я знал, упоминал, и имена их сохранились в моей памяти. Но тех людей, которых не знал, либо знал, но позабыл, и имена их не сохранились в памяти,— бесчисленное множество. Их просто не счесть. Короче говоря, Тимур каждого человека, который мог быть полезен, невзирая ни на что и кем бы он ни был, вез в Самарканд. В результате в Самарканде собрались представители каждой из чудесных наук и редкостных искусств...» вспоминает Ибн Арабшах.
.....Подведя итог, можно сказать, что Амир Тимур, в отличие от своих предшественников — шахов и завоевателей, неустанно заботился о тех, кто был предан науке, культуре и искусству, и покровительствовал им.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
.....О полной опасностей и душевных волнений жизни и общественно-политической деятельности Тимура можно говорить и писать очень много. То, что сказано в этой брошюре — это всего лишь капля в море.Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: