Музыкальное наследие Казахстана - Ахмет Жубанов - Избранное - 2007
Музыкальное наследие Казахстана - Ахмет Жубанов - Избранное - 2007Author: Ахмет Жубанов
Publisher: Asyl Mura - 2007
Format / Quality: Mp3
Size: 114 Mb
Цитата:
Трудно назвать сферу музыкальной культуры 20 века, в которую бы А.Жубанов не внес весомого, значительного вклада, не стал бы в ней определяющей, генерирующей новые идеи фигурой. Ахмет Куанович стоял у истоков профессионального музыкального образования, музыкальной фольклористики и музыковедения, стал одним из основоположников композиторской школы Казахстана, основателем новой для казахской культуры формы музицирования – оркестра казахских народных инструментов (ныне это прославленный Государственный Академический оркестр народных инструментов им.Курмангазы). Он был дирижером и педагогом-лектором, автором целого ряда замечательных произведений, аранжировщиком произведений разных музыкальных жанров, собирателем и нотографом народных песен и кюев. Собранные им легендарные сведения о народных композиторах легли в основу его статей, книг, выступлений. Деятельность А.Жубанова в казахской культуре была поистине универсальной и всеобъемлющей, труд – подвижническим, энергия – неистощимой.
Ахмет Куанович Жубанов родился 29 апреля 1906 года в Актюбинской области. В тринадцать лет он лишился отца, но его старший брат – Кудайберген Жубанов – впоследствии крупный ученый, первый казахский профессор-лингвист – много сделал для воспитания и образования Ахмета. По его настоянию вместе с ним Ахмет Куанович в 1929 году едет учиться в Ленинград. В этом центре мировой науки и образования он посещает лекции ведущих музыковедов и филологов, этнографов, становится студентом Ленинградской консерватории, а позже поступает в аспирантуру Академии искусствоведения. Закончить ее ему помешало открытие музыкально-драматического техникума в Алма-Ате, куда Ахмета Куановича отзывают на работу заведующим учебной частью. К этому времени А.Жубанов не только начал записывать казахский музыкальный фольклор, но и стал автором своего первого музыкально-теоретического труда – "Музыкальной азбуки" ("Музыка әліппесі"). В техникуме А.Жубанов открывает Кабинет по изучению народной музыки, экспериментальную музыкальную мастерскую по усовершенствованию народных инструментов и организует ансамбль из 11 студентов-домбристов музыкально-драматического техникума, ставший впоследствии ядром оркестра казахских народных инструментов. Так было положено начало важнейшей работе по сближению и плодотворному взаимодействию казахской традиционной музыки и форм европейской, русской музыкальной культур. Ее результатом стала современное музыкальное искусство Казахстана. А.Жубанов своим личным участием – творческим, интеллектуальным, организационным во многом определил ее сегодняшний облик.
Оркестр казахских народных инструментов – отдельная большая тема творческой деятельности А.Жубанова. Он не только стоял у истоков, а точнее будет сказать, стал творцом этого замечательного явления казахской музыкальной культуры 20 века, но и вложил много труда и сил в создание его репертуара и совершенствование профессионального уровня музыкантов оркестра.
Как композитор А.Жубанов создал яркие произведения в самых разных жанрах – инструментальном, вокальном, хоровом, музыкально-сценическом (оперы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам). Инструментальные произведения А.Жубанова – "Ария", "Романс", "Коктем" звучат как в оригинальном скрипичном исполнении, так и в переложении для кобыза, виолончели и других инструментов. В репертуаре начинающих (и не только) пианистов обязательно присутствуют "Таджикские" и "Казахские танцы". Вокальные же произведения А.Жубанова – всеми любимые "Карлыгаш", "Ак когершин", "Умытпа", "Ак Шолпан" покоряют своей простотой, искренностью и национально самобытным мелодизмом. Из оркестровых произведений наибольшую известность получила сюита "Абай" для оркестра казахских народных инструментов.
Жанр оперы – еще одна вершина, покоренная А.Жубановым-композитором. Опера "Абай", написанная А.Жубановым в соавторстве с Л.Хамиди – произведение, в полной мере соответствующее масштабу гения казахской письменной литературы Абая. Насколько национален Абай, настолько же органична и национальна музыка оперы.
Новую жанровую разновидность оперы представляет радио-опера "Курмангазы". Свой замысел Ахмет Куанович при жизни не успел воплотить до конца. Последние штрихи, инструментовку, концертный и сценический вариант оперы осуществила его дочь – выдающаяся женщина-композитор Газиза Ахметовна Жубанова. Она унаследовала от отца главное – безмерный талант и страстное желание всемерно содействовать развитию и расцвету родной национальной культуры.
В 1-й диск вошли наиболее известные сочинения А.Жубанова – его собственные произведения и обработки кюев для оркестра казахских народных инструментов (часть из них под его управлением), камерные (инструментальные и вокальные) сочинения, а также отрывки из радио-оперы "Курмангазы".
В области музыковедения академиком, народным артистом КазССР, лауреатом Государственной премии А.Жубановым были проторены новые пути. Он надолго опередил свое время и определил самые перспективные направления развития музыковедческой науки Казахстана. Центральная тема Жубанова-музыковеда – народный композитор 19 века, кюйши, творец кюев Курмангазы. Ему принадлежит монография о Курмангазы (1936), сборник кюев Курмангазы, множество статей, среди которых выделяется очерк о Курмангазы из широко известной книги "Струны столетий".
Лекция-концерт "Курмангазы", подготовленная для Казахского радио и прочитанная самим Ахметом Жубановым в эфире, дает яркое представление о великом ученом-исследователе, собирателе-фольклористе и особом лекторском даре. Современники единодушны в оценке мастерства Жубанова-лектора. Он говорил всегда тихим голосом, не повышая интонации, но удивительна была сила и обаяние его личности, благодаря которой слушатели ловили каждое слово великого мастера! Богатство мысли и "сочность" языка, независимость суждений и свобода, импровизационность стиля изложения – все это демонстрирует уникальная архивная запись лекции А.Жубанова, с небольшими сокращениями вошедшая во 2-й диск.
Фрагменты текста А.Жубанова из книги "Струны столетий" (из введения и очерка о Курмангазы).
Привольнее и шире всех инструментов звучит в казахской степи незатейливая спутница кочевья – домбра. О чем только не повествует ее серебряный голос! Ее струны хранят музыкальную мудрость столетий. Домбра – своеобразная и звонкая история кочевых племен. Много замечательных, переживших века произведений создали для домбры безымянные степные музыканты. Свои сочинения для народных инструментов, то есть музыкальные пьесы для домбры, кобыза и сыбызгы, казахи называют кюй. Глубина музыкального языка, наличие чисто инструментальных виртуозных приемов, программный характер изложения этих легенд говорят о том, что на территории Казахстана была высоко развита инструментальная культура.
В первой четверти прошлого века в Букеевской орде было много прославленных кюйши, среди которых особенно выделялся Узак. Устные сведения говорят о том, что Курмангазы был учеником Узака. Однако, превзойдя своего учителя, Курмангазы позднее стал родоначальником одной из музыкальных традиций, носящих подлинно демократический характер. Будучи сам человеком из народа, Курмангазы обогатил казахскую инструментальную музыку, прежде всего тем, что приблизил ее содержание к живой действительности, к непосредственным делам и думам народных масс. До него основой содержания кюев были, главным образом, легенды и народные сказания.
Курмангазы был художником современным, в лучшем смысле этого слова, певцом силы и красоты человека, борющегося за свои права и не склоняющего головы перед испытаниями, таким, каким был в поэзии великий Абай. В героической музыке Курмангазы мы слышим ритмы скачки, мелодии, поющие о победе, звуки фанфар, призывающие к борьбе.
Курмангазы извлекал из домбры максимум заложенных в ней возможностей и ввел много новых приемов игры, расширяющих эти возможности. (…) Вместе с Узаком он участвует во многих состязаниях крупнейших представителей народного музыкального искусства, день за днем развивает свое мастерство и начинает выдвигаться в ряды выдающихся домбристов, овладевая кюями, требующими виртуозного исполнения. Первые сочинения Курмангазы относятся к концу тридцатых годов прошлого столетия. Одним из известных нам кюев начального периода его творчества был «Кишкентай», что в переводе на русский язык означает – «Меньшой», «Малый». По рассказу У. Кабигожина, сообщившего нам этот кюй, Курмангазы посвящает его боевым делам Исатая от имени «младшего брата – старшему брату – народному герою».
Всем кюям Курмангазы свойственен оптимизм сильной натуры, они наполнены духом борьбы и напоминают пламенные стихи Махамбета Утемисова. Безусловно, все они связаны с окружавшей их автора обстановкой, с событиями, которые пережил кюйши в тот или иной период своей жизни. Многие имеют ярко выраженный автобиографический характер. Но каждый из них непременно несет в себе общезначимые идеи и образы.
Содержание диска:
01. Абай сюитасы
02. Айман–Шолпан таrырыбына фантазия
03. Дэулеткерейді куйі
04. Би куй
05. Би куйі
06. Казак маршы
07. Халык куйі Жетім бала
08. Ария
09. Кэктем
10. Ыкыластын куйі Жез киік
11. Романс
12. Карлыгаш
13. Умытпа
14. Ак кэгершін
15. Тэжік билері № 1
16. Тэжік билері № 2
17. Тэжік билері № 4
18. Тэжік билері № 5
19. Курмангазы радио-операсына кіріспе
20. Курмангазы радио-операсына кіріспе ариясы
21. Курмангазы радио-операсына кіріспе ариозосы
22. Халык композиторы Курмангазынын эмірі мен шыгармашылыгы атты дэріс–концерт № 1
23. Халык композиторы Курмангазынын эмірі мен шыгармашылыгы атты дэріс–концерт № 2
24. Халык композиторы Курмангазынын эмірі мен шыгармашылыгы атты дэріс–концерт № 3
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Уважаемый пользователь, вам необходимо зарегистрироваться, чтобы посмотреть скрытый текст!
Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок: