Воины-рабы и гулами в армиях средневекового Востока

25.12.13 | chvv


Армия Саманидов, IX - X века.

****************************************************************************************
Если Вы хотите приобрести электрический клупп Gerat в интернет-магазине, Вы найдет сайт компании производителя здесь. Цены на товары самые оптимальные, на все товары есть гарантия.
****************************************************************************************Воины-рабы и гулами в армиях средневекового Востока

В исламском мире турецкие рабы считались лучшими солдатами. Хотя «турками» тогда принимали в первую очередь людей, говорящих по-турецки, а не тех, кто был турком по национальности. Многие гуламы с северо-восточной границы были выходцами с Трансоксании, т.е. те, кого мы сегодня назвали бы таджиками. Хотя формально гулами и были рабами, находясь в собственности того человека, который их купил, но они представляли высокую ценность и с ними обходились очень хорошо.

Сохранять верность гуламов представляло серьезную задачу для любого правителя. Восстание гуламов мог произойти из-за недостаточно высокого жалованья или плохого обращения. На протяжении X века система применения гуламов распространилась за пределы Ирана и Ирака, вплоть до того, что проникла в армии христианской Грузии и Армении, хотя здесь гуламами часто называли русских и скандинавских наемников.

Трансоксания оставалась главным перевалочным пунктом при торговле рабами-гуламами. Главный рынок невольников находился в Самарканде. До нас дошло подробное описание нескольких гуламских карьер. Один человек по имени Альптегин руководил смешанным полком тюркской гуламской конницы и дайламской пехоты, но потерпев поражение в ходе одной из гражданских войн в Ираке, в 974 году с оставшимися воинами ушел в Сирию. Там они образовали банду и какое-то время занимались грабежом. Затем они встали под знамена Фатимидов.

Другой военачальник Фатимидов по имени Ануштегин, скорее всего он был трансоксанским иранцем, попал в плен под Хуталом, был доставлен в Кашгар на продажу, сбежал и направился в Бухару, где и сдался в плен. Из Бухары его через Багдад отправили в Дамаск. В 1009 году его продали в возрасте 20 лет фатимидскому военачальнику Дизбар. Ануштегин получил фамилию аль-Дизбари, и в течение трех лет занимал выгодную в денежном смысле, но скучную административную должность. Затем его подарили фатимидскому халифу аль-Хакиму. Во дворце аль-Хакима Ануштегин аль-Дизбари получает всестороннее образование, а затем командную должность. Служил в Сирии и Египте, подавил восстание бедуинов и назначен правителем Баальбека, где уже сам стал покупать себе гуламов. В 1023 году он становится правителем Палестины, а вскоре выступает на подавление мятежа в Алеппо. Зная о том, что против него сплетаются интриги, он провозгласил независимость своих владений, но проиграв войну с правительственными войсками, был вынужден бежать. Умер он в 1042 году.

Воины-рабы из других провинций встречались редко. Например, индусы встречались только в восточных провинциях. Точное происхождение европейских гуламов часто невозможно установить, потому как большинство исламских авторов различали только «ромеев» (рум) и «славян» (сакалиба). Один из европейских гуламов по имени Лабиб Благочестивый служил пехотинцем, а затем женился на вдове своего хозяина. Укушенный змеей и временно парализованный Лабиб все же поправился. После этого случая он сбрил свои солдатские усы и предался аскетической жизни. Под сакалиба часто принимались славяне и финно-угры с Балкан и из Восточной Европы. Особенно многочисленны они были в аглабидском Тунисе, фатимидском Египте и на Сицилии в период владычества там мусульман.

ДАЛЕЕ...

Важным ключом живой силы для Египта служила Африка. Для чернокожих гуламов даже имелось специальное название — абид. Чернокожие воины служили в Египте с IX века. Во времена фатимидского султана аль-Хакима (996-1020 г.г.) они составляли половину армии халифата. Чернокожие служили и в армии Аглабидов, где их называли судани, и уважали за послушание. Негры-добровольцы в отличие от рабов известны под названием "зандж".

К X-XI в.в. тысячи свободнорожденных тюркских наемников двигались на юг в поисках заработка. Некоторые из них происходили из языческих племен, другие уже исповедовали ислам. Единственной династией, армия которой была целиком укомплектована тюрками, была династия Караханидов.

С распадом Аббасидского халифата арабские воины, ранее вычеркнутые из официальных списков получающих государственное жалованье, снова стали играть заметную роль в арабских регионах. Гарнизоны (амсар) формировались из местных ополченцев и религиозных фанатиков. Теперь они ткже получали жалованье.

В Палестине и Сирии действия армии поддерживали бедуины. В результате этого широкие массы населения Сирии и Джазиры к концу XI века были милитаризированы. Арабские воины и моряки составляли важную часть армий и флотов Египта и других государств Северной Африки. Однако во многих текстах арабов и североафриканских берберов часто выделяют под общим словом «магриби», т.е. «жители запада». Арабские воины-кочевники появляются в списках египетской армии в конце IX века. Бедуины постепенно начинали оседать. Среди них появлялась земельная аристократия.

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 3670
Рейтинг:
  • 0