О философии прототюрок

30.11.08 | Xurshid

http//photoload.ru/data/7b/d2/8f/7bd28f15ad5e58d6ec70e584e625.gif

О философии прототюрок
Автор: Рафаэль Мухаметдинов
Издатель: газ. «Звезда Поволжья» г. Казань
Дата издания: 2007

О философии прототюрок

(К вопросу о древности и роли тюркской цивилизации)

«Язык значит намного больше, чем просто
средство общения. Язык знает о жизни все.
В этом «всё» - знание быта, духа, прошлого,
настоящего и прогноз будущего…
Изучение языка приоткрывает тайны, уже
недоступные историкам и археологам,
обнажает корни духовности народа»

(Американский лингвист Кеннет Хейл)


Известно, что чем древнее язык народа, тем древнее будут и его мировозренческие представления, его религия и философия, так как язык тесно связан с системой мышления.
В число самых древних входят языки алтайской языковой семьи, в которую входят тюркские, монгольские, манчжурский, корейский и японский языки. О древности тюркских языков еще в 1937 году писал знаменитый лингвист Н. Марр. Затем эту же мысль в своей книге «АзиЯ» подтвердил и Олжас Сулейменов. В результате научных исследований тюркская лексика была зафиксирована в языках индейцев Америки (Как известно, переселение людей из Азии в Европу произошло между 15000 и 12000 годами до н. э.).
Сейчас уже не вызывает сомнения наличие тюркских слов и в языке самой древней на планете Шумерской цивилизации (Она начала образовываться 4000 лет до н. э.). Слова и элементы грамматики тюркских языков наблюдаются и в языке этруссков (они упоминаются в истории за 1000 лет до н. э.) и древних славян.
Исходя из того факта, что ни у одного языка мира кроме тюркского, не наблюдается подобной лексической и грамматической диффузии в другие языки в масштабах всего земного шара, можно предположить, что этот язык в определенную эпоху был неким мировым суперязыком, некой языковой Атлантидой, которая сильно повлияла на формирование других, более примитивных и поздних языков.
Как известно, предки современных людей первоначально обитали в Африке. Около 75 тыс. лет тому назад люди начинают одеваться и создавать примитивные украшения. Создание украшений говорит о том, что человек старался выделить себя из окружающих, то есть, человечество стремилось от стадного уровня подняться до уровня объединения неких индивидуумов. Примерно в ту же эпоху человек начинает поклоняться солнцу как божеству, то есть, возникает первая примитивная религия.
Мои более чем 20-летние наблюдения и исследования привели меня к следующему выводу: Язык как таковой возник одновременно с появлением индивидуума и религии. Возникновение этих трех элементов было своего рода неким взрывом, который придал эволюции человечества огромный динамизм и резко изменил жизнь людей.
Если Ф. Энгельс считал, что «Труд создал человека», то я бы добавил к этому: «Человека создали язык, возникновение индивидуума и религия».
Как показывают последние исследования, около 60 тысяч лет назад люди из своей прародины-Африки впервые начинают проникать на азиатский континент. Их путь лежал через Аденский пролив на юг Аравийского полуострова, затем по берегу Индийского океана в Южную Индию, затем через Юго-Восточную Азию на острова Индонезии и в Австралию. Эти люди были представителями черной расы.
Где-то в промежутке от 50000 до 30000 лет назад часть этих людей проникает на север Азии и Европы, и под влиянием различных климатических условий из них формируются монголоидная и европеоидная расы.
Первые слова в языке человека формирует как бы сама природа. Речь идет о подражании человеком звукам, существующим в природе. Древние люди, например, некоторые объекты природы обозначали теми звуками, которые издавали эти объекты. Птицу, кричащую «кар-кар» они назвали «карга» (в татарск. яз. «ворона»), издававшую звуки «как-кук» назвали «каккук» (тат. «кукушка»), а долбившую дерево со звуком «так-ток, тук-тук», назвали «тукран» (тат. «дятел»).
Но в природе есть и масса беззвучных объектов, таких как солнце, луна, гора, палка, камень и т. д. Вот нахождение древними некоего механизма для создания имен для этих беззвучных объектов природы явилось своего рода революцией в создании языка.
Этим механизмом оказалось ассоциативное мышление. Проще говоря, это – мышление, основанное на аналогии, на сравнении объектов между собой. Когда древние ломали голову над тем, как же им называть солнце, они нашли определенную связь между этим светилом и птицами, а в нашем конкретном случае – с дятлом. Издавашим звук «тук-тук». Во-первых, птицы, летая в небе, являются самыми близкими к светилу живыми существами. Во-вторых, каждую весну птицы прилетают с юга, то есть, с солнечной стороны. В-третьих, в свои гнезда они откладывают похожие на луну и солнце белые и круглые яйца.
Вследствие этого люди звуками «тук» называли не только птицу (тукран), но начали называть и не издающее звуков солнце. Древнее название солнца можно увидеть в словах, содержащих характеристику (форму, цвет) этого объекта: (т)ак (тат. «белый»), түгәрәк (тат. «круглый»), тәгәрмәч (тат. «колесо»), Тукай (тат. «маленькое солнце, солнышко»).
Ранее мы упоминали, что солнце у древних было первым божеством. Это подтверждает и древнетюркское имя «Тукбирде» (тюркск. «Бог дал»), дававшееся новорожденным. Оно означало, что этого ребенка родителям подарил бог по имени «Тук».
Именно изобретение этого механизма произвело революцию в процессе мышления древнего человека. Впервые в истории звук, вылетев из своего материального гнезда (из горла птицы), отправляется в самостоятельное плавание, другими словами, отделившись от материи, он попадает в мир идеального и абстрактного.
С началом работы этого механизма, начинает формироваться и собственно язык, человек начинает формироваться в современном смысле слова. Затем при помощи ассоциативного мышления из корня «тук» создаются сотни понятий и слов отражающих эти понятия.
Ниже я привожу 10 наиболее древних и важных для человека понятий и слов, их отражающих:
1) Звук, издаваемый объектом природы и название этого объекта: тук-тук, тукран.
2) Форма солнца: түгәрәк.
3) Цвета солнца: (т)ак (тат. «белый»), йакты (тат. «светлый»), der Tag (в нем яз. «день», то есть, светлая, солнечная част суток).
4) Понятие числа «один»: tek (в тур. яз. «единственный»), тәүге (тат. «первый»), такташ (тат. «одинокий камень»), йэк (перс. «один»).
5) Понятие бога: Тукбирде (имя ребенка),
6) Понятие горы или возвышенности: тау (тат. «гора»), dag (тур. «гора»); Древние наблюдали, как через извержение кипящей лавы возникали конусовидные вулканы. И они, вероятно, принимали эту ярко-желтую и оранжевую лаву за солнечное семя. Отсюда у них возникала мысль о связи этих конусовидных вулканов и вообще гор с солнцем. Затем конусовидную форму вулкана люди начинают обозначать просто треугольником, и впоследствии треугольник становится символом солнца или луны. Кстати, все пятиконечные и шестиконечные звезды у всех народов являлись астральными знаками и представляли из себя сочетания двух треугольников, по-разному наложенных друг на друга. Они символизировали единение солнца с луной.
7) Палка, штырь, любая торчащая или заостренная вещь: тайак (тат. «палка»), сук (рус.), тегү (тат. «шить иглой»); Здесь следует сделать пояснение. Палка – это всего лишь форма той же горы, но узкой и высокой, или форма одиноко стоящей крутой скалы.
8) Понятия «дитя, сын, род, народ»: бала-чага (тат. «детвора»), чак-чак (тат. «дети солнца»), Сок-Сок (в тат. фольклоре имена двух братьев), Так-Тагол (киргизское имя), (ч)угыл (тат. «сын»), Кон-Тики (в языке индейцев «сын солнца»); Для объяснения связи между солнцем и дитем могу сказать следующее: Как и яйца птиц, так и мужское семя имеют белый цвет, увязывая белый цвет с солнцем, древние предполагали, что и дети рождались не без помощи этого светила.
9) Понятия «начальник, вождь, каган, царь»: сакчы (тат. «охранник»), таг (у этруссков «религиозный глава, предводитель общества»); Многим народам было свойственно приравнивать своих вождей солнцу. Этот обычай от тюрок перекочевал и к русским. Не зря русские называли князя Владимира (русское «князь» произошло от древнетюркского «күнәш», то есть «солнце») «Владимир – красное солнышко».
В древности считалось, что вожди и каганы знали то, что было недоступно простому народу. Они могли понимать смысл расположения небесных светил, то есть, читали небо. Благодаря этому предсказывали погоду, предвидя судьбу народа, они старались вести его безопасными путями. Люди считали, что эти знания даны каганам солнцем и небом. На это указывает и татарский глагол «укырга» (читать). Первоначальная форма этого глагола, по-видимому, была «(ч)укырга», и его первоначальное значение должно быть «изучать солнце, поклоняться солнцу». К этому значению близок и смысл глагола «чукынырга» (тат. «креститься»).
10) Понятия «бытие, богатство, изобилие, урожай, здоровье, сытость, многочисленность»: тук (тат. «сытый»), саулык (тат. «здоровье»), саглык (тур. «здоровье»), dogma (тур. «рождение»), чок (тур. «много»).
Чтобы приведенная выше эволюция понятий была более убедительной. Давайте свяжем цепочку из этих 10 понятий с другим очень важным корнем. Это – корень «кар».
1) Кар-кар (звукоподраж.), карга (тат. «ворона»).
2) Кар (тат. «снег», снег белого цвета и падает с неба), кара (японск. «красный»), красный (рус.), гореть (рус.).
3) Корылтай (тюркск. «съезд»), хурал (монг. «съезд» – на этих съездах делегаты рассаживались в форме круга), круг, хор, хоровод.
4) — // —
5) Карабирде (тюркск. «имя ребенка, которое означало «Ребенка дал бог по имени Кара»), Хорос (у русских имя бога солнца).
6) Курган, Зиккурат (В шумерском языке «ритуальная пирамида»), гора (рус.).
7) көрәк (тат. «лопата»), керпе (тат. «еж»), карп, кирка, кир (персидск. «мужской половой орган»), хер (рус. вульг. «мужской половой орган»).
8) хёр (чувашск. «дитя, девочка»), girl (англ. «девушка»), тэнгри (тюркск. «бог неба» - более древняя форма была «тэнгири» и означала «сын солнца», где «гир» было «сыном», а «тэн» - солнцем), кеше-кара (тат. «люди»), карын (тат. «живот»), кардәш (тат. «родственник, брат»), булгар («гар» имело значение «народ»), хунгар.
9) (к)ир (тюркск, «мужчина, муж), карт (тат. «старик, старый человек»), Гирей-хан, герой (рус.), herr (немецк. «господин»), герцог, король.
10) куркэм (тат. «прелестный, красивый»).
Связав эти 10 понятий с 10 наиболее важными для древнего человека лексическими корнями из тюркских, индо-европейских и семитских зыков, я создал лингво-философскую таблицу, раскрывающую весь механизм происхождения языков как таковых. Она - универсальный механизм для работы в сфере этимологии и в сфере изучения возникновения первых мировозренческих представлений человека. Эта таблица, на мой взгляд, в сфере языкознания будет иметь такое же важное значение, какое имела для своего времени таблица Менделева в химии.
Данные этой таблицы показывают, что эволюция вышеуказанных 10 понятий опирается в основном на материал тюркских языков, и эта эволюция наиболее убедительно воспринимается именно через эти языки.
Значит, можно сделать вывод, что в сфере формирования языка (в самой начальной стадии) алтайские народы, в частности прототюрки, намного опережали семитские и индо-европейские народы.
А раз они были первыми в языковой сфере, то получается так, что тюрки должны были быть первыми и в области религии и философии, так как все эти сферы неразрывно связаны друг с другом. На факт их первенства указывают и названия древних богов индо-европейских и семитских народов, так как все эти названия имеют тюркское происхождение.
Например, «бог» по-немецки будет «Gott», по-английски – «God», по-персидски – «Khoda», на хинди – «Khooda». Все они, на мой взгляд, восходят к тюркскому слову «кот» (тюркск. «душа, дух, счастье, изобилие»). А само слово «кот» в свою очередь восходит к корню «каз-кар», обозначавшего солнце. Этот корень просматривается в тататарских словах: «кызыл (красный), кызу (горячий), каз (гусь), кар (снег), кара (черный), карга (ворона). Слово «кот» в виде «год» попало и в русский язык. Первоначально слово «год», вероятно, обозначало солнце, совершившее годичный цикл восходов и закатов или прошедшее 4 времени года.
Русское же слово «бог» своим происхождением обязано тюркскому «бога-буга» (бык). Общеизвестно, что многие народы, в том числе и тюрки, в определенную эпоху поклонялись быку. У татар от той эпохи осталось даже слово «Ала буга» (пестрый или солнечный бык), затем этим словом стали обозначать и окуня. Фонема «к» в русском слове «бык» никогда не переходит в «г», поэтому слово «бог» произошло не от русского «бык», а от тюркского «бога».
У семитских народов имена бога, такие как «эла, илу» (у хананейцев), «эль, элох» (у евреев), «илах, Аллах» (у арабов) своим происхождением восходят к таким тюркско-татарским словам как «балку» (сиять, светить), «балык» (рыба), «балдак» (кольцо), «балакай» (дитятко), «Алкай» (имя, дававшееся первому ребенку), «ilk» (тур. «первый»), связанными с понятием «солнце».
Основы «алк, алык, алкай, ilk» вышеприведенных слов полностью совпадают со сруктурой таких семитских слов как «элох, илах, Аллах».
Проникновение в семитские языки тюркских слов, связанных с понятием «солнечного бога» видно из таких арабских слов как «балак» (быть пестрым, слюда), «аллаку» (сияющий), «алк» (сияние), «алака» (посол, пророк).
В связи с влиянием тюрков на семитов, уместно привести сведения о царице Савской, которая правила древнеарабским Сабейским царством, распологавшимся на территории современного Йемена (I тыс. лет до н. э.). Эту царицу звали Балкис. Совершенно не семитское слово, а вот в тюркском есть слово «балкыш», что означает «сияние», И действительно, эта царица обладала просто сияющей красотой, о чем упоминается даже в Ветхом Завете. Более того, бога изобилия у сабейцев звали «Алмак». Это тоже – совсем не семитской, а тюркской структуры слово. В тюркском означает «брать».
У древних тюрок был бог, имя которого могло выражаться одним из ряда корней «тук-сак-чак-так-тау». Роль этого бога выполняло солнце. Гора (тат. «тау»), а осбенно вулкан (тат. «янартау»), были символами солнца.
Гора (тау) также считалась своего рода образной лестницей, через которую можно было приблизиться к солнцу. Именно поэтому тюрки сооружали над усопшими курганы и пирамиды. Считалось, что духи умерших через вершины курганов должны сблизиться с солнцем. Сближение с солнцем у дрених тюрок ассоциировалось с пониманием солнца, вселенной и земной жизни. Это был великий путь познания.
В ту далекую эпоху религия и философия еще не были разделены, поэтому древнетюркская мировозренческая система под названием «тау» была одновременно и религией и философией.
Можно предположить, что древнетюркский принцип «тау» послужил толчком для создания китайцами философской системы «дао» или по-современному «даосизма». Этот тюркский принцип нашел свое отражение в общем законе «дао» (по-китайски «путь»), объясняющем природу, общество и методы мышления.
Первые труды по даосизму были написаны философом Лао Цзы в VI веке до н. э. А полное собрание сочинений по даосизму в 4565 томах было создано в начале Х века н. э. Затем в течение 3-х веков оно постоянно дополнялось.
Позднее закон «дао» от китайцев заимствуется японцами. У них «дао» принимает форму «то» и входит как составная часть в национальную японскую религию под названием «синто» (японск. «путь богов»).
Наш тюркский принцип «тау» помог древним грекам сформировать понятие «теос» (бог), а римлянам – «деус» (бог).
Элемент «тау» просматривается и в начальном слоге этнонима «татар». Корень «тар» здесь имеет значение «племя, народ», а частица «та» (ей соответствует современное татарское слово «дэу» в значении «большой») означает «большой, великий или связанный с небом и солнцем». Таким образом, этноним «татар» означает «большой или связанный с солнцем и небом народ, то есть, небесный народ».



Рафаэль МУХАМЕТДИНОВ.
СНС Ин-та истории АН Татарстана
(Опубликована в газ. «Звезда Поволжья» г. Казань), № 5, 6, 7, 10, 11. февраль-март 2007 г.)
(Окончание следует).

Поделитесь записью в соцсетях с помощью кнопок:

Просмотров: 4597
Рейтинг:
  • 5