Yakoutie: Epopees Et Improvisations, Siberie 2: Musique Du Monde by Sakha
<b>Yakoutie: Épopées Et Improvisations, Sibérie 2: Musique Du Monde by Sakha</b>
Author: Various Artists
Publisher: Buda Records
Publication date: 1995
Format / Quality: MP3
Size: 60.3 Mb
Total Time: 67:48
Цитата:
Siberie 2: Sakha
Yakoutie. Epics and Improvisations
Якутия. Второй компакт-диск серии с музыкой Сибири посвящён эпическим и импровизационным песням народа саха.
Саха почти 400 тысяч человек – это самая крупная этническая группа Сибири. Саха говорят на тюркском языке с большим количеством монгольских заимствований. Предполагают, что раньше они жили в районе озера Байкал, откуда были вытеснены на север бурятами.
Саха отличаются от большинства остальных народов Сибири тем, что они ведут оседлый образ жизни и занимаются коневодством и скотоводством, несмотря на в высшей степени тяжёлые погодные условия: полюс холода северного полушария находится в Оймяконе, температура тут падает до -83.
Традиционной религией саха является шаманизм. У саха было две разновидности шаманизма – белый и чёрный. Белые шаманы исчезли ещё в 19 веке. Трудно сказать, остались ли ещё сегодня чёрные шаманы, но представление о шаманизме, о своих шаманских корнях играет огромную роль в сегодняшней культуре этого народа.
Компакт-диск открывают два фрагмента эпических песен «олонхо». Буклет указывает, что это популярная версия олонхо, примерно так она звучит в исполнении профессиональных певцов на концертах в театрах Якутска и других городов республики Саха.
Эпос повествует о трёх мирах, между которыми странствует шаман, и в которых совершает подвиги герой.
Поёт Семён Григорьевич Алексеев. В 1992 году, когда была сделана эта запись, ему было 93 года, то есть он родился в 19м веке.
В ритмическом отношении песня дышит свободно, никакой жёсткой сетки под ней нет. Голос певца напряжён, это традиционный стиль пения. Для него характерны микроинтервалы, то есть сдвиг высоты звука меньше чем на полутон, а также гортанные звуки и клокотание, которое можно назвать йодлем – в Альпах и в Африке тоже есть такого сорта звуки. Плотный поток разрывается на согласных звуках, как бы натыкаясь на пустоту. Оттого короткие паузы звучат как уплотнения в потоке звука.
Так петь – это большое искусство.
Илья Михайлович Неустроев поёт пару звуков, а потом играет на традиционном смычковом инструменте, своего рода скрипке. Она называется кырымпа. Звук скрипучий и протяжный. Это тоже фрагмент эпоса.
А вот удивительная песня, которую быстрой скороговоркой проговаривает Екатерина Константиновна Мельникова.
Сначала мы слышим звуки хомуса.
Потом Екатерина Константиновна рассказывает историю о мужчине, который несётся на коне осенним вечером под проливным дождём. Уже совсем темно, и очень холодно, наездник окоченел. Потом певица описывает как красиво идёт группа из десяти человек. Потом рассказывается, как в деревне построили новый клуб. Потом певица смеётся над прибывшим из деревни человеком, который не может привыкнуть к городу.
Но в самом начале песни Екатерина Константиновна рассказывает, кто она такая: она родилась в районе Усть-Алдана, она была младшей дочерью великого певца эпоса олонхо, а её мать была дочерью знаменитого кузнеца. Она любит своего мужа Володю, у неё три ребёнка, её девичья фамилия Бурцева, а фамилия её мужа Мельников, сейчас она живёт на берегу реки Лены, уже в зрелом возрасте она увлеклась пением в стиле чабыргах – то есть в стиле быстрой скороговорки.
Песня, которую поёт Валентина Яковлева, в момент записи ей было 25 лет.
Валентина поёт в стиле «дегерен». Это самый распространённый стиль песен саха, так сказать, обычный. Самое главное в этих песнях – текст. Это протяжные песни, голос хрипловат, он слегка вибрирует и дребезжит.
Валентина поёт старую песню, записанную ещё в 30е годы, молодая невеста обращается к родителям, которых она покидает. Девушка благодарит родителей, она радуется что вышла замуж за любимого человека, её ожидает прекрасное будущее... но клокочущий и тягучий стиль пения превращает радостный текст в плач.
Нет, девушка вовсе не рада своей судьбе.
Цитата:
Review by John Storm Roberts, All Music Guide
The Sakha of Yakutia, in sub-Arctic Siberia, are a non-Muslim Turkic people whose music has been influenced not only by the Mongols but also by the smaller and very different Arctic groups to the north of them: the Even, the reindeer-herding Cukc and other nomadic peoples of Kolyma in Arctic north. The Sakha epics are performed in a style using microtones, glottal stops and hocketing notes that is strikingly different from the way more daily songs are sung.
Цитата:
1. Olonkho De Budurubet Muldiu Bebe (L'origine)
2. Olonkho D'elbet Suppet Uelen Khardaaccy (La Demande En Mariage)
3. Chant De Diulurujar Niurgun Bootur
4. Chant Dejurjun Udan
5. Chant D'ardiamaan Diardiamaan
6. Chant Prénuptial De Tujarmaa Kuo
7. Pleurs De Tujarmaa Kuo
8. Chant D'ajvy Umsuur
9. Mélodie D'osuokhai (Style Abagin)
10. Danse En Rond Osuokhai
11. Mélodie D'osuokhai (Style D'altan)
12. Mélodie D'osuokhai (Style D'amgin)
13. Mélodie D'osuokhai (Style De Betiun)
14. Improvisation (Style Degeren: Le Son De Ma Patrie)
15. Improvisation (Style Dieretii)
16. Cabyrgakh
17. Chant De La Jeune Fille Qui Va Se Marier
18. Tojuk
19. Altannyy Tojuk
<div align="center">
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Password: turklib</div>
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: