Тамерлан построил... - 2007

15.07.09 | Admin

http//photoload.ru/data/6a/70/a0/6a70a091e469207c3709ce5f014f9f8b.gif

Тамерлан построил... - 2007
Author: Екатерина Андреева
Publisher:Журнал "Уфа" - №8 2007
Language:Russian

http//photoload.ru/data/c0/5a/af/c05aaffc668eaa784dbbc2b10db03c.jpg

ТАМЕРЛАН ПОСТРОИЛ...


Какой образованный человек в мире сегодня не слышал о Тамерлане, «железном» воине, покорившем сотни народов? Вряд ли такой найдется. Тогда как, конечно же, мало кто наслышан о поселке Чишмы, что в сорока километрах от Уфы, где Тамерлан оставил незабываемый след в истории.
Многие иностранцы, впервые попадающие в Башкирию, очень быстро улавливают особый восточный колорит уральской, как нас часто называют, глубинки. Откуда же взялся и сохранился этот осколок Востока в образе жизни, мышлении, поведении людей, живущих много веков в славянской, а стало быть, православной среде? С Востока и пришел. Точнее, его привнесли в ковыльные степи башкир исламские просветители из Средней Азии, из Туркестана еще в XIII веке.
И первым исламским проповедником на наших землях стал выходец из Туркестана Хусейн-бек, позднее - после паломничества в Мекку - получивший почетный титул «Хаджи». С тех пор народ его стал величать Хаджи-Хусейн-бек и возвел в Имамы башкир-мусульман.
По преданию, Хаджи-Хусейн-бек жил в кочевье местного хана - Тюра-Барач-хана, что находилось у нынешней деревни Термы - всего в 10 километрах от райцентра Чишмы. Тюра-хан Клюсов, вошедший в историю башкир как ногайский Тура-хан, зимой жил в ставке отца Барач-хана - на месте нынешней Уфы.
Миссионерская деятельность Хаджи-Хусейн-бека всячески поддерживалась семейством хана, благодаря чему за сравнительно короткое время практически все башкиры приняли ислам и стали следовать в своей каждодневной жизни наставлениям пророка Мухаммеда.
Вслед за Хаджи-Хусейн-беком к башкирам прибыли и другие мусульманские служители культа. Однако авторитет первого имама - Хаджи-Хусейн-бека - был в народе непоколебим. Скончался он 7 дня Мухаряма месяца 744 года, то есть в 1330 году. Любимого просветителя похоронили на ханском кладбище Акзират (белое кладбище) - оно расположено по левую сторону от въезда в сегодняшний поселок Чишмы. Могилу первого башкирского имама в народе почитали как святыню, на нее приходили помолиться Аллаху и попросить о помощи.
«А причем тут Тамерлан?» - спросит нетерпеливый читатель. В 1393 году, двигаясь со своей ордой на Москву, Тамерлан, наслышанный об успешном миссионерстве своего земляка Хаджи-Хусейн-бека, решил держать путь через башкирские земли и поклониться праху первого имама. Придя на кладбище Акзират, Тамерлан крайне удивился отсутствию надгробного сооружения над могилой Хаджи-Хусейн-бека - мавзолея, как это было принято на Востоке. Тамерлан дал команду немедленно привезти из Туркестана специальные камни для строительства кэшэнэ - мавзолея.
По сохранившимся архивным документам известно, что камни для этого мавзолея привезли из Бухары на 12 волах. Так, по приказу Тамерлана в 1394 году на кладбище Акзират появилось ставшее сегодня местом паломничества мусульман кэшэнэ Хаджи-Хусейн-бека.
Однако сколь ни прочны были туркестанские камни, ветры и бураны сделали свое - мавзолей постепенно разрушился. И вот 23 января 1845 года в Москву уходит Рапорт исправника Уфимского уезда Управления Оренбургской губернии о том, что у деревень Чишмы и Термы разрушаются мусульманские святыни, ставшие архитектурными памятниками и представляющие большую историческую ценность. Впоследствии начальнику 3-го мещерякского кантона было дано указание о восстановлении и сохранении этих мусульманских святынь. Прибывший в Акзират архитектор Вельяминов-Зернов сделал обмеры разрушающегося мавзолея, потерявшего к тому времени уже свой купол. По записям Вельяминова кэшэнэ было восстановлено, а купол в соответствии с восточными традициями возвели сферическим. Так русские люди, государственные мужи Российской Империи спасли от окончательного разрушения нашу достопримечательность. За что им нижайший поклон.
А как мы сегодня бережем эту святыню? Рассказываем ли о ней детям, обихаживаем ли это место и пропагандируем его хотя бы на российском уровне? Увы. Жители ближайших деревень абсолютно равнодушны в Акзирату и воспринимают его всего лишь как действующее кладбище, на котором сохранились какие-то древние захоронения. У мавзолея, сооруженного за деревней Термы и где пока доподлинно неизвестны имена погребенных, местная молодежь любит потусоваться с бутылочкой пива. О чем свидетельствуют незабвенные - «Здесь был Вася...»
Уникальный памятник архитектуры XIII века сегодня мало кого волнует. В то время как при продуманных действиях и небольших вложениях это местечко всего в
30 минутах езды от башкирской столицы могло бы стать очень привлекательным туристическим маршрутом и нашим национальным брэндом. Но, видимо, не родились еще среди нас такие миссионеры...

Екатерина АНДРЕЕВА

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2181
Рейтинг:
  • 5