Трактат о каллиграфах и художниках - Кази Ахмед

10.09.13 | yabgu

http//photoload.ru/data/e7/77/16/e77716f701452b971d0fc9c4bddcc23d.jpg


Трактат о каллиграфах и художниках
Author: Кази Ахмед
Введ., пер. и коммент. Б. Н. Заходера
Publisher: М.—Л."Искусство"
Publication date: 1947
Number of pages: 201
Format / Quality: Pdf
Size: 8,7 Mb
Language:Russian

Цитата:
Обращаясь к исследованию законов мусульманской каллиграфии, стоит обратить внимание на определенный жанр в литературе, поэтико-теоретический, посвященный искусству – это знаменитые «Трактаты» по каллиграфии. Самая ранняя из дошедших до нас рукописей, «Устав цеха живописных дел мастеров», датируется рубежом 14-15 вв.н.э., а остальные трактаты относятся уже к более позднему времени - 16-17 векам н.э. Самые знаменитые из них принадлежат мастерам каллиграфии - Султан-Али Мешхеди, Дуст-Мухаммаду и Кази-Ахмеду Мир-мунши ал-Хусайни. Выдающееся сочинение в стихотворной форме под названием «Канон изображений» (Канун ас-сувар) было создано азербаджанским художником и поэтом Садик-бек Афшара
Поскольку трактаты составлялись каллиграфами, они позволяют ощутить феномен сакрального арабского письма изнутри. Мастера каллиграфии дают наставления своим последователям, излагают каноны и традиции письма, основы духовного опыта каллиграфа, также затрагивая проблему возникновения почерка. В трактатах подробно изложены правила составления рукописной книги: "Четкий почерк", "О приготовлении чернил", "О распознавании [качеств] калама", "О распознавании бумаги", "О цветах бумаги", "Об ахаре и нанесении его на бумагу", "О качествах перочинного ножа", "Об очинке калама", "Отнокительно най-ката", "О пробе калама", "О переписке с помощью мистара". Наряду с описанием технических приемов, большое внимание в трактатах уделяется нравственным правилам, касающимся жизни и поведения каллиграфов - "О распределении времени и поведении каллиграфа".

«В большинстве «Трактатов» приводится легенда о происхождении письма, согласно которой его изобретатель – создатель первого почерка «куфи» - был халиф Али ибн Абу-Талиб» .
О происхождении живописи упоминается в "Уставе цеха живописных дел мастеров": «Если кто спросит, от кого живопись, дай следующий ответ: [от] Мухаммада, избранника Божьего, да благословит его Господь и да пошлет ему мир. Потому что [во время] постройки мечети Медины Всевышний Господь приказал Джибраилу, чтобы [он], сойдя к Мухаммаду, передал [ему повеление] украсить священную мечеть Медины. Хазрат Джибраил, принеся тридцать две краски, вручил их Мухаммаду и обучил его живописи»².

«Дуст Мухаммад называет Али ибн Абу Талиба первым, «кто рисунком и позолотой увеличил красоту письма». Автор трактата знает, что религиозная традиция запрещает изображения человека, но считает этот запрет формальным, не согласным с деяниями пророков: «И хотя внешне по закону шариата у изображения от стыда опущена голова, однако то, что извлекается из книг великих авторов [показывает], что корень этого дела уходит к его святейшеству пророку Даниилу»¹ .

В трактатах мы находим ряд правил, которые необходимо знать и соблюдать каллиграфу, переписывающему Коран. Переписка Корана подчас была делом целой жизни, годы уходили на овледение техникой письма. "Выдвигая положение "чистота письма - чистота души", средневековое мировоззрение предъявляло каллиграфу такие же суровые требования аскетизма, как и к собственно культовым деятелям. Это же мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов"³.

Интересно часто встречающееся в трактатах «указание на семь основ искусства. Так Кази Ахмед пишет: «Как в письме шесть каламов являются основой, так в этом искусстве (речь идет об изображениях. – Б.В.) также указываются семь основ: ислими, хатаи, фаранги, фасали, абр, акрэ, салами». Садик-бек пишет о семи основах, но применительно к орнаменту, называя: ислими, хатаи, абрэ, вагэ, нилуфар, фаранги, банд-е руми. В «Уставе цеха живописных дел мастеров» речь идет о семи обязанностях художника, среди которых главное место занимают религиозные и нравственные. Число семь является традиционным, связанным с магическими представлениями, сложившимися еще на Древнем Востоке. Что же касается самих названий "основ искусства", то здесь пока многое не ясно. Применительно к орнаменту в этих названиях видят определение вида узора в зависимости от мотива, лежащего в его основе (абр - облако) или от места происхождения (хатаи - китайский, фаранги - европейский)"

http//photoload.ru/data/e3/e7/25/e3e725d3b7d2339c41bb28ff92e8635d.jpg


Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2441
Рейтинг:
  • 5