Татар халык киемнaре - Татарская народная одежда - 1997
Татар халык киемнәре - Татарская народная одеждаAuthor: Рәмзия Мөхәммәдова
Publisher: Казань:Татарское книжное издательство
Publication date: 1997
Number of pages: 76
Size: 1,9 Mb
Language:Tatar-Russian-English
Цитата:
От наших предков до нас дошло богатое наследство—традиционная одежда, которая за многовековую историю выработала свою особенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.
Под традиционной одеждой мы имеем в виду передававшийся из поколения в поколение костюм, включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавна эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.
Особенностью традиционной одежды является то, что она, тесно связанная с жизнью народа, создавалась не одним человеком, а этнической общностью. Поэтому основные ее элементы по форме были общими для всей этой общности и носили ярко выраженный этнический характер. Повседневные и праздничные формы, одежда бедняков и богачей различались лишь качеством ткани и украшений. Однако это не означает, что традиционная одежда абсолютно схожа. Она очень многообразна, ибо, представляя творчество общности людей, традиционная одежда оставляла широкий простор и для развития яркой индивидуальности. Ни один элемент одежды, даже одного возраста и одной и той же территории, хотя и включал элементы общего типа, не повторял другой. Они соотносились не как копии, а как стереотипы или варианты.
Необходимо также иметь в виду, что традиционная одежда не формировалась как нечто единое на всей территории проживания татар уже в глубокой древности. Она довольно долго существовала как множество местных традиций.
Общим признаком одежды раннего (патриархального) периода являлся ее монументальный стиль.
Вплоть до сер. XIX в. татары всех территорий (как мужчины, так и женщины) носили длинные, широкие рубахи туникообразного покроя и длинную, с цельным остовом, верхнюю одежду. Этому стилю одежды у женщин соответствовали большие нагрудные и накосные украшения, широкие перевязи, широкие же браслеты, а также сложный головной убор. Местное своеобразие особенно ярко сказывалось на декоративном оформлении женских рубах, в формах женских уборов, в том числе и покрывал, а также в способах их повязывания.
Большое значение в формировании одежды и ее местных особенностей имел фактор территории (природа, социально-экономические условия и этническое окружение). Так, территориальная отдаленность татарского населения Окско-Сурского бассейна (мишарей) от основной части этноса — казанских татар способствовала формированию у них, одновременно с общеэтническими, местных особенностей костюма. Это прежде всего касалось женской одежды, что в значительной степени объясняется тем, что женщины вели более замкнутый образ жизни. Изменение устоявшегося стиля одежды представлялось им нарушением каких-то запретных традиционно-моральных норм. При этом надо иметь в виду, что на развитие традиционной одежды большое влияние оказывала религия, которая, проникая в личную жизнь человека, накладывала определенные регламенты и на его одежду. Этим, в частности, следует объяснить тот факт, что развитие традиционной одежды татар-кряшен после их крещения шло не в общем русле развития костюма татар в целом.
Вторая половина XIX в. явилась эпохой зарождения новых сил, которые вдохнули свежую струю в жизнь народа, усилив демократические тенденции. В одежде дух времени сказался в более свободном, творческом подходе к традициям, в том числе и в активизации процесса утраты местных специфических черт одежды, в их консолидации в единую норму. Как известно, в этот период города Казань, Касимов, Уфа, Оренбург, Самара, Тобольск, Тюмень и некоторые другие превратились в крупные торгово-промышленные и культурные центры татарской буржуазии. В этих условиях развитие традиционной одежды происходит как национальное явление на основе пробуждения национального самосознания и национальной культуры. Что же касается тех районов, где население крепче других было привязано к земле, к своему хозяйству и связи с городом были слабы, местные особенности традиционной одежды были еще стойкими и в конце XIX в. Но таких замкнутых районов на этнической территории проживания татарского народа оставалось все меньше и меньше. Под влиянием новых сил, а также формирования национальной культуры серьезные изменения испытала и женская одежда. Она утратила многие архаичные черты костюма середины XIX в.— потеряла монументальность. В то же время распространяются иные по материалу украшенности, отвечающие новым требованиям времени и моды, элементы. Формируется новый, утонченный стиль татарского костюма, в том числе и женского. Появлению этого стиля одежды способствовало широкое внедрение фабричной ткани, особенно ситца, которая давала возможность расширить подол (итак) женской рубахи, появлению воланов (бала итәк), а также фабричных платков. Новому утонченному стилю соответствовали подогнанные к фигуре (в верхней ее части) платья, короткие приталенные камзолы. Этот второй стиль костюма, особенно женского, давал возможность существованию множества вариантов. Так, женская рубаха, в целом оставаясь широкой и длинной (это требование традиции), подвергалась значительным вариациям. Вариативность создавалась главным образом за счет сокращения остова (буй) и образования подола и оборок, воланов.
В мужской одежде новому стилю соответствовали распространенные в начале XX в. несколько укороченные, с выкроенными (без ластовиц) рукавами рубахи, укороченные же, с приталенной спинкой, камзолы, короткие казакины, шаровары (чалбар) общеевропейского образца, на голове—тюбетейка с плоским верхом из черного бархата (кәләпүш), на ногах читек-кәвеш или штиблеты.
В татарском костюме удивительно удачно и эмоционально ярко решена гармония его составных частей. Это относится не только к его лучшим классическим образцам, но и всему народному (крестьянскому) костюму различных территорий. Не зря же традиционную одежду называют сокровищницей народного творчества. Между тем за последние десятилетия выросло не одно поколение людей, которое потеряло связи с традиционной культурой, в том числе и традиционной одеждой. Они не имеют возможности соприкоснуться с ней даже в музейных условиях, ибо у нас нет музея народной одежды; имеющиеся далеко не полные коллекции традиционной одежды татар разбросаны по фондам различных музеев России, куда доступ, к сожалению, не всегда открыт, а интерес к творческому освоению традиционной одежды растет. Настоящее издание призвано хоть в какой-то мере удовлетворить этот интерес.
В его основу положены результаты изучения различных источников: научной и научно-популярной литературы, музейных коллекций и фондов различных научных учреждений, а также материалы экспедиций.
Как известно, традиционная одежда татар издавна привлекала внимание путешественников и исследователей, имеется значительная литература, нередко снабженная рисунками. Так, к XVI — нач. XVIII вв. относятся сведения, имеющиеся в сочинениях европейских путешественников: Герберштейна, А. Олеария, Корнелия де Бруина. Достоверные сведения по одежде татар содержат труды членов академических экспедиций XVIII в.: Г. Миллера, И. Георги, И. Лепехина. Весьма ценные данные по одежде Казанских татар приводятся в книге К. Фукса (первая пол. XIX в.), Ш. Марджани, К. Насыри, И. Н. Вечеслова (вторая пол. XIX в.). Из работ, опубликованных в советский период, в которых содержится богатый материал по традиционной одежде казанских татар, следует отметить работы Н. И. Воробьева. Позже, во второй половине текущего столетия, увидели свет монографии и сборники, посвященные изучению культуры и быта татар других этнотерриториальных групп (мишарей, кряшен, пермских, сибирских и касимовских татар), в которых имеются и разделы по их традиционной одежде. Изучению украшений казанских татар посвящена книга С. В. Сусловой. Сведения по одежде и украшениям казанских татар имеются также в работах, посвященных их декоративно-прикладному искусству.
Как видим, несмотря на значительную научную литературу, накопившуюся к настоящему времени, общей или сводной работы по традиционной одежде татар еще нет.
Значительные сведения по одежде татар, особенно ранних периодов, имеются в популярных изданиях. Здесь мы прежде всего имеем в виду альбомы, журналы и другие иллюстрированные издания, в которых встречаются гравюры, рисунки художников (или репродукции из них) с изображением татар в костюмах, которые, по мнению исследователей, вполне рационально могут быть использованы в качестве этнографического источника. К сожалению, ранние иллюстрации на страницах популярных изданий не всегда снабжены точными паспортами; в лучшем случае указывается, что на рисунке изображен татарин (или татарка). Поэтому пользоваться ими можно лишь в том случае, если читатель хорошо знает территориальные особенности татарского костюма. Исключение, пожалуй, представляет К. Гун (сер. XIX в.), оставивший нам уникальные в этнографическом отношении рисунки казанских татар (мусульман и кряшен) в костюмах, главным образом Елабужского уезда Вятской губернии.
Музейные экспонаты отличаются от других источников своей наглядностью. К сожалению, полных комплексов традиционной одежды татар и в музеях немного, и они, в основном, относятся к периоду конца XIX—нач. XX вв. Что же касается более раннего периода, то имеются лишь отдельные разрозненные элементы костюма.
Наибольшее число коллекций по традиционной одежде и украшениям татар имеется в фондах Государственного музея этнографии народов России (далее: ГМЭНР), Государственного объединенного музея Татарстана (далее: ГОМТ) и музея изобразительного искусства Татарстана (далее: МИИТ). В научном отношении ценные (уникальные) татарские экспонаты по одежде татар имеются также в областных музеях России (Н. Новгорода, Саратова, Пензы, Москвы, Тобольска, Астрахани и т. д.). И сегодня музейные сотрудники продолжают сбор экспонатов (путем экспедиций). Пользуясь случаем, выражаю им глубокую благодарность за их помощь в подборе музейного материала для наших публикаций.
Не менее ценный источник по традиционной одежде представляют материалы, обнаруженные во время экспедиций. Нередко у населения (в сундуках) сохраняются еще такие уникальные элементы традиционной одежды, которые могут быть использованы при восстановлении местных особенностей костюма. Считаем своим долгом выразить глубокую признательность нашим многочисленным информаторам за их бескорыстную помощь в сборе материала для наших работ.
В настоящем издании использованы материалы экспедиций собранные автором в период его работы в Институте им. Г. Ибрагимова АН СССР (1959—1986 гг.). При создании комплексов одежды пермских, сибирских и астраханских татар использованы материалы экспедиции (1990—1995 гг.) Государственного центра татарского фольклора при Министерстве культуры Татарстана.
Некоторые материалы экспедиций, так же как и другие источники (литературные, музейные и др.) уже использовались (автором и другими учеными-этнографами) в различных научных изданиях. На их основе, в частности, составлена программа сбора материала к Атласу этнографии татарского народа по теме «Одежда», готовится и Атлас.
Однако сегодня имеется необходимость публикации сводной работы по традиционной одежде татар исходя из практической потребности широкой общественности, особенно фольклорных коллективов, производство костюмов для которых должно быть целиком подчинено традиционной форме. Настоящая работа может оказать также практическую помощь художникам и костюмерам театров, киностудии в подборе и изготовлении традиционной одежды татарского народа.
Работа подготовлена в государственном центре по сбору, хранению, изучению и пропаганде татарского фольклора при Министерстве культуры РТ. Большинство таблиц даны в цвете. Часть из них восстановлена по черно-белым фотографиям, рисункам или выполнена по эскизам автора художником названной организации. Значительная часть цветных слайдов сделана старшим научным сотрудником фольклорного центра Маратом Хуснуллиным. В ходе работы над созданием настоящего труда постоянную поддержку и помощь оказывал нам директор татарского фольклорного центра, собиратель и исследователь татарского музыкального фольклора, композитор Кутдус Мирзасалихович Хуснуллин. Коллегам, содействовавшим созданию настоящей работы, автор выражает глубокую признательность.
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: