Тюркский мир: радость символов веры - 2001
Тюркский мир: радость символов веры - 2001Author: Абдуллин А. Р.
Publisher: Ядкар, 2001, № 1
Language:Russian
ТЮРКСКИЙ МИР: РАДОСТЬ СИМВОЛОВ ВЕРЫ
А.Р. АБДУЛЛИН
(доклад на “Международном конгрессе тюркологов”, Уфа, июнь-97 г.)
Мир жесток и темен,
Жизнь скупа на добрые слова.
Я ж, чудак, еще чему-то радуюсь,
И душа для радости жива.
Ирек Кинъябулатов
I
Turk dunyasi - тюркский мир. Что нам слышится в этой фразе, что мы вкладываем в нее? Мы говорим: тюркский мир или мир тюрков. Но почему нас не устраивает просто: мир или же тюрки? Почему мир видится тюркским, а тюрки образуют свой мир? Попытаемся продумать сказанное.
Мир, каким он дан нам непосредственно, т.е. в своей обыденности, еще не есть подлинность. Если бы он давался непосредственно, то человек не нуждался бы в мышлении и искусстве. Однако, человек не удовлетворяется данностью и, ищет в ней нечто сокрытое. Человека влечет тайна мира, и мир как он дан, не есть подлинный: подлинность надо еще открыть.
Постижима ли тайна мира? И да, и нет. Тысячелетний опыт истории человечества, его дерзаний, свидетельствует, что тайна эта не постижима. Но этот же опыт говорит, что существование человека не отторжимо от нее: человек неразрывно связан, он устремлен к ней также как к Богу.
Человек смертен и он не может познать бесконечность мира; более того, сама рассудочная, логико-познавательная способность человека ограничена. Логика есть ограничение разума. Логичность рассуждения - это ничто иное как его убедительность, доказательность. Парадокс состоит в том, что начало доказательства недоказуемо. Об этом говорил уже Аристотель, основоположник науки логики. Тем не менее, логика, исходя из “нечто недоказуемого”, позволяет убедительно доказать “что-то”. Где же пребывает это исходное Нечто?
Поскольку оно недоказуемо, то его нельзя обнаружить на путях рассудка. Все, что лежит вне рассудка, т.е. скрыто от него есть Тайна. Человек гордо заявляет, что он познает мир, полагая тотальную познаваемость мира. Но сама познавательная способность основывается на изначально недоказуемом, на том, что мы обозначили словом Тайна, и тайна эта есть тайна самого мира.
Для того, что бы соприкоснуться с тайной, человек должен выйти за границы очевидного и доказуемого, т.е. доступного рассудочному познанию. Тайна таится за пределами непосредственно данного мира. Человек связан с миром - посредством познания, а с его тайной - посредством веры. Выходя за пределы своих познавательных способностей, человек покидает предметный мир и обращается ... к миру символов.
Вера и символ, в этих словах кроется сила тайны бытия мира; тайна мира есть , она просто Есть, а то что есть, без предикатов и определений есть Бытие.
Обращая свой мысленный взор к миру, мы ищем в нем его причину и, следовательно, его необходимость. Только причина мира даст нам его подлинность. Но причина - это слово, понятие выдуманное мышлением. Следовательно, если мы хотим постичь причину мира в ее чистом виде, то сделать это можно только силой мысли, т.е. на пути философствования. Не религия, не наука, а только искусство, философско-поэтическое вдохновение откроет таинственность бытия.
Всматриваясь в мир мы видим: Небо и Землю, Море и Горы, Луну и Солнце. Но видим ли мы их так, как видят это же все люди мира? Нет, и еще раз нет ! Мы видим не просто “небо” но “Gok”; не “землю”, а “Yer”; не “море” и “горы”, а “Deniz” и “Tau”; “Ay ham Koyas”.
Мир дан человеку таким, каков его язык. Язык у нас - тюркский. И мир, единственно для нас возможный - это тюркский мир - Turk dunyasi.
II
Мир тюрков есть тюркский мир. Говоря тюркский мир, мы, тем самым утверждаем цельность мира тюрков; тюркский мир - единый мир. Единство мира возникает из единства его языка. Но что означает это единство?
Единство языка возникает из наличия однокоренных слов. Однако, единство тюрков не в словах, а в их корнях. Единые корни - единят тюрков !
Но корни всегда скрыты от глаз. Корни - это тайна слов. Слово есть знак, если оно указывает на что-то; оно же есть образ, если раскрывает нечто в себе самом. И только слово как символ, сочетает свойства и знака и образа, неся в себе таинственность иного.
Тайна мира обнаруживается в символах. Подлинность тюркского мира открывается в его т.е. тюркских символах. Только посредством единства символов осуществляется подлинное единение мира, а значит и мира тюрков.
Подлинность мира скрыта в его тайне; она же недоступна рассудку. Человек соприкасается с тайной только в одном случае: если он верит в мир таинственных символов. Научное мышление превращает символ в знак, художественное - в образ. И только вера философа сохраняет в символе его подлинность. Мы говорим “вера философа”, ибо философия есть вера в открытость бытия. Бытие открывается только в символах; в них тайна мира открывается как бытие.
Тюркский мир един, ибо таковым быть должен. Лучшие представители тюрков верят в безусловную истину своего единства. Они верят потому, что они лучшие из лучших, ибо для них тюркский мир есть символ и радость его бытия. Вера в единство тюрков, озаряет наш мир. Озарение - это внезапная вспышка радости; радость есть тонкий луч света - просвет бытия.
Идея тюркского мира обретет свою истину и, следовательно, свою подлинность только в том случае, если она т.е. идея будет нести радость. Радость - это единственное обозначение того состояния, которое соответствует проникновенности в тайну мира. Ибо, выйдя за пределы предметного мира, человек теряет все прежние опоры и единственное, что его держит над разверзнувшейся бездной - это радость духа. Радость заменяет человеку все.
Выходя за пределы обыденного мира, мы, тюрки обнаруживаем, что мир, в своей подлинности, который может быть дарован нам есть тюркский. Мы верим в тюркский мир, потому, что это доставляет нам радость, а радость есть первое и последнее основание человека.
Радость открывается человеку как возможность чего-то, как озарение. Открытие возможности радует, ибо такое открытие есть неустанный труд души. Не последующее наслаждение, а процесс упорного поиска, стремления и дерзаний удерживают человека на краю экзистенции, даруя ему радостность его бытия.
III
Что обнаружилось нами теперь? Стремление к подлинности, требует выхода за пределы обыденного мира, ибо подлинность предстает как некая тайна. Выйти за пределы данного мира, значит отказаться от сущего, т.е. предметности, и следовательно, всякой опоры. Безопорность - это сущностная сторона подлинности.
Но, что же тогда будет удерживать в человеке его самость ? Радость. Только в радости человек становится самодостаточным и одновременно открытым бытию.
Миром тюрков является тюркский мир. Вера в тюркский мир будет подлинной тогда, когда в ней будет открываться радость. Следовательно, если мы хотим быть подлинными, осознавая свою принадлежность к тюркскому миру, то мы должны лелеять в душе нечто такое, что будучи принадлежащим тюркскому миру будет одновременно раскрывать тайну его бытия. Это нечто есть еще не распустившийся Цветок духа тюрков, это символ, уходящий своими корнями в тайну бытия. Символ, это всегда еще не распустившийся цветок, т.е. Бутон. Бутон есть реальная возможность. Только в плотном и тугом бутоне пребывает единство тюркского мира - возможность его расцвета.
Символы тюркского мира - это бутон его вечно юной весны. Символы порождают веру, а вера лелеет их. Символы веры как источник духовной радости, вот основополагающая идея, поставленная временем перед духовной элитой тюрков. Единство мира - это единство символов и веры. Подлинная основа мира - это радость веры лелеющей символы. Никакие невзгоды и лишения не могут лишить человека радости веры, ибо символы веры - плод его духа и радости бытия.
Сколько страданий и горя выпало на долю Урала. Но он не сгорбился и не состарился; его вершины по прежнему устремлены в небо, а склоны, покрыты вечно зеленым лесом. Почему зеленый цвет вечен? Потому, что наш предок, Урал-батыр, окропил мир водой Живого Родника, завещая своим соплеменникам, тюркам плениться красотой вечноживой Земли [“Урал-батыр” строки 4080-4103]. И теперь, ничто не может поколебать веру тюрков в силу прекрасного, пока стоят наши вечнозеленые сосны и ели, символы бессмертия и заповедности нашей Земли. ”Донъяны - говорится в сказании “Урал-батыр” - матур тозогэн” (“ Мир создан красотой”) [“Урал-батыр” строка 4065].
Зеленый цвет тюрков - это цвет сосен и елей; он несет в себе, напоминая нам о вечности, о тленности мира и его бессмертии; о великом духе тюрков, окропивших мир святой водой.
IV
Мир, как он является тюркам? Дочь Солнца, богиня Умай (Humai) приоткрыла нам тайну мира: “Донъялагы донъяга кайтты” -”Пребывающее в мире - в мир возвратилось”. [“Урал-батыр”, строки 2831-2832]. Это значит, что мир дается нам таким, каков он есть в своем бытии. Мир тюрков есть мир “вернувшийся из бытия”. Бытие тюрков - это “Былыу”.
Что же такое “былыу”(бытие) ? Былыу - был булыузын булырыгы (бытие - (это) гарант возможности присутствия). Донъялагы - это бытие мира (донъянын былыу). Богиня Умай открыла божественную истину: мир является из своего бытия. Бытие - это Гарант, но всего лишь Возможности, о реальности которой свидетельствует Присутствие явившегося нам мира. Через присутствующее в мире мы говорим о скрытых возможностях. Такое говорение символично; символ устремлен к тайне, к возможностям бытия. Через символы мы обнаруживаем скрытые силы своих возможностей. Но возможности принадлежат бытию, ибо только бытие их гарант.
Как явить в мир то, что сокрыто от него в виде его возможности ? В мир явится то, что радует в бытии, ибо сама радость есть ни что иное, как открывшаяся возможность бытия. Мы верим в это, ибо мыслим; мыслит лишь тот, кто верит в открытость бытия. Вера в открытость бытия наделяет мышление силой, способной совершить это раскрытие. Бытие распускается подобно нежным лепесткам Розы, бытие заговаривает с нами, как заговорила ослепительная роза с Тандысой* [“Конгур Буга” п. 25, 26].
Роза, Голсэсэк - цветок цветков. В ее распускании, в этом акте божественности, наши предки обнаружили свою способность отречься от обыденной суеты, что бы в радостном преклонении и смирении, предаться возвышенному и услышать истину бытия. Распускание розы дарует возвышенную радость, в ней символ смиренного мышления перед тайной раскрытия бытия.
Бутон розы - это символ тюркского мира, его бытия. Как из бутона распускается роза, так из бытия возникает мир. Тюркский мир есть плод мышления о бытии. Все что было порождено мышлением бытия о мире, стало им; роза распустилась: донъялагы донъяга кайтты.
V
Тюркский мир, что это: просто идея или способ нашего бытия ? Обладает ли современный тюркский мир наличным бытием? Поскольку есть мир и пребывающие в нем тюрки, то можно заключить, что имеется и тюркский мир. Синтетическое соединение “мира” с “тюркским” породило новое качество “тюркский мир”. Слово тюркский является предикатом мира. Поскольку “мир” изначально дан, то подлинность “тюркского мира” будет зависеть от смысла вкладываемого в предикат “тюркский”. Тюркский значит относящийся к тюркам. Тюрки - это тюркоязычное народы. Произнося “тюркский” мы, уже тем самым подразумеваем единство и общность тюркоязычных народов. Но имеется ли оно в действительности? Вправе ли мы вообще, употреблять термин “тюрки”? Не превратилось ли это слово, т.е. нечто само по себе божественное, в мертвый термин ?
Наука имеет дело с тем, что она предварительно умертвит; искусство же оживляет мертвое. Слово “тюрки” активно используется наукой, но оно почти не употребляется в нашей повседневной речи. Из жизненного слова, оно превратилось в научный термин. Тюркоязычные народы утратили свою общность и единство. Нас единит не настоящее, а далекое прошлое; тюрки это не мы, а те кто стоял у истоков зарождения тюркского мира. Сегодня нет тюркского мира, того, что некогда обладало наличным бытием и предшествовало нам. Но так ли это ? Несмотря на правильность и правдоподобность этих рассуждений, в нас остается нечто, что удерживает нас от веры в истинность выше сказанного. Мы не верим научному методу, пришедшему к выводу: тюркский мир мертв. Мысль эта абсурдна, ибо бытие не может пропасть. В человеке есть это самое Нечто, что недоступно логичности рассудка. Нечто - недоступное рассудку, т.е. иррациональное, мы назовем Ничто; но главное оно есть, и именно оно удерживает нас от ложной веры. Ничто - это все же Нечто; не наука, но божественная поэзия говорит нам:
Я ж, чудак, еще чему-то радуюсь,
И душа для радости жива.
Это “чему-то” о чем говорит поэт и есть то, что недоступно рассудку. Но недоступность - не означает его отсутствие. Человек,- говорит поэт, - не просто разумное существо, но еще и Чудак. То, что высказал современный поэт, обосновал родоначальник немецкой классической философии (Кант), как бессилие чистого (теоретического) разума перед практическим, т.е. волеизъявлением человека.
Бытие-Ничто открылось поэту, душе человека как Нечто радостное: для радости - говорит поэт - жива душа. Мы верим истине открывшейся поэту, ибо веруем мысля. Подлинная вера - это всегда выход за рамки научной картины мира, это вера философа в открытость бытия Ничто; былыу - был булыузын булырлыгы. Утрата тюркского мира невозможна, ибо есть бытие таящее в себе его возможность.
Философия, т.е. вера в открытость бытия окрыляет дух тюрков. Язык и слово великих мыслителей и поэтов, подобен клекоту парящего орла, этому древнему символу тюрков, гордому вызову и решимости вновь испытать судьбу [“Конгур Буга” п. 16 ]. Тюркский мир - это судьба тюрков; судьбу не выбирают, но испытывают. Быть подлинным, значит следовать своей судьбе.
Подлинный мир - мир озаренный радостью его бытия. Радость мы испытываем как открывшуюся возможность. Наше существование наполняется своим подлинным смыслом, когда мы безустали, в напряженном поиске созидаем мир, открывая его в возможностях его бытия.
Бытие есть Ничто. Ничто, как бытие есть фундамент всего сущего, мира. Ничто как бытие - непоколебимо человеком, ибо недоступно его рассудку; но оно открывается истиной вере. Мир в своем символическом измерении указывает на таинство Ничто, и становится подлинным в символах веры. Взирая на тайну мира, мы мыслим его бытийную возможность, ибо только это радует существо человека, наделяя его подлинностью существования.
Человек живет в мире, его же он и ... покидает. И только бытие остается вечным, порождающим началом мира, в который - приходит человек. Мир, подобно человеку рождается, а значит и возвращается в мир. В этом глубокий смысл и божественная мудрость слов богини Умай: донъялагы донъяга кайтты. Мы верим нашей богине, ибо нас радует этот символ, символ - возвращающий тюрков к истоку своего бытия.
* Тандыса - имя молодой женщины, главного персонажа башкирского эпического сказания “Конгур Буга” (“Бурый Бык”);
Все ссылки отнесены к изданию: Башкирский народный эпос. - М.: Наука, 1977. - 519 с.
2.05.97.
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: