«Золотоордынская цивилизация» - Сборник статей. Выпуск 1

22.02.13 | yabgu

http//photoload.ru/data/3f/10/2d/3f102d44c52b54af4e112bd1d13c9c44.jpg


«Золотоордынская цивилизация» - Сборник статей. Выпуск 1
Author: Коллектив
Publisher: Казань: Изд. «Фэн» АН РТ
Publication date: 2008
Number of pages: 176
Format / Quality: PDF
Size: 6,7 Mb
Language:Russian

Цитата:

Содержание


Слово редактора (И.М. Миргалеев)
Кульпин-Губайдуллин Э.С. Спор о цивилизации
Хакимов Р.С. Золотая Орда как вершина тюрко-татарской цивилизации
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Шапка Мономаха – имперский символ татарского происхождения
Почекаев Р.Ю. Статус ханов Золотой Орды и их преемников во взаимоотношениях с государствами Европы (по официальным актам и свидетельствам современников)
Юрченко А.Г. Улус Джучи на карте мира XIV в. (Знаки и символы Каталонского атласа 1375 г.)
Пачкалов А.В. Города Нижнего Поволжья в XV веке
Владимиров Г.В. Образ татар и Золотой Орды в современной болгарской историографии
Ямилова Р.Р. Изучение культуры и искусства Золотой Орды в трудах отечественных исследователей
Миргалеев И.М., Камалов И.Х. К вопросу о взаимоотношениях Золотой Орды с Османской империей
Валеева-Сулейманова Г.Ф., Прудникова А.Н. Мотивы декора надгробий XIII-XV вв. с территории Волжской Булгарии и Крыма
Набиев Р.Ф. О дате и месте выдачи Токтамыш-ханом тарханного ярлыка Бек-Хаджи
Иванов В.А. Памятники кочевников Урало-Поволжских областей Улуса Джучи
Сабитов Ж.М. Аноним Искендера как генеалогический источник
Ханмурзаев И.И., Идрисов Ю.М. Проблема образования средневекового кумыкского государства Шаухальство в контексте политического наследия Улуса Джучи на Северном Кавказе
Пачкалов А.В. Предшественники Царицына
Беспалов Р.А. Источник сведений Казанского летописца о молитве хана Улу-Мухаммеда «русскому Богу» накануне белёвской битвы 1437 года
Миргалеев И.М. Татарская сказка периода Золотой Орды – Сахарное озеро

Новые книги. Отзывы и рецензии
Новая книга по философии Золотой Орды
Стенографический отчет круглого стола, посвященного проблеме цивилизационного подхода изучения истории Золотой Орды (под редакцией Миргалеева И.М.)
Список сокращений
Сведения об авторах
Цитата:

Слово редактора


Раскрыть
[quote]Предлагаемый сборник издается Центром исследований золотоордынской цивилизации при Институте истории Академии наук Республики Татарстан и задуман как постоянное издание статей, посвященных вопросам золотоордынской истории.

Мы считаем, что термину «золотоордынская цивилизация» все еще не придано научного значения. Надеемся, что с началом издания этого сборника данная проблематика получит ответы на многие вопросы. Мы не ставим задачу во чтобы то ни было доказать, что Золотая Орда является цивилизацией. Важно другое – поставить такой вопрос. Возможен ли «цивилизационный» подход к истории Золотой Орды? Как известно, поиски начинаются тогда, когда начинаешь сомневаться и задаваться вопросами. А это важно в целом для татарской и в частности для золотоордынской истории. Ведь история татар все еще не получила объективной оценки – много мифов про «свирепых татар». С другой стороны, если мы говорим о цивилизации, то и выводы должны быть основаны на научных исследованиях. Это важно для Золотой Орды, так как именно в золотоордынский период оформился татарский народ. Татарские государства, по сути, являются продолжениями золотоордынского наследия во всех аспектах культурно-политической жизни. Оценки, данные Золотой Орде, будут соответствовать во многом и татарским ханствам.

На страницах нашего сборника мы предлагаем обсуждать следующие вопросы. Можно ли характеризовать Золотую Орду как особую цивилизацию, и в чем проявлялась «цивилизованность» золотоордынского общества? Была ли она единой цивилизацией? Ведь в Дешт-и-Кыпчаке существовало два совершенно разных мира: мир кочевников-скотоводов и синкретичный мир городов. Можно ли выделить признаки, специфичные для «золотоордынской цивилизации», и был ли особый культурный код в Золотой Орде? В чем выражается отличие цивилизации Золотой Орды от других современных ей цивилизаций?

В последние годы происходит серьезный пересмотр бытовавших в научной среде точек зрений о низком культурном уровне кочевников. Для большинства западных исследований характерно отрицание возможностей симбиоза оседлых и кочевнических культур. Кочевые общества и государства оценивались ими как изначально противостоящие оседло-земледельческой цивилизации. Например, согласно А. Тойнби, кочевые скотоводы в силу своего типа хозяйствования предстают всецело враждебные и противостоящие земледельцам и неспособны к историческому прогрессу. Кочевые народы, согласно его концепции, были лишены внутренних факторов развития, находясь лишь под влиянием внешних условий – климатом, годовыми циклами.

Отечественные исследователи (И.Я. Златкин, М.А. Васильев и др.) с критических позиций указывали на упрощенность концепции истории номадизма А. Тойнби.

А.М. Хазанов выделяет два типа государственности у кочевников, сложившихся в зависимости от характера их взаимоотношений с оседлыми обществами и государствами. Первый тип – это вассально-даннические, т.е. основанные на примитивных формах внешней эксплуатации оседлых обществ. Второй – это интеграция кочевого и оседлого населения в единую политическую систему[1]. Если в начале своего существования Монгольскую империю можно отнести к первому типу государства, то уже независимые улусы чингизидов, пожалуй, кроме Чагатайского улуса, можно отнести ко второму типу. Конечно, самым ярким примером здесь выступает именно Золотая Орда, а ее культура исследователями стала рассматриваться как особое цивилизационное явление в культуре Евразии.

Все же отметим, что обобщающих научных исследований этого вопроса все еще нет. Также она еще не подвергалась детальному анализу и обсуждению. Как указали участники круглого стола и некоторые наши авторы, к настоящему времени ученые насчитывают около 550 определений культуры, где культуру определяют как систему идеальных представлений или как совокупность материальных артефактов. Современными исследователями употребляется и термин «имперская культура», который применяют и к Золотой Орде. Никто не отрицает, что культура городов Золотой Орды – это результат многовекового труда народов, живших задолго до образования собственно Улуса Джучи. Но то, что Золотая Орда все же стала своеобразной культурой, бесспорно.

Круг научных проблем, вошедших в тематику сборника, довольно широк – начиная с концептуальных вопросов истории Улуса Джучи и заканчивая анализом конкретных вопросов золотоордынской истории.

Участники первого круглого стола пришли к выводу, что глобально нужно говорить о существовании мусульманской цивилизации, а внутри нее – тюркской субцивилизации, вершиной которой и стал золотоордынский период с уникальной культурой, со своими особенностями. Поэтому использовать термин «золотоордынская цивилизация» правильно. Более того, в нее должен войти и период татарских ханств, так называемых позднеезолотоордынских государств. А все оговорки о субцивилизации Золотой Орды в глобальной мусульманской цивилизации, о доисламском периоде истории тюрков, о разных ветвях самого тюркского мира, об особых цивилизационных зонах должны быть включены в эту систему как особенности. Конечно, еще остается много нерешенных вопросов, и они должны быть решены учеными разных стран, учитывая интересы и их представления о тематике.

Термин «тюрки» – понятие, общее для всех тюркских народов. Оно включает в себе носителей и огузского и кыпчакского диалектов. А как отметили ряд наших уважаемых авторов, необходимо определить термином и длительное время существовавшей на Волге «тюркской» цивилизации Поволжья. И был поставлен вопрос: как ее называть? Были предложены по обобщающей языковой особенности – гунно-булгарской. Можно предложить общую тюркскую цивилизацию, а внутри этой цивилизации рассмотреть тюрко-татарскую и тюрко-огузскую субцивилизации.

Учитывая рекомендации участников круглого стола «К вопросу о цивилизационном подходе изучения истории Золотой Орды», прошедшего 27 февраля 2008 года в Казани, было решено начать выпуск сборника «Золотоордынская цивилизация». В этих целях была организована редакционная коллегия из ведущих специалистов в данной области. Сотрудничать с нами дали свое согласие М.А. Усманов, Д.М. Исхаков, Иштван Вашари, Р.Г. Фахрутдинов, М.И. Ахметзянов, Э.С. Кульпин-Губайдуллин, Г.Ф. Валеева-Сулейманова, В.А. Иванов, Юлай Шамильоглу, М.Г. Крамаровский, А.Г. Мухамадиев, И.Л. Измайлов, Г.В. Владимиров, А.А. Бурханов, Ильяс Камалов – крупные специалисты по археологии, искусству и истории Золотой Орды.

Оригинальные, интересные и весьма актуальные статьи первого выпуска нашего сборника посвящены проблемам золотоордынской цивилизации в широком смысле этого термина.

Редакция сборника «Золотоордынская цивилизация» обращается к коллегам – историкам, археологам, нумизматам, литературоведам и искусствоведам, а также представителям смежных наук – присылать свои статьи, заметки, рецензии на изданные работы по проблематике сборника.

Также в издании будет уделено внимание проблемам средневековой истории татарского народа, его материальной и духовной культуры, вопросам этнокультурных связей с другими народами и государствами. При отборе материалов предпочтение будет отдано работам научно-проблемного характера с глубинными анализами проблемы, наличием научного аппарата.

И.М. Миргалеев,
руководитель Центра исследований золотоордынской цивилизации
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 1687
Рейтинг:
  • 5