Современные этнокультурные процессы в махаллях Ташкента (этнографическое исследование)

09.04.13 | yabgu

http//photoload.ru/data/ee/f1/37/eef1373f274fd8b7fa1680f7258479.jpg


Современные этнокультурные процессы в махаллях Ташкента (этнографическое исследование)
Author: Коллектив
Editor: Под. ред. Ш. М. Абдуллаева
Publisher: Ташкент.,"Фан"
Publication date: 1995
ISBN: 5-648-03166
Number of pages: 176
Format / Quality: JPG
Size: 118,73 Мb
Language: Russian

Цитата:
Соседская община как форма организации общественной жизни отдельного квартала существовала издревле. Она имела несколько названий — махалля (махалат — местность, квартал, жамоа, гузар) — и была не только территориальной, но и административной единицей, самой низовой ячейкой городского и сельского подразделения. Махалля в городе и кишлаке объединяла людей независимо от их социальной и национальной принадлежности. Термин "махалля" по всей республике взят сегодня за основу унификации названия соседской общины.

Соседская община в своей основе традиционно имела ряд непреходящих принципов и специфических для восточного общества черт: демократизм, патернализм (уважение к власти и попечительское отношение ее главы к народу), преемственность, сила нравственного примера и уважения к старшим, забота о будущих поколениях, высокий статус и ценностная ориентация семьи. Все эти принципы прочно живут в сознании узбеков на индивидуальном и массовом уровне. Специфика психологии восточного человека включает в качестве стержневого элемента коллективизм. Восточный человек всегда видит себя в составе определенной общины, и в этом ее огромная ценность для узбека.

Советская власть рассматривала общину как "пережиточный институт" , который якобы должен уйти в прошлое. Однако община оказалась жизнестойкой, стремилась сохранить прежний образ жизни народа, его обычаи, обряды. Советскому режиму приходилось считаться с этим и, чтобы община не вышла из-под его контроля, использовать ее в своих интересах. Официальные власти определили рамки деятельности махаллинских комитетов: учет населения, выдача справок, представление отчетности в вышестоящие органы. Упорная борьба властей с "пережитками прошлого" , традиционным образом жизни мусульманина, попытки подменить его чуждыми народу стандартами лишь внешне изменили образ жизни коренного населения.

В прошлом община представляла собой самодостаточный организм. И социальные связи по большей части были замкнуты внутри нее. В конце XIX — начале ХХ века узбеки чаще всего жили и работали на территории своей махалля, их связи, особенно у женщин, с другими махалля были редкими. В такой общности человек представал не как автономный и самостоятельный субъект, а как часть социальной группы — территориальной общины, религиозного прихода. Он был не только территориально, но и социально ограничен, подконтролен общине, а, с другой стороны, его положение в этом мире было относительно стабильно и защищено социальной общностью.

В ХХ веке возникает потребность в новых знаниях, расширяется поле профессиональной деятельности. В жизнь входят новые социальные нормы и ценности: общеобразовательные школы, вузы, создается огромный мир информации и система ее потребления. Из общества, замкнутого в себе, махалля стала превращаться в открытое общество — и в новых, постиндустриальных условиях нашла нишу для своей деятельности.

На наш взгляд, стойкость и приспособляемость территориальной общины к новой социально-экономической реальности обусловлены специфическим менталитетом узбекского народа, в массовом сознании которого преобладает общинная психология. Как замечает В.И. Бушков, сохранение традиционных институтов является следствием того, что до сих пор "не произошла массовая замена коллективистского самосознания индивидуальным" и жизнь человека определяется не столько индивидуальной волей, "сколько волей и решениями семейных и общинных структур"1. Вместе с тем на современном этапе прослеживается индивидуализация жизненных установок части традиционного сообщества. Община реагирует весьма гибко, не осуждает и не ущемляет стремление к индивидуализму, а довольствуется послушанием большинства. Процесс замены коллективистского самосознания индивидуальным находится на начальной стадии. И от того, как динамично он будет развиваться, зависит будущее общины. Другая проблема — является ли община тормозом в проявлении индивидуальной воли отдельного человека, в зарождении новых черт образа жизни?

Традиционно деятельность общины проявлялась в четырех сферах: хозяйственной, религиозной, ритуальной, общественно-бытовой. На протяжении ХХ века заметно менялось соотношение значимости каждой из них. Эта трансформация определялась реальной политической ситуацией, социально-экономическими, идеологическими и религиозными процессами. По мере социально-экономических изменений в начале ХХ века вес хозяйственных функций в жизни традиционных узбекских общин уменьшается, а в городах исчезает совсем. В связи с тем что при советской власти закрыли большинство мечетей и мактабов, преследовали служителей культа и верующих, почти сошли на нет религиозные функции традиционных сообществ. Хотя подпольно еще долго существовали мактабы, институт ишанства и определенная часть населения совершала некоторые религиозные обряды (намаз, ураза, жаноза).

С обретением независимости в республике махалля возрождаются как демократический орган самоуправления. Раньше община существовала как бы параллельно с советскими государственными структурами, которые не всегда вписывались в ткань местного общества, относились свысока к традиционным социальным организациям. Сегодня махалля заменяют собой прежние советские структуры и становятся органами местного самоуправления. Они получили официальный статус одного из важных звеньев демократического государства, что закреплено в положении " О махаллинских (квартальных) комитетах в городах, поселках и кишлаках республики"2. В 1997 году в Узбекистане насчитывалось свыше 10 тысяч махалля3. Они созданы даже в многоэтажных домах.

Государство видит в общине ячейку общества, от благополучия которой зависит стабильность в республике. С помощью махалля можно решать многие актуальные проблемы: возрождать духовность, традиционные морально-нравственные нормы, воспитывать молодежь, обеспечивать общественный порядок.
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 1108
Рейтинг:
  • 0