Тюркские корни Москвы Или эпизоды истории Руси XII века

30.10.09 | Admin

http//photoload.ru/data/69/1b/69/691b6924a4de37c9085add4d275bea.jpg

Тюркские корни Москвы Или эпизоды истории Руси XII века
Author: Теймур Атаев
Publication date: 18.10.2009
Language:Russian

Тюркские корни Москвы Или эпизоды истории Руси XII века

Теймур Атаев
Политолог, Азербайджан


14 октября в русском православии отмечался праздник Покрова Божией Матери, появление которого большая часть исследователей связывает с именем князя Андрея Боголюбского. Признав этот взгляд, обратим внимание на одну тонкость - в этот день, в 910 г., во Влахернской церкви (Константинополь) юродивый Андрей столкнулся с чудесным явлением Богородицы,чьи риза, покров и часть пояса, будучи перенесенными из Палестины, хранились в данном храме. Преклонив свои колена, Пресвятая Дева молилась за людей и, сняв со своей головы покрывало, распростерла его над молящимися в храме.
В этой связи, попытаемся, по возможности, определить - что могло способствовать принятию в XII в. великим князем Владимирским решения об объявлении даты 14 октября праздником на Руси?

Политическая подоплека шагов Андрея Боголюбского в религиозном направлении
Став в 1154 г. великим князем киевским, Юрий Долгорукий посадил сына Андрея (будущего Боголюбского) княжить в Вышгороде (под Киевом). Для подготовки в его лице, согласно Житию Святого благоверного князя, близкую себе опору. Но княжение на юге Руси оказалось Андрею не по душе, т.к. он со скорбью воспринимал междоусобные распри князей, бесчинства их дружин, беззащитность населения. Так в нем родилось стремление перебраться в Суздальские земли, где...покой и благочестие, в целях основать единую сильную княжескую державу на севере Руси с единой православной верой(1).
В 1155 г. он самостоятельно покинул место, перебазировавшись в ставший центром Владимиро-Суздальского княжества - Владимир. Куда перевез находившуюся в женском Вышгородском монастыре икону Божией Матери. Ее ценность состояла в том, что она, будучи писанной по преданию святым евангелистом Лукой, являлась одной из двух, в 1131 г. доставленных в Киев из Константинополя (патриархом Лукой Хризовергом). В честь иконы Андрей строит во Владимире Успенский собор, окружая ее особым почитанием. С тех пор она становится известной как чудотворная Владимирская икона Божией Матери. В начале 1160-х гг. о ней появляется Сказание. Первыми же строками определившего, что образ пресвятой Владычицы нашей Богородицы.., обходя все страны, весь мир просвещает и от недугов различных избавляет. Т.е. икона получила как бы общемировое или, скажем, общехристианскую значимость. С другой стороны, посредством перечисления связанных с этой иконой случаев чудес в различных городах Руси, Сказание предстает и общенациональной реликвией(2). В акафисте (песнь, жанр православной церковной гимнографии) Пресвятой Богородице перед Владимирской иконой конкретизируется, что имея в себе благодатное сокровище - икону Твою Владимирскую, преуспеваше от силы в силу Отечество наше. Во дни бо обстояний и напастей не оставила еси род наш, Владычице(3).
Тогда же Андрей устроил гробницы для мощей свв. Леонтия и Исаии, просветителей Ростовских. После строительства Успенского собора, были возведены храмы- Рождества Богородицы в Боголюбове и Покрова Богородицы на Нерли. В свою очередь, успех похода Андрея на волжских болгар (1164 г.) связывался с Владимировской иконой. Параллельно, церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (медовый Спас), в память о крещении Руси и победы над булгарами. Также обратим внимание на воздвижение князем Золотых Ворот во Владимире с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери и церковь Спаса на Княжьем дворе.
Даже беглое перечисление предпринятых Андреем Боголюбским мероприятий церковного характера позволяет предполагать наличие некой планомерности в осуществлении данной религиозной линии. Политический оттенок, которой приоткрывается обращением Андрея все к тому же константинопольскому патриарху Луке Хрисовергу (1162 г.), содержащей просьбу о предоставлении Владимиру и его княжеству собственной митрополичьей кафедры (без подчинения церковной юрисдикции ростовского и суздальского епископства). Андрей даже назвал имя кандидата на место митрополита - Феодора. Тем самым, явно просматривается основная идея владимирского князя - перенести центр политический тяжести Руси из Киева в его княжество. В связи с чем, по всей вероятности, Андрей посчитал актуальным обеспечить религиозное прикрытие политических планов. Говоря другими словами, вследствие осуществляемых им акций, северо-восточный регион вполне мог начать восприниматься как новый религиозный центр Руси. Что приобретало важнейший промежуточный ход к перехвату политического лидерства у Киева. Т.е. налицо - попытка князя установить некое подобие светско-религиозного единства (вокруг своего имени, естественно). Как представляется, сначала на уверенно курируемых им землях с последующим экспортом на всю Русь.

Попытка дистанцироваться от Константинополя
Вместе с тем, вполне возможно, что, предпринимая все свои шаги на перспективу с точки зрения превращения Владимира в центр Руси, глобально Андрей Боголюбский просчитывал и вариант постепенной церковной независимости от Константинополя. С замыканием на Владимире (новой столице) всех региональных епископств. И вот здесь, вероятно, проявляется нюанс, о котором шла речь в самом начале статьи. Т.к. вкупе с вышеотмеченными событиями религиозной направленности, было осуществлено освящение церкви Покрова Богородицы, в честь установленного (без предварительного константинопольского добра) праздника. Но ведь исток празднества шел из Византии. Следовательно, объявлением празднования данного дня Андрей мог преследовать цель проведения некой невидимой, но отчетливой, нити между Константинополем и православной Русью в лице ее северо-восточной части. Причем не просто нити, а непосредственно линии преемственности. Т.к. планы независимости владимирской митрополичьей кафедры от Константинополя сами по себе (в случае результативности) ничего не значили. Потому что единым и главным православным центром все равно оставалась бы Византия, с тяготением к ней всех церквей на местах. А преемственность усиливала позиции Владимира, что было важно для Андрея с точки зрения антикиевской позиции. Ну а в перспективе преемственность становилась важнейшим фактором укрепления авторитета Руси в международном масштабе. Посему, не случайно, что данный праздник отмечается преимущественно в русском православии, при этом считаясь одним из великих.
Наверняка, все эти игры не могли пройти мимо внимания Византии. В связи с чем, в ответной грамоте Андрею патриарх Лука сообщил-Но обновити е митрополиею и поставити от нас в не митрополита, тамо сущаго у благородия твоего Феодора(4). Т.е. константинопольский патриарх дал добро на посвящение Феодора. Но не в митрополита, а в епископа Владимирского. Тем самым, Владимир не выделился в какую-то особую религиозную единицу, т.к. открытие епископских кафедр не было чем-то революционным- оные уже учреждались в Смоленске, Галиче, Перемышле и т.д.

Поход на Киев
Но это не отвратило Андрея от реализации идеи. Приступившего к переносу упора с религиозного поля на политическую стезю. В 1167 г. киевский престол заполучил Мстислав Изяславич, отец которого находился в постоянной вражде (и противостоянии) с отцом Андрея, Юрием Долгоруким. Одновременно в Новгороде был свергнут состоявший в крепком союзе с Суздалем князь Святослав, на место которого заступил сын Мстислава - Роман. Тут для Андрея и настал момент распространить свое влияние на Киев. Но, повторимся, не в целях воцарения (предел мечтаний всех без исключения предыдущих князей) на центральный престол Руси, а для низложения города, как столицы. В связи с чем, как о том гласит обзор второй половины XVII в. Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа (предполагается авторство ректора Киево-Могилянской коллегии, архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля), в 1169 г. князь Андрей Юрьевичь, в то время Князь в Суждали, видя себе быти паче иных Князей ближайшаго, по отцу своем князю Юрию, Престола Киевскаго, абие собравши силу воинственную великую со многими Князьми Российскими, посла к Киеву сына своего Князя Мстислава, иже изгна Мстислава Изяславича из Киева, а в нем посади Глеба(5).
Наряду с дружинами одиннадцати князей, в походе принимали участие и половцы. Киев подвергся страшнейшему разрушению, пострадали церкви и монастыри- иконы поимаша, и книгы, и ризы. Это произошло впервые в русской междуусобной истории (причины вырисовываются из вышеизложенного). Мстислав удалился на Волынь, а опустошенный Киев утерял статус столицы. Вызванный из Переяславля младший брат Андрея - Глеб уже являлся лишь наместником принявшего титул великого князя старшего брата. С этого периода в российской истории великими князьями считаются князья Владимира. Однако, с Новгородом Андрею справиться не удалось (1170 г.). Но, в любом случае, Андрей, по Ипатьевской летописи, самовластець быти всеи Суждальскои земли(6/а), создал во Владимире новый политический центр. Хотя в этом регионе лидерство Андрея сомнений не вызывало, он не сумел распространить полный контроль над многими землями, включая Киев. Правда, возможно, планировал подойти к реализации этого замысла чуть позже, но в 1174 г. Андрей Боголюбский был убит.
Как бы то ни было, в свете киево-владимирских столичных мероприятий, междуусобное противостояние на Руси расцвело значительно более яркими красками, чем в предшествующий период. Что сделало оценку деятельности владимирского князя неоднозначной. Согласно выдающемуся русскому историку XIX-XX вв. Василию Ключевскому, современники готовы были видеть в Андрее проводника новых государственных стремлений. Но его образ действий возбуждает вопрос, руководился ли он достаточно обдуманными началами ответственного самодержавия или только инстинктами самодурства. В лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным(7).
Другая выдающаяся личность, основатель новой науки этнологии Лев Гумилев пишет следующее- Киевляне не любили суздальцев настолько, что законный князь Юрий Долгорукий был ими отравлен. За это его сын Андрей в 1169 г. отдал Киев на разграбление своей рати. Эти факты показывают, что единство Руси было утрачено. Русь превратилась из этноса в суперэтнос, политически раздробленный, как Западная Европа. Но пока столкновения происходили между отдельными княжествами или только между князьями, целостность Русской земли не вызывала ни у кого сомнений. Но к началу XIII в. эти войны изменили свой характер- из внутриэтнических они стали межэтническими. Говоря другими словами, междоусобица расцвела новыми красками - Процесс этнической дезинтеграции привел к превращению Руси из монолитной державы...в конфедерацию восьми полугосударств(8).
Самый известный памятник древнерусской литературы Слово о полку Игореве (датируется концом XII в.) открыто винит в создавшейся ситуации внутренние силы-И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей тоска разлилась по Русской земле печаль обильная пошла посреди земли Русской. Князья же сами на себя крамолу ковали. Другое дело, что междуусобица прекрасно обыгрывалась внешними силами-Тут Немцы и Венециане, тут Греки и Мораване поют славу одному князю и корят другого(9).
В то же время, насильственная смерть Андрея Боголюбского опосредованно затрагивает значимейший оттенок российской истории в географическо-топонимическо-этническом направлении. Речь, как это не покажется странным, идет о...Москве, вернее, ее прародителях.

Юрий Долгорукий и Стефан Кучка
В годы княжества отца Андрея Боголюбского, князя ростово-суздальского и великого князя киевского Юрия Долгорукого, впервые упоминается Москва. Согласно Ипатьевской летописи, в 1147 г. иде Гюрги (Юрий Долгорукий - прим. авт.) воевать Новгорочкой волости, и пришедъ взя Новый Торгъ и всю взя, а ко Святославу (князь новгород-северский - прим. авт.) присла Юрьи, повеле ему Смоленьскую волость воевати...И прислав Гюрги и рече - Приди ко мне, брате, в Московъ. В честь Святослава повел Гюрги устроить обед силен(6/б). А в 1156 г. князь поставил в Москве новую деревянную крепость, разместив отряд княжеской дружины для защиты Суздальского княжества от западных соседей.
Основываясь на повести О зачале царствующего великого града Москвы, научный сотрудник МГУ В.Сорокин пишет о боярине из вятических старшин Стефане Ивановиче Кучке, последнем владельце докняжеской Москвы, которому принадлежали обо полы Москвы реки села красные. Кучково село, Кучково поле были расположены на большой территории, прикрывавшейся от внезапных набегов кочевников с юга и северо-запада долинами Москвы-реки и взгорьем реки Неглинной, а с востока Яузой, текущей тогда в крутых берегах(10).
Исследовавший данный вопрос зампредседателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России, историк Фарид Асадуллин отмечает, что непривычное для русского уха слово кучка, по всей вероятности, может восходить к словам тюркского корня кучюк - маленький, небольшой или, как и имя Кучум, кучу - перемещение, переезд, кочевье. По данным исследователя, правдоподобность этой версии просматривается в наличии активных миграционных процессов между Владимиро-Суздальским княжеством и Волжской Булгарией, в силу географической близости и постоянно расширявшихся торговых связей. Следствием чего, в т.ч., являлось образование смешанных браков и смешанного булгаро-русского населения. Из числа которых, о чем с большой долей вероятности говорит Ф.Асадуллин, был принявший крещение С.Кучка.
В целом, павший от рук воинов Юрия Долгорукого при защите своих владений...хозяин Кучковых сел, по праву может разделить лавры основателя Москвы с Юрием Долгоруким(11). Так, председатель правления Гильдии лингвистов- экспертов, доктор филологических наук Михаил Горбаневский отмечает, что долгое время память о роде Кучковичей сохранялась в названии старинного московского урочища - Кучково поле. Подчеркивая, что сам топоним Кучково упоминается в Ипатьевской летописи под 1176 г. записи как своеобразный синоним Москвы- ...идоша с ним до Кучкова рекше (то есть - М.Г.) до Москвы(12).
Но по какой причине искусственно забыта фамилия Кучков?

Андрей Боголюбский, Улита и авторство основания Москвы
Для начала, можно отметить, что Юрий Долгорукий повелел казнить С.Кучку. Российский историк XVIII в., автор первого капитального труда по русской истории Василий Татищев, со ссылкой на Отечественные достопамятности, описал происшедшее в романическом стиле- когда Юрий, имевший виды на жену С.Кучка, пошел к Торжку, тот посадил ее в заключение. Уведав о том, оставивший войско без всякого определения князь наскоро ехал...на реку Москву, в место проживания Кучков. Не допрашивая ни о чем, Юрий убил С.Кучка, а дочь его выдал за сына своего Андрея (в последующем, Боголюбского). Полюбив весьма место, заложил град, где совершил брак Андреев с дочерью Стефана - Улитой(13).
По данным ряда источников, после женитьбы в окружении Андрея появилось немало Кучковичей. Согласно Повести об убиении Андрея Боголюбского (описывается 28 июня 1175 г. (1174 г.), его доверенный слуга Яким, узнав о казни князем своего брата, примчался к друзьям своим...и задумали убийство Андрея. Среди этих лиц находились-Петр, зять Кучки.., Ключник, Яким, да Кучковичи - всего числом двадцать. Во время нападения на князя проклятые прикончили его, Петр же отсек ему правую руку(14).
Однако, в результате обследования и идентифицирования археологами и антропологами (1934 г.) погребения Андрея Боголюбского было установлено, что у князя отрублена левая рука(15).
Существуют различные версии путания рук автором повести. Так, член политсовета Национал-социалистическое общество (генеральная прокуратура России относит НСО к наиболее активным экстремистским объединениям) Максим Макиенко, ссылаясь на выводы патологоанатов, отмечал-Левая рука отрублена очень аккуратно, что свидетельствует о том, что была отрублена ритуально. Сейчас уже высказывается мнение о том, что на самом деле [Андрей Боголюбский] был скрытым язычником, которых хоронили, отрубая левую руку, а красивая легенда убийства была придумана позже(16).
Не будем анализировать эту версию, но проконстатируем, что среди 617 раскрашенных миниатюр летописного памятника, известной Радзивилловской летописи (Радзивиловский список, предположительно начало XIII в.) наличествует и отражающая убийство Андрея Боголюбского. Изображающая (в т.ч.) женщину, держащую отрубленную левую(!) руку лишенного жизни князя. Под женщиной обычно определяется Улита. К тому же, в некоторых источниках она называется, если и не участником, то одним из организаторов убийства Андрея.
Данная тема, кстати, обыграна в написанном для Исторического Театра Гимназии №248 произведении Андрей Боголюбский (автор Антон Кудрявцев спектакль поставлен в 2005 г.). В уста Улиты вложены следующие слова-Все дышит смертью! Смерть, приди скорее. Пади как тень на голову Андрея! Лишь одного теперь желаю - мщенья!(17/а). Но не вдруг она решила отомстить князю. По сценарию, к этому ее подвела семейно-бытовая ситуация на княжеском пиру, где оказалась пассия Андрея Боголюбского - плененная княжна Булгарская Кремена. Что послужило причиной озлобления Улиты-Как смеет князь Андрей любовницей своей иноплеменной здесь хвастаться на людях!. Молвившей, обращаясь непосредственно к Андрею-К блудодейству и распутству! Ты с девкою булгарскою резвись, покои превращая в дом разврата!. В ответ князь оскорбляет Улиту, свидетелем чего является их сын Глеб, становящийся на сторону матери. Разъяренный отец перекидывается на него, но тут в спор вступает боярин Никита Кучкович, сын Стефана Кучки. Конфликт разгорается, и Андрей наносит кинжалом Никите смертельный удар(17/б). К слову, представляемый среди действующих лиц и исполнителей Стефан Кучка характеризуется как владетель Кучкова поля, подлинный основатель Москвы.
В целом, все вышеописанные эпизоды (естественно, речь не о спектакле), позволили Ф.Асадуллину придти к выводу о не случайности отданного Юрию Долгорукому предпочтения в основании Москвы. Т.к. окончательная редакция исторических фактов происходила уже в позднесредневековый период, когда восторжествовала мессианская идея Москва - Третий Рим и история Русского государства писалась под прямых наследников антично-византийской традиции - великих князей, начиная от отца Юрия Долгорукого Владимира Мономаха. В этом контексте худородный Кучка, чья дочь Улита, мстя за отца, убила князя, для почетной роли основателя Москвы и Московского княжества по понятным причинам явно подходить не мог(11). Не случайно, тот же В.Татищев убиение Андрея Боголюбского Кучковичами называет басней(13).
Хотя, как мы видели, высвечивается и иная версия убийства, факт остается фактом- вне зависимости от мотива, акция имела место быть.
В данном ракурсе можно обратить внимание еще на один ракурс, рассматриваемый Ф.Асадуллиным. Существенным дополнением к историческому сюжету о Кучках он называет контекст прослеживания тюркских корней в происхождении самого Андрея Боголюбского, рожденного от брака Юрия Долгорукого и дочери половецкого (кипчакского) хана Аепы (Аййуба)(11). Действительно, князь был женат дважды- первый раз - на дочери хана Аепы Осекевича. Обычно отмечается, что посредством этого брака отец Юрия - Владимир Мономах намеревался упрочить союз с половцами. В свою очередь, известный российский писатель, историк Вадим Кожинов трактовал данную ситуацию следующим образом- Личность Владимира [Мономаха] - как и сама Русь к середине XI в. - словно бы вобрала в себя тогдашний мир. Являясь внуком Ярослава Мудрого, Владимир Мономах был правнуком шведского короля Олафа и внуком византийского императора Константина Мономаха сам он обручился с дочерью последнего собственно английского (англского) короля Гаральда II. Все эти идущие с Запада и Юга нити, - писал В.Кожинов, - как-то сплелись в личности Владимира. Поэтому старшего сына, Мстислава, он женил на дочери очередного шведского короля (конец XI в.), а в начале XII в. расклад создания семейных союзов оказался совсем иным - Ярополк женился на осетинской княжне, а Андрею и Юрию были определены дочери знатных половецких ханов. В этом выборе, - по В.Кожинову, - надо думать, проявилось осознание евразийской судьбы Руси(18).
С учетом излагаемого цитируемым выше Синопсисом того факта, что князь Андрей прежде крещения нарицашеся Китай(5), Ф.Асадуллин раскрывает- Тюркское имя Китай (Катай) на языке половцев означало крепость, укрепление. От этого корня происходит название исторического места самого древнего (после Кремля) района Москвы Китай-города. Появившегося после того, как в 1534-1535 гг. торговые ряды, составлявшие Великий посад, были обнесены стеной.
А уже далее исследователь резюмирует, что первые свидетельства о Москве говорят о городе, с момента основания соединившим этнически и конфессионально две изначально присущие ему духовно-культурные традиции, восходящие к исламу, прежде всего принявшим его волжским булгарам, и христианству византийского образца, которое в силу исторического выбора стало религией и образом жизни большинства населения как самого города, так и всего Российского государства(11).
На чем и остановимся.

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 2963
Рейтинг:
  • 0