Татар халык киемнaре - Татарская народная одежда - 1997

14.09.09 | Admin

http//photoload.ru/data/93/aa/a2/93aaa29263d4040a9099001cc887d333.jpg

Татар халык киемнәре - Татарская народная одежда
Author: Рәмзия Мөхәммәдова
Publisher: Казань:Татарское книжное издательство
Publication date: 1997
Number of pages: 76
Size: 1,9 Mb
Language:Tatar-Russian-English

Цитата:
От наших предков до нас дошло богатое наследство—традицион­ная одежда, которая за многовеко­вую историю выработала свою осо­бенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражаю­щий эстетические идеалы народа.

Под традиционной одеждой мы имеем в виду передававшийся из поколения в поколение костюм, включавший в свой состав ком­плекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавна эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.

Особенностью традиционной одежды является то, что она, тесно связанная с жизнью народа, созда­валась не одним человеком, а эт­нической общностью. Поэтому ос­новные ее элементы по форме бы­ли общими для всей этой общности и носили ярко выраженный этни­ческий характер. Повседневные и праздничные формы, одежда бед­няков и богачей различались лишь качеством ткани и украшений. Од­нако это не означает, что традици­онная одежда абсолютно схожа. Она очень многообразна, ибо, пред­ставляя творчество общности лю­дей, традиционная одежда оставля­ла широкий простор и для развития яркой индивидуальности. Ни один элемент одежды, даже одного воз­раста и одной и той же территории, хотя и включал элементы общего типа, не повторял другой. Они соот­носились не как копии, а как сте­реотипы или варианты.

Необходимо также иметь в виду, что традиционная одежда не фор­мировалась как нечто единое на всей территории проживания татар уже в глубокой древности. Она довольно долго существовала как множество местных традиций.

Общим признаком одежды ран­него (патриархального) периода яв­лялся ее монументальный стиль.

Вплоть до сер. XIX в. татары всех территорий (как мужчины, так и женщины) носили длинные, широ­кие рубахи туникообразного покроя и длинную, с цельным остовом, верх­нюю одежду. Этому стилю одежды у женщин соответствовали большие нагрудные и накосные украшения, широкие перевязи, широкие же браслеты, а также сложный голов­ной убор. Местное своеобразие особенно ярко сказывалось на декоративном оформлении женских рубах, в формах женских уборов, в том числе и покрывал, а также в способах их повязывания.

Большое значение в формиро­вании одежды и ее местных осо­бенностей имел фактор территории (природа, социально-экономичес­кие условия и этническое окруже­ние). Так, территориальная отда­ленность татарского населения Окско-Сурского бассейна (мишарей) от основной части этноса — казан­ских татар способствовала форми­рованию у них, одновременно с об­щеэтническими, местных особен­ностей костюма. Это прежде всего касалось женской одежды, что в значительной степени объясняется тем, что женщины вели более зам­кнутый образ жизни. Изменение ус­тоявшегося стиля одежды пред­ставлялось им нарушением каких-то запретных традиционно-мораль­ных норм. При этом надо иметь в виду, что на развитие традиционной одежды большое влияние оказыва­ла религия, которая, проникая в личную жизнь человека, наклады­вала определенные регламенты и на его одежду. Этим, в частности, следует объяснить тот факт, что развитие традиционной одежды татар-кряшен после их крещения шло не в общем русле развития костюма татар в целом.

Вторая половина XIX в. явилась эпохой зарождения новых сил, ко­торые вдохнули свежую струю в жизнь народа, усилив демократи­ческие тенденции. В одежде дух времени сказался в более свобод­ном, творческом подходе к тради­циям, в том числе и в активизации процесса утраты местных специфи­ческих черт одежды, в их консоли­дации в единую норму. Как известно, в этот период города Казань, Касимов, Уфа, Оренбург, Самара, Тобольск, Тюмень и некоторые дру­гие превратились в крупные торго­во-промышленные и культурные центры татарской буржуазии. В этих условиях развитие традицион­ной одежды происходит как наци­ональное явление на основе пробуж­дения национального самосозна­ния и национальной культуры. Что же касается тех районов, где насе­ление крепче других было привяза­но к земле, к своему хозяйству и связи с городом были слабы, мест­ные особенности традиционной одежды были еще стойкими и в конце XIX в. Но таких замкнутых районов на этнической территории проживания татарского народа ос­тавалось все меньше и меньше. Под влиянием новых сил, а также формирования национальной куль­туры серьезные изменения испыта­ла и женская одежда. Она утратила многие архаичные черты костюма середины XIX в.— потеряла мону­ментальность. В то же время рас­пространяются иные по материалу украшенности, отвечающие новым требованиям времени и моды, эле­менты. Формируется новый, утон­ченный стиль татарского костюма, в том числе и женского. Появлению этого стиля одежды способствова­ло широкое внедрение фабричной ткани, особенно ситца, которая да­вала возможность расширить подол (итак) женской рубахи, появлению воланов (бала итәк), а также фаб­ричных платков. Новому утонченно­му стилю соответствовали подог­нанные к фигуре (в верхней ее час­ти) платья, короткие притален­ные камзолы. Этот второй стиль костюма, особенно женского, да­вал возможность существованию множества вариантов. Так, жен­ская рубаха, в целом оставаясь ши­рокой и длинной (это требование традиции), подвергалась значитель­ным вариациям. Вариативность со­здавалась главным образом за счет сокращения остова (буй) и образо­вания подола и оборок, воланов.

В мужской одежде новому сти­лю соответствовали распространен­ные в начале XX в. несколько уко­роченные, с выкроенными (без ла­стовиц) рукавами рубахи, укорочен­ные же, с приталенной спинкой, кам­золы, короткие казакины, шарова­ры (чалбар) общеевропейского об­разца, на голове—тюбетейка с плоским верхом из черного бархата (кәләпүш), на ногах читек-кәвеш или штиблеты.

В татарском костюме удивитель­но удачно и эмоционально ярко решена гармония его составных частей. Это относится не только к его лучшим классическим образ­цам, но и всему народному (крес­тьянскому) костюму различных тер­риторий. Не зря же традиционную одежду называют сокровищницей народного творчества. Между тем за последние десятилетия выросло не одно поколение людей, которое потеряло связи с традиционной культурой, в том числе и традиционной одеждой. Они не имеют воз­можности соприкоснуться с ней да­же в музейных условиях, ибо у нас нет музея народной одежды; име­ющиеся далеко не полные коллек­ции традиционной одежды татар разбросаны по фондам различных музеев России, куда доступ, к сожа­лению, не всегда открыт, а интерес к творческому освоению традици­онной одежды растет. Настоящее издание призвано хоть в какой-то мере удовлетворить этот интерес.

В его основу положены резуль­таты изучения различных источни­ков: научной и научно-популярной литературы, музейных коллекций и фондов различных научных учреж­дений, а также материалы экспеди­ций.

Как известно, традиционная одежда татар издавна привлекала внимание путешественников и ис­следователей, имеется значитель­ная литература, нередко снабжен­ная рисунками. Так, к XVI — нач. XVIII вв. относятся сведения, име­ющиеся в сочинениях европейских путешественников: Герберштейна, А. Олеария, Корнелия де Бруина. Достоверные сведения по одежде татар содержат труды членов ака­демических экспедиций XVIII в.: Г. Миллера, И. Георги, И. Лепе­хина. Весьма ценные данные по одежде Казанских татар приводят­ся в книге К. Фукса (первая пол. XIX в.), Ш. Марджани, К. Насыри, И. Н. Вечеслова (вторая пол. XIX в.). Из работ, опубликованных в со­ветский период, в которых содер­жится богатый материал по тради­ционной одежде казанских татар, следует отметить работы Н. И. Во­робьева. Позже, во второй поло­вине текущего столетия, увидели свет монографии и сборники, по­священные изучению культуры и быта татар других этнотерриториальных групп (мишарей, кряшен, пермских, сибирских и касимовских татар), в которых имеются и раз­делы по их традиционной одежде. Изучению украшений казанских та­тар посвящена книга С. В. Сусло­вой. Сведения по одежде и укра­шениям казанских татар имеются также в работах, посвященных их декоративно-прикладному искус­ству.

Как видим, несмотря на значи­тельную научную литературу, нако­пившуюся к настоящему времени, общей или сводной работы по тра­диционной одежде татар еще нет.

Значительные сведения по одежде татар, особенно ранних пе­риодов, имеются в популярных из­даниях. Здесь мы прежде всего имеем в виду альбомы, журналы и другие иллюстрированные изда­ния, в которых встречаются гра­вюры, рисунки художников (или ре­продукции из них) с изображением татар в костюмах, которые, по мне­нию исследователей, вполне ра­ционально могут быть использова­ны в качестве этнографического ис­точника. К сожалению, ранние ил­люстрации на страницах популяр­ных изданий не всегда снабжены точными паспортами; в лучшем слу­чае указывается, что на рисунке изображен татарин (или татарка). Поэтому пользоваться ими можно лишь в том случае, если читатель хорошо знает территориальные особенности татарского костюма. Исключение, пожалуй, представля­ет К. Гун (сер. XIX в.), оставивший нам уникальные в этнографиче­ском отношении рисунки казанских татар (мусульман и кряшен) в кос­тюмах, главным образом Елабужского уезда Вятской губернии.

Музейные экспонаты отличают­ся от других источников своей на­глядностью. К сожалению, полных комплексов традиционной одежды татар и в музеях немного, и они, в основном, относятся к периоду кон­ца XIX—нач. XX вв. Что же касает­ся более раннего периода, то име­ются лишь отдельные разрознен­ные элементы костюма.

Наибольшее число коллекций по традиционной одежде и украшени­ям татар имеется в фондах Госу­дарственного музея этнографии на­родов России (далее: ГМЭНР), Госу­дарственного объединенного музея Татарстана (далее: ГОМТ) и музея изобразительного искусства Татар­стана (далее: МИИТ). В научном от­ношении ценные (уникальные) та­тарские экспонаты по одежде татар имеются также в областных музеях России (Н. Новгорода, Саратова, Пензы, Москвы, Тобольска, Астра­хани и т. д.). И сегодня музейные сотрудники продолжают сбор экс­понатов (путем экспедиций). Поль­зуясь случаем, выражаю им глубо­кую благодарность за их помощь в подборе музейного материала для наших публикаций.

Не менее ценный источник по традиционной одежде представля­ют материалы, обнаруженные во время экспедиций. Нередко у насе­ления (в сундуках) сохраняются еще такие уникальные элементы традиционной одежды, которые мо­гут быть использованы при восста­новлении местных особенностей костюма. Считаем своим долгом выразить глубокую признатель­ность нашим многочисленным ин­форматорам за их бескорыстную помощь в сборе материала для на­ших работ.

В настоящем издании использо­ваны материалы экспедиций со­бранные автором в период его ра­боты в Институте им. Г. Ибрагимова АН СССР (1959—1986 гг.). При со­здании комплексов одежды перм­ских, сибирских и астраханских та­тар использованы материалы экс­педиции (1990—1995 гг.) Государст­венного центра татарского фольк­лора при Министерстве культуры Татарстана.

Некоторые материалы экспеди­ций, так же как и другие источники (литературные, музейные и др.) уже использовались (автором и другими учеными-этнографами) в различных научных изданиях. На их основе, в частности, составлена программа сбора материала к Атласу этногра­фии татарского народа по теме «Одежда», готовится и Атлас.

Однако сегодня имеется необхо­димость публикации сводной работы по традиционной одежде татар исходя из практической потребно­сти широкой общественности, осо­бенно фольклорных коллективов, производство костюмов для кото­рых должно быть целиком подчине­но традиционной форме. Настоя­щая работа может оказать также практическую помощь художникам и костюмерам театров, киностудии в подборе и изготовлении традици­онной одежды татарского народа.

Работа подготовлена в государ­ственном центре по сбору, хране­нию, изучению и пропаганде татар­ского фольклора при Министерстве культуры РТ. Большинство таблиц даны в цвете. Часть из них восста­новлена по черно-белым фотогра­фиям, рисункам или выполнена по эскизам автора художником на­званной организации. Значительная часть цветных слайдов сделана старшим научным сотрудником фольклорного центра Маратом Хуснуллиным. В ходе работы над со­зданием настоящего труда постоян­ную поддержку и помощь оказывал нам директор татарского фольклор­ного центра, собиратель и исследо­ватель татарского музыкального фольклора, композитор Кутдус Мирзасалихович Хуснуллин. Коллегам, содействовавшим созданию настоя­щей работы, автор выражает глубо­кую признательность.
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Password: turklib

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 5151
Рейтинг:
  • 5
MySQL ERROR [query]: *** (you don't have a permission to see this error) ***