Шумеры - кто они и где они?
Шумеры - кто они и где они?
Author: Т.Таиров
Publisher: ЦентрАзия
Publication date: 22.10.2010
Format / Quality: Txt
Language: Russian
ШУМЕРЫ - КТО ОНИ И ГДЕ ОНИ?
Т.Таиров
Считается общепринятым, что государство шумеров в Месопотамии, их материальные, культурные, духовные и иные достижения заложили основы человеческой цивилизации. Это стало известным после дешифровки клинописных текстов нанесенных ими более 5 тысячи лет тому назад на глиняные таблички, обнаруженные археологами в прошлом веке. Ученые признают влияние и роль Шумера в становлении Месопотамской культуры и последующих цивилизаций на Ближнем и Среднем Востоке, Африке и Средиземноморье. В многочисленных трудах о Шумере делается вывод о том, что шумеры как народ исчез или ассимилировался после военного поражения от Аккада и соседних кочевых семитских племен, никто и не допускает и мысли о том, что шумеры могли иметь и другую историю.
Откуда шумеры пришли в Месопотамию, каково их этническое происхождение – такой же загадкой до недавнего времени оставалось происхождение этрусков. Народ, который называл себя как турша, согласно древнеегипетским источникам совершил в древности нашествие по морю в регионы Средиземного моря. (1)Современные ученые отождествляют их с этрусками и тирренами, как их называл в 5 веке до н.э. Геродот. Этрурия как государство сформировалось на территории Италии в начале или середине 2 го тысячелетия до н.э. хотя этруски могли заселить эти места и раньше, чем упоминаются в письменных источниках. Этрурия, Турин, Тоскана,Троя, Тарквиний - во всех этих словах есть отголоски турша. Между прочим турок по сей день в некоторых регионах называют турча. Еще русский ученый А.Н.Кононов и венгерский академик Ю.Немет установили, что в этимологии слова турк буква"к" имеет собирательный смысл, означает множественность. Возможно древние турки называли себя турами.
Вся территория Северной Италии до Рима на протяжении более 2000 лет управлялась этрусками и только после длительной борьбы Этрурия покорилась Риму. Постепенно этруски ассимилировались и на каком-то этапе воевали на стороне римлян. Римская империя заимствовала у этрусков институты и знаки власти. Иными словами Римский сенат был скопирован из этрусского политического наследия. Общеизвестно также, что Римская империя переняла у этрусков строительную технологию, металлургию,принципы планировки городов, театр, живопись и многие другие виды искусств (2).Символ Рима – кормящая волчица была тотемом этрусков. Это этруски основали Рим как город, который затем перешел во владения Римской империи. Бои гладиаторов римляне также переняли у этрусков.(3) Словом культурные достижения этрусков были положены в основу классического римского и, следовательно, европейского искусства. Римские консулы коллекционировали этрусские артефакты - с этого началось понятие антиквариата. Считалось, что этруски пришли откуда-то с севера, строились и продолжают строиться различные гипотезы об их прародине и этническом происхождении. Их письменность, как известно, сохранилась в немногих надгробиях и латинизированных названиях. Но попытки идентификации этрусского языка как индоевропейского или семитского не удаются. Большая группа медиков -биологов и генетиков из Туринского и других научных центров Италии во главе с профессором Альберто Пияцца, а также представитель департамента генетики Стэнфордского университета пришли к неожиданному выводу –этруски это генетические турки, то есть выходцы из Малой Азии. Митохондриальные ДНК взятые у различных жителей Тосканы, которые на протяжении поколений и по географическому названию считались связанными с этрусками сравнивались с ДНК всех жителей Европы, включая Турцию, Южной Италии, а также Ближнего Востока. Эти образцы ДНК жителей проэтруских жителей полностью совпали только с ДНК населения Турции и часть образцов совпали с данными жителей греческого острова Лемнос, что подтверждает факт сотрудничества этрусков с греками. Любопытно, что эти же ученые обнаружили полную идентичность генома быков и коров, пасущихся в Тоскане только с теми, которые находятся в Турции. Все эти данные были представлены в 2007 году Европейскому Обществу человеческой генетики. (4)Итак, анализ ДНК разгадал тайну этнического происхождения этрусков. Прав был Сенека, написавший Asia Etruscos sibi vindicat– Азия претендует на этрусское происхождение. Итак более тысячу лет до н.э. прототюрки наряду с греками, с которыми они тесно общались участвовали в зарождении Европейской культуры, что разрушает сложившиеся ране стереотипы. Следовательно, Малая Азия была заселена прототюрками еще во 2-ом тысячелетии до н.э. Если этруски генетически происходят от древнейших турок, то и этрусский язык мог быть разновидностью прототюркского.
Можно ли представить немыслимую на первый взгляд гипотезу о том, что этруски на каком-то этапе своего развития могли контактировать с выходцами из Шумера. Исследователи утверждают, что шумеры исчезли с лица земли, а часть могла ассимилироваться с семитами Аккада. (5)Не могли же десятки и сотни тысяч жителей первого универсального по выражению великого историка Арнольда Тойнби государства (6) Шумера взять и добровольно зарыться под землю? Как тысячи и тысячи землевладельцев, жрецов, металлургов, кораблестроителей, учителей, строителей, юристов, пастухов, ученых, астрологов, детей и взрослых, привыкшие видеть другие народы и страны, динамичные и энергичные люди, решиться на массовое самоуничтожение или всеобщую ассимиляцию. Шумеры, как установлено, были искусными кораблестроителями и могли плавать в водах Средиземноморья, достигая дальних земель Малой Азии и Египта .Ведь они знали себе цену, видели и очевидно понимали культурную и цивилизаторскую значимость своих материальных и духовных достижений и открытий для других народов. Нет и данных о том, что против шумеров была объявлена война на истребление, хотя неожиданное и разрушительное нашествие войск Саргона и их господство около двухсот лет, а затем новая война с кочевниками не оставили шансов для последующего самостоятельного развития Шумера как государства, о чем написано сотни работ.
Шумерам была чужда ксенофобия – они тесно общались на протяжении веков с семитами и другими племенами своего времени. Если обратиться к истории Шумера, восстановленной исследователями и археологами, то где-то в конце 3-го тысячелетия до н.э. власть шумерских царей была низвергнута внезапным и вероломным вторжением царя Саргона из Аккада, который уничтожил целый ряд шумерских городов и несколько тысяч вождей, которых называли энси. (7) Очевидно это была война за овладение культурными ценностями шумеров, их богатствами и знаниями в различных областях жизни, что было так важно для новых завоевателей. Достижения шумеров послужили основой развития Вавилона и Ассирии и всей последующей Месопотамской цивилизации. Аккадцы после вторичного падения Шумера активно перенимали культурные достижения шумеров и их письменность. Династия Саргона продержалась не более двух столетий. Племена кутиев, с которыми шумеры сталкивались и раньше, напали на Аккад и полностью разрушили его, физически уничтожив потомков Саргона и вскоре сами кутии были изгнаны возродившимися вождями и войсками Шумера. И тогда наступил настоящий золотой век Шумера, когда правили цари Гудеа, Ур-Намму и Шульга. Однако в начале 2 го тысячелетия рядом с Шумером образуются мощные кочевые племена. Постепенно амориты и другие кочевники разрушают государство Шумера.
Цивилизации Аккада и Вавилона были продолжением общей Месопотамской истории, основанной шумерами. Новые правители собирают памятники шумерской письменности и изучают их, очевидно, не без помощи носителей языка – самих шумеров и еще почти 2 тысячи лет язык шумеров и их клинопись превращаются в международный сакральный язык. Часть шумерского населения, как предполагают исследователи, ассимилировалась с аккадцами на протяжении веков и оказывала значительное влияние на развитие всей месопотамской цивилизации. Установлено, что в Аккаде продолжали изучать шумерский язык и существовали специальные школы по освоению клинописи. Сами шумеры в Аккаде могли еще долго сохранять не только письменность , но и свой разговорный язык. Многие этнические шумеры могли занимать ключевые позиции в государстве и обществе Аккада и Вавилона. Шумерской клинописью пользовались хетты, ассирийцы, армяне, иранцы и многие другие народы древности. Изучая и используя шумерскую клинопись, другие народы Ближнего и Среднего Востока воспринимают достижения шумеров и передают их дальше новым поколениям. Современный российский ученый и один из крупнейших знатоков шумерской цивилизации В.Емельянов в своем труде "Древний Шумер" подчеркивает что, "с расшифровкой древнейших шумерских письмен человечество вступало в новый, никем не предуказанный мир правдивого знания о природе и основах своего культурного развития".(11)
Но куда делись те, кто имеет отношение к созданию правдивых знаний? Гибель государства или цивилизации не означает непременную гибель и тех народов, которые создавали эту модель коллективного выживания и развития. Исчезла древняя Месопотамия, но остались семитские народы, ушла в историю Римская цивилизация, но остались итальянцы, то же самое можно сказать о греках. Создается впечатление, что среди исследователей сложился некий консенсус по поводу того, что шумеры не оставили никакого этнического следа.
Проводятся сравнения слов из шумерского словаря со словами из других языков, часто находят схожести или заимствования в древних языках. Но в целом не встречаются какие-либо попытки глубже исследовать судьбу шумеров, как говорится, нет народа – нет проблем. Однако все же есть проблема, вернее, проблемы, которых, как представляется, избегают многие авторы. В одном из шумерских текстов – Жалобы Ибби-Суэна (12) описывается весь ужас и психологический шок, обрушившийся на опустошенные войной земли. В этом тексте, между прочим отмечается, что последний царь шумеров удалился, т.е. покинул места сражения. Не могло ли так случиться, как и во всякой войне, цари проигравшей стороны и их окружение стремятся не сдаваться, а пытаются выжить бегством. Часть шумеров могла отступить в заранее намеченные места или в земли где могли существовать родственные племена или их колонии.Таким регионом могла стать Центральная Азия.
Еще в Советское время археологи находили в Туркменистане ряд артефактов аналогичных шумерским, относящихся к началу и середине 4 го тысячелетия до н.э. Ученые отмечали сходство и генетическую связь предметов, обнаруженных в результате археологических раскопок в Туркмении и Шумере в ранние периоды. А один из воинских шлемов, найденных в туркменском Кара-тепе, совпадает с шумерскими раннединастическими шлемами, в частности, со знаменитым шлемом шумерского героя Мескаламдуга (13), похищенного в первые дни войны США в Ираке. Кстати эта война и разрушения в Багдаде послужили прикрытием для разграбления знаменитого музея, где хранились предметы искусства и быта человечества, относящиеся к периоду его колыбели.Не вызывыает сомнения синхронное совпадения по времени с древним Шумером - новых археологических находок в туркменском Гунир-тепе, проведенных известным ученым Виктором Сарианиди. По данным раскопок отмечается, что в конце 3 тысячелетия, видимо в 2300-2250г.г. произошла массовая миграция населения Месопотамии на земли Туркмении и территории нынешнего Синьцзяна в Китае. В Гунир-тепе – одном из около 300 поселений Сарианиди обнаружил царский некрополь и остатки дворца - некогда монументального сооружения который занимал 25 гектаров. Здесь была обнаружена каменная цилиндрическая печать, изображающая единоборство человека со львом и вертикальная надпись, знаки которой напоминают шумерскую клинопись. Обнаруженные скульптуры несут в себе лучшие традиции шумерской пластики. Среди находок бронзовая колесница и бронзовая лопата а также цветные фрески и с изображением основного орнамента туркменского ковра.(14) Таким образом можно констатировать, что на территории Средней Азии более 4 тысяч лет тому назад уже сложилась развитая культура тюрков.
Если исходить из здравого смысла в результате карательных операций еще во времена Саргона, как установили ученые т.е.в 2316 году до н.э. могли появиться шумеры-беженцы во главе с мелкими вождями-энси. А эта датировка совпадает с датой возникновения Гунир-тепе и переселением сюда выходцев из Месопотамии. Кстати в Туркмении до 19 века ткали ковры-энси и вешали их у входа в тенты-жилища богатых и знатных людей, каковыми были вожди десятков разных племен. На энси племени сарыков есть изображение праобраза месопотамской лиры. Есть основание предпологать, что древнешумерское название вождей –энси может иметь отношение и к туркменскому энси, сохранившемся в исторической памяти как название вождей древних знатных родов. Если исходить из того, что часть шумеров возвратилась в Среднюю Азию, то их культура на протяжении веков медленно приходила в упадок, хотя они и сохраняли жизнеспособность и составили в древности тюркоговорящий субстрат в этом регионе.
Шумеры-беженцы могли легко ассимилироваться с другими народами с родственным агглютинативным языком привнеся в него как лексику шумерского, так и семитского, как результат общения с аккадцами.Часть шумеров могла переселиться и в соседние земли хеттов - в Малую Азию и слиться с предками этрусков и приобрести новую идентичность.Итальянские ученые отмечают, что в конце бронзового века из Малой Азии в Тоскану на своих кораблях и со своим крупным скотом высадились этруски, чтобы смешаться с автохтонным итальянским населением и создать новую культуру.(15) Этрурия и Троя могли состоять в генетическом родстве и позже объединенные силы греков сразились с силами азиатов - этрусков и хеттов. Ведь Троя и Трурия звучат почти одинаково без "э". Если многострадальные скитальцы из Шумера оказались в Малой Азии, то наверняка, отступая в спешке от разрушительных ударов врага, пытались прихватить с собой фамильные драгоценности. Может быть золото Тройи это и есть золото шумерских царей и энси, избежавших гибели во время нашествия амореев, разрушивших Шумер.
Есть основания утверждать, как будет установлено позже, что раннешумерский язык это и есть прототюркский, и шумеры – это древние тюрки, - такой вывод, для многих исследователей древней цивилизации окажется противоречащим установившимся стереотипам, так как они последовательно придерживаются иного взгляда на шумерскую историю.Ведь если это так, то можно будет предположить, что значительная часть населения Италии – ассимилировавшиеся этруски, т.е. древние тюрки – могут состоять в какой-то связи с шумерами.
Генетический анализ останков, которые находили и продолжают находить в Месопотамии, может ответить на многие вопросы.Что касается шумерского языка, то после дешифровке и изучения структуры языка ученые пришли к единодушному выводу, что этот язык не относится ни к индоевропейской, ни к семитской группе, а относится к семейству агглютинативных языков. Много предположений выдвигаются относительно связей агглютинативных языков с шумерским. Среди гипотез тибетский, финский японский, бирманский, турецкий и другие языки. Считается, что шумеры принадлежали к европеоидной расе. Это установлено в результате изучения останков и по скульптурным изображениям самих жителей Шумера. Среди носителей агглютинативных языков антропологически идентичными с шумерами являются венгры, финны, татары, турки, туркмены, узбеки, азербайджанцы, и часть тюрков, не относящихся к монголоидной или азиатской расе. Среди первых кто был убежден в турецкой гипотезе, был англичанин Генри Роулинсон. (16)После дешифровки трех клинописных текстов на знаменитой Бехистунской скале в Персии оказалось, что один текст это персидский, второй семитский а третий, по выражению Роулинсона мог быть скифским или туранским.Позже он окончательно остановился на турецкой версии. К середине 19 века "святая троица" дешифровщиков – Эдвард Хинкс, Генри Роулинсон и Жюль Опперт установили, что задолго до семитов в Месопотамии сложилась культура несемитского народа, который первым изобрел письменный язык-клинопись. Так произошло открытие Шумера спустя более 5 тысяч лет на основе глиняных книг, закопанных по всему Ближнему Востока. А Опперт еще в 1869 году пришел к выводу, что шумерский язык находится в тесном родстве с турецким, финским и венгерским(17).Однако в советское время сравнение шумерского и тюркского языков считалось "антинаучным и ложным", т.е. противоречащим коммунистическим установкам. Это отмечалось в учебниках для студентов факультета истории высших учебных заведений и университетов(18). Сравнение шумерского с любыми другими языками считалось вполне нормальным. Шумерский и тюркский образованы на одинаковых морфологических принципах, много общего в грамматике. Разные авторы приводят более 300 схожих и общих слов.Нами использованы английские и русские транскрипции, претерпевшие и семитское влияние. Шумеры свой язык называли эме -гир и его вариант эме –сал, причем шумерологи переводят слово эме как мать, а сал и гир как язык (19). Эме, эма, эна – различные звучания слова мать по староузбекски. Слово сал по различным источникам означает излагать или ропот. (20) По узбекски сойла – говорить. Созвучно и слово тил –язык, когда -то оно звучало как тал, талмачи - это в древности -переводчики языка. По узбекски она или эна тили означает язык матери т.е. родной язык. Слово эмгир среди узбеков одно из самых популярных в каждодневной жизни-корень эм, эмма – это и мать и грудь и сосать, а гир – редкий архаичный суффикс, очевидно и в шумерском языке слово гир означает не язык, а является суффиксом, означающим принадлежность. Слово эмгир узбеки используют чтобы кого-то пожурить - мол все еще сосет молоко матери. Эмегирами называют и тех, кому что-то удалось добиться вопреки обстоятельствам и употребляют это слово, как правило, в отношении мужчин. Эти эмгиры –свои люди, часто говорят в народе. Уместно вспомнить, для шумеров ки-эме-гир - это земля змегиров. Есть предположения, что фонетическое изменения в названии языка послужило возникновению топонима Шумер(датский шумеролог Ааге Вестенхольц). Царя Гильгамеш в раннем шумерском варианте знаменитого эпоса, как установлено, звали Бильгамеш. Шумерологи это признают, но продолжают называть эпос как и прежде. (21)Имя Бильга часто встречается среди тюрков, а двух царей тюрков в средние века звали Бильга. Слово "миш" или "меш" в узбекском означает эпос, сказание или совершенные подвиги. В этом эпосе Бильгамеш обращается к воинам Урука выбрать героя, готового вступить в единоборство с врагом. На призыв царя откликается воин по имени Бирхуртур. (22)Боходир Боходур и другие варианты этого имени, означающего герой-воин, носят и сейчас тысячи жителей Узбекистана и других соседних государств, не подозревающих об истоках имени. Отсюда и русское слово богатырь. Бирхуртур как первый гладиатор заставляет вспомнить о Римском Колизее и этрусках. Среди шумерских царей- Лугалбанд, где "лугал" переведен как великий мужчина (лу-великий, гал-мужчина 23). В узбекском огыл - это сын, мужчина, улгай это возмужать, а улуг это великий. Внук Тамерлана астроном Улугбек – великий бек.В английской Википедии размещена фраза – Для Инанны его женщины Ур-Намму построил этот дом, где дом это "эв", а "ани" переводится как он или она (24) Эв во многих тюркских языках значит дом. У великого поэта Навои писавшего на старотюркском есть известная школьникам Узбекистана фраза – демагил адами ани-ки йокдур халк гамидин гами -, что переводится как – заботы человека неразрывны от забот народа – и где "ани" как и в шумерском означает он или она. Это слово в ходу и сегодня. Причем приставка ки также используется в узбекском, как когда-то в шумерском. (25) В литературе отмечается, что основной одеждой шумеров были рубашки и туники из овечьей шерсти, причем женская туника могла доходить до колен и ниже и имела разрезы сбоку. Использовались длинные и узкие полосы войлока и лен для шитья туник. В Туркестане до 19 века шили из узких войлочных полос халаты и накидки. Суба или сипа как овечий пастух в старошумерском (26)созвучны со старотюркским и узбекским чопан или чупан, также означающих овечий пастух и халат. Среди схожих слов "бог" у шумеров –"дингир", а у тюрков тенгри это бог,вселенская судьба. У узбеков дин – это религия, между прочим, у этрусков дин означает бог. Язык этрусков это отдельная тема, на позднем периоде их истории возможно было влияние языка древних славян-венетов(27). В сотнях выражениях как например "бог знает,верю в бога,бог дал" и т.д. где бог воспринимается как бого-человек многие тюркские народы используют слова "худо, кудо, гудай" и т.д. Не может ли это быть отголоском великой веры в бога-царя Гудеа,при котором был золотой век Шумера. Есть сходства в личных местоимениях первого и третьего лица, совпадает слово мать и т.д. Можно было бы продолжить длинный список лексических и фонетических схожестей. Язык шумеров менялся на протяжении веков.Существуют старошумерский и новошумерский и соответственно им письменные памятники. Мария-Луиза Томсен, издавшая блестящую работу по грамматической структуре шумерского языка, справедливо отмечает, что вряд ли удастся восстановить разговорный шумерский или познать его орфографию в полной мере, ведь могло произойти много искажений и ошибок при переложении на аккадский на разных этапах его развития(28).Перелистывая ее книгу можно обратить внимание на шумерскую фразу "она меня родила", где слова "она" и "родила" лексически и фонетически совпадают с тюркским, особенно с узбекским(29).Однако за 6 тысяч прошедших лет язык любого народа может измениться до неузнаваемости, особенно это относится к словарному запасу и к фонетике. Все языки мира до возникновения клинописи и другой письменности оставались фонетическими языками. Придя в Междуречье шумеры смешались с населением местной культуры и сохранив основы своего языка могли вобрать много местных слов. Именно древнеаккадский язык и помог ученым в дешифровке шумерского. Конечно в древних языках много заимствований, можно предположить, что шумеры заимствовали много семитских слов, а впоследствии семитские и индоевропейские народы через изучение и использование клинописи также заимствовали шумерские слова. Тот факт, что шумерский язык не является индоевропейским или семитским откладывает определенный отпечаток на проблемы его идентификации.Существует много работ по грамматике шумерского языка, но в них авторы обычно избегают сравнений или намеков на сравнение. Для сравнений нужны не только знания того или иного языка но и более широкий системный подход и определенная научная мотивация. Россия всегда славилась учеными-тюркологами мирового уровня, вот если бы их знания приложить к разборке падежей и суффиксов шумерского и тюркского. Все же упомянутый ранее известный ученый В.Емельянов сделал небольшой шаг на пути признания сходства шумерского и тюркского. Одинаковые морфологические структуры по его мнению еще недостаточны для этого. В языковой лексике он упоминает лишь одно известное ему схожее в шумерском и тюркском- слово бог – "дингир или тэнгри"- "других похожих слов в шумерском и тюркском не имеется", пишет он(30). Однако как видно из вышеизложенного похожих и идентичных слов предостаточно. Даже в именах постшумерских месопотамских царей слышны древнетюркские звучания – имя великого и знаменитого Хаммурапи-автора древних законов-возможно может состоять из двух слов – хаммура, что означает наследство, и пи, что переводится как судья т.е. юрист по делам наследства(31). "Народы, в послешумерскую эпоху создававшие в Месопотамии свои государства, почти полностью восприняли достижения шумерской культуры – ее письменность, особенности архитектуры, систему счета, знания в области астрономии и т.д. Спустя тысячу и более лет после падения Шумера правители Месопотамии говорили о царях Шумера как о своих предшественниках."(32)
В 20 веке стали известны тексты из табличек, свидетельствовавшие о духовном влияния шумерской культуры на все последующее развитие человечества. Многие основные легенды и мифы о божественном происхождении мира, бытия и человека разработанные шумерами, легли в основу христианских мифов и сказаний. Именно из шумерских глиняных табличек попали на страницы Библии легенда о божественном рае. В Библии прямо указывается место расположения рая – Месопотамия. Еще в 1915 году Стефен Лэнгдон опубликовал работу под названием "Шумерский эпос о рае, потопе и грехопадении человека", основанный на текстах шумерских табличек. И хотя первоначально многие в Европе восприняли в штыки содержание публикации как посягательство на все святое, в последующем были опубликованы другие тексты аналогичного содержания, переведенные Т.Якобсеном, С.Крамером и другими. Этот миф известен под названием "Энки и Нинхурсаг". В этом тексте Энки, желая понять "сердце" растений, съедает их. В библейском мифе Адам и Ева вкушают запретный плод. По воле шумерской богини Энки заболевает. А в Библии по воле бога из рая будут изгнаны Адам и Ева. В шумерском мифе из ребра Энки родится богиня Нинти, что переводится с шумерского как госпожа ребро, но "ти" одновременно означает также "жизнь" т.е. имя женщины может быть переведено как "госпожа, дающая жизнь". Очевидно для шумерского бога было важно возвысить на небесный нравственный пьедестал женщину-богиню, дарующую жизнь человечеству. Но эта игра слов не запомнилась древним еврейским писцам и они взяли лишь одно значение шумерского "ти" - ребро.(33) Так родилось общеизвестное представление о создании женщины из ребра мужчины. Шумерский вариант всемирного потопа и спасительного ковчега, построенного по указанию шумерского бога Энки(34) возник за два тысячелетия до составления Библии и описан в ряде шумерских глиняных табличках. Авторитетные исследователи древнееврейской истории подтверждают, что библейский персонаж Ной ранее был шумерским персонажем(35).Потоп упоминается и в эпосе о Бильгамеше. Шумеры считали, что потоп имел место задолго до основания ими городов по прибытию в Междуречье. Эстафету цивилизации Шумера подхватили государства Месопотамии, далее государства Востока, Греции, Рима и остальной Европы. Однако такое развитие унаследованной нами общечеловеческой цивилизации как правило не находит отражение в учебниках истории. Не потому ли это происходит, что язык шумеров вопреки ожиданиям не оказался ни индоевропейским, ни семитским. Ученые Европы и США, разгадывая шумерскую клинопись, не задумывались об их этническом происхождении. Они исходили из того, что культура и достижения шумеров принадлежат всему человечеству. Правда не всегда культура одних народов через мирное сотрудничество перенималась другими народами. История полна примеров, когда завоеватели стремились не только овладеть новыми территориями, но и присваивали себе открытия и артефакты покоренных народов. Но это уже другая история.
Приведенные предположения должны и дальше изучаться специалистами. Нужны новые лингвистические исследования. Факты, изложенные выше, предполагают, что в Шумере жил народ, говоривший и писавший на прототюркском языке и создавший первую устойчивую цивилизацию более 5 тысяч лет тому назад и что этруски могли быть в родстве с шумерами.
Автор - Таир Таиров
1.А.П.Чубова, Этрусское Искусство, Москва, 1972, стр.6
2.Там же
3.Там же, стр.7 25
4.Ancient Etruscans were immigrants from Anatolia, or what is now Turkey, Physorg.com.news, june 17, 2007
5.В.Емельянов, Древний Шумер, Санкт-Петербург, 2003 стр.89
6.A.Toynbee, Study of History, Oxford Univ.Press, 1974, p.24
7.В.Емельянов, указ.соч. стр.78 М.Белицкий, Забытый мир Шумера Москва 1980 стр.137-38. Стр.29.
12.М.Белицкий, указ.соч. стр.183-85
13.Средняя Азия в древности и средневековье Москва 1977 стр.18
14.Российская Газета, Федеральный выпуск 10 июня 2009
15.The Mystery of Etruscan origins. Proceedings of the Royal Society First Cite e-publishing, 2006
16.В.Емельянов, указ.соч.стр.29
17.Samuel Noah Kramer, The Sumerians, Their History, Culture and Character, the Univercity of Chicago Press 1971, p.p. 15-21
18.В.И.Авдиев, История древнего Востока, Ленинград, 1953, стр.330
19.The Sumerian Language, Marie-Louise Thomsen, Copenhagen, 1984, p.288-89
20.С.Малов, Памятники древнетюркской письменности. АН СССР Москва, 1951 стр. 149
21.В.Афанасьева, Гильгамеш и Энкиду, Москва 1979 стр.113; The Epic of Gilgamesh, translated by Andrew George, 1999, Penguin books, Harmonsworth
22.М.Белицкий, указ.соч. стр.98
23.М.Белицкий, указ.соч. стр.120; В.Емельянов указ.соч.стр.56
24.Marie –Louise Thompson, op.cit.p.25
25.Ibid.p.21
26.Ibid.p.29
27.М.Бор, И.Томажич, У истоков европейской цивилизации, СПб, 2008
28.Ibid.p.23-24
29.Ibid. p.50
30.В.Емельянов, указ.соч.стр.29
31.Древнетюркский словарь, Ленинград, 1969, стр.638(ссылка на словарь М.Кашгарского). Известный тюрколог академик В.Жирмунский переводит слово бий из узбекского древнего эпоса Алпамыш как судья, см. Алпамыш, Ташкент, 1973, стр.353
32.М.Белицкий, указ.соч.стр.183
33.Там же, стр.226
34.Paul Johnson, A History of the Jews, London, 1987, p.9
35.Ibid. p.9
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: